«Я работал могильщиком, подмастерьем в морге, администратором в детском развлекательном центре...»
Чего мы не знали о шоу «Зажигание» и его ведущих?
Утреннему шоу на радио «Красноярск Главный» исполнилось 20 лет. Поговорили с ведущими и сопричастными — о специфике профессии, любимых рубриках и рабочих лайфхаках
У программы с солидным возрастом молодой состав — Стас Орлов, Виктор Снегирь, Паша Васюков и Лена Некрасова. Лена — продюсер и появляется в кресле ведущего редко. Стас — стержень программы — за микрофоном в «Зажигании» уже 13 лет. Витя и Паша появились чуть меньше года назад благодаря открытому кастингу, который проходил на шоу, когда двое прежних ведущих решили покинуть проект.

Витя — это про музыку и юмор, иногда чёрный (играет на куче инструментов, делает музыкальные разборы и выступает со стендапом). Пашу можно охарактеризовать фразой из фильма: «Никакой школы! Ничего, научим». Быстрая реакция, масса обаяния и склонность коммуницировать со всем живым!
Впервые «Зажигание» вышло в эфир в конце ноября 2003 года
— Его основателями и ведущими стали Юрий Жигулев и Сергей Васильев. Поскольку оба в прошлом квнщики, то и программу задумывали как нечто весёлое и необычное, чего еще не было в красноярском эфире.
Программу создавали в первую очередь – для себя.
— Чтобы было интересно работать, по крайней мере мысли «а кто же наша аудитория?» на моменте придумывания не возникло от слова совсем. Мы почему-то были уверены, что если «зайдёт» нам, то и людям понравится.
Время показало, что мы были правы.
— Придумывали, в основном, по ночам – сидели и накидывали варианты – что, как, какие рубрики, правда, из того, что изначально было написано, через полгода осталось в эфире процентов 30%. Так что программа «обрастала мясом» в прямом эфире.
Редакция сайта «Сибирь работает», оставшись после эфира, задала ведущим вопросы, чтобы узнать побольше о тех, с кем проводит утро Красноярск.
Кем ты работал до того, как попал в Зажигание?
Работал автомойщиком, мерчандайзером в Coca-Cola, сторожем в страховой компании «Надежда».
Большую часть жизни проработал в торговле – начинал в компании Adidas, работал на японскую табачную компанию, в какой-то момент вспомнил, что учился на Нефтегазе и решил поехать на вахту. Там меня хватило на год.
— Моя нынешняя работа была для меня мечтой – я был фанатом программы и слушал «Зажигание» лет 8. Когда объявили конкурс, друзья сказали «иди, ты должен попробовать», но я очень долго отнекивался.
Когда позвонили и сказали, что я прошел первый этап, пришлось отказаться – я был в другой стране и не планировал возвращаться. Но когда посоветовался с женой, она сказала, что такая возможность выпадает раз в жизни.
— В итоге мы вернулись, ребята дали мне вторую попытку – и вот я здесь.
Я работал могильщиком, подмастерьем в морге, администратором в детском развлекательном центре, директором аниме-магазина, автором программ, телеведущим, преподавателем игры на барабанах.
Как готовишься к эфиру?
Никак. Встаю в 6.30, завтракаю, принимаю душ и еду на работу.
Обычно я приезжаю позже всех. Если рабочий день начинается в 7.00, в 6.45 ты должен быть на месте. Где-то в 7.05 я переступаю порог станции, хотя каждый раз встаю в 6 утра – не знаю, куда теряется это время.
— Чтобы подготовиться, пока еду в машине, стараюсь разминать связки, пою песни, пью немного теплой воды. Это помогает голосу взбодриться и прийти в рабочее состояние. Как таковой подготовки к программе нет, кроме моментов, когда в эфир приходят гости – тогда мы ищем о них информацию, готовим вопросы.
В 7 – начало эфира, в 6.45 я встаю и просто приезжаю, как правило, раньше всех. Когда работа заключается в том, что тебе нужно 4 часа веселиться с приятными людьми, к ней всегда готов. Мне как человеку, который легко может разогнать шутку из пустоты, легко работать в таком режиме.
Чем занимается на работе ведущий утреннего шоу?
Каждый ведущий занят своими делами. У меня задача – быть рулевым эфира, на мне вся радийная рутина – погода, дорожная служба, контроль тайминга, в каком-то смысле, режиссура программы.
Слушателем может показаться, что мы втроем только дурачимся, но это не так. Когда садишься за пульт, сложно быть вовлеченным.
— Кроме общения нужно одновременно контролировать время гостей, музыку, рекламу, партнерские выходы, игры, отбивки. Нужен не один год, чтобы втянуться и понять, как это работает. Все друзья думают, что мой день складывается так: пришел – пошутил – ушел, но это абсолютно не так.
Когда ты работаешь за пультом, ты с 7 до 11 максимально погружен в работу
Моя задача — чтобы человеку, который включил нашу радиостанцию, было весело. Я не очень люблю аудиоконтент, но когда сам был слушателем и попадал на «Зажигание», мне нравилось ехать в такси, слушать ребят и хихикать вместе с ними.
Как быть бодрым, если ты – ведущий утреннего шоу?
Это не всегда получается – быть бодрым. Бывает, я говорю – «сегодня я в таком-то настроении» и рассказываю почему. Мне кажется, гораздо важнее быть честным перед своим слушателем. Если начинаешь изображать наигранный позитив – это слышно, тебе не верят.
Это внутреннее состояние. Я уверен, что Стас, Витя и я – «жаворонки». Я никогда не видел Стаса усталым или вялым, Витю – грустным. Это состояние, в котором ты находишься постоянно – бодрости и весёлости.
Также, как и на любой другой работе. Когда я стал ведущим, то изменил режим, начал ложиться раньше и вставать по будильнику. Выходишь на улицу – и уже нет варианта быть небодрым, погода к этому располагает.
Можно ли научиться импровизировать?
Конечно, научиться можно всему. Что касается импровизации, наверное, нужно научиться расслабляться, быть собой и не бояться ляпнуть лишнего.
— Мы часто импровизируем в эфире, и в том числе за это нас любят. Иногда удачно, иногда нет, но это не перестает быть импровизацией.
Мне кажется, как и в любом деле – некоторые учатся, повторяют за другими, некоторые – приходят и начинают разгонять. Я никогда не учился импровизировать, и у меня небольшой опыт в индустрии. Очень помогает моя общительность, умение быстро формулировать мысли.
Импровизация – это социальный навык. В жизни импровизируешь постоянно, любой диалог – это импровизация.
— Чаще всего, в дружеской беседе мы тоже пытаемся придумать что-то, над чем все смогут посмеяться. На радио – то же самое, только на более широкую аудиторию. Вы уже умеете импровизировать, все нормально, просто продолжайте.
Любимая рубрика в «Зажигании»?
Мне очень нравится рубрика «жалобная книга» (в ней слушатели могут дозвониться в эфир и пожаловаться/похвалить что угодно), потому что здесь можно чуть более развернуто разговаривать со слушателями.
— Зачастую это не «хи-хи, ха-ха», а серьезные моменты, когда ты узнаешь, что людей беспокоит, сравниваешь себя с ними. Ну и рубрика «Про Красноярск», где можно узнать, чем живет город.
Дико обожаю, когда к нам дозваниваются слушатели. Любая рубрика, когда мы получаем звонки – «жалобная книга», какие-то игры. Взаимодействие со слушателями – моё любимое.
Есть определенный пул наших слушателей, которые звонят регулярно и мы с ними уже на одной волне – во всех смыслах
«Групповуха» – проект, который мы начали делать в новом составе, где мы час посвящаем какому-то музыкальному коллективу.
— Мне нравится копаться в музыке, поэтому ребята говорят – мы хотим про Depeche Mode. Я изучаю их музыку, биографию, потом прихожу в эфир с ноутбуком и гитарой, и мы это все воспроизводим, объясняем, почему Depeche Mode – гениальная группа.
Шутка или оговорка, за которую прилетело
Не скажу, что мне прилетело, но мои коллеги припоминали несколько раз, когда я в день смерти Высоцкого поздравил его с днем рождения – перепутал лето с зимой.
Поставил в эфир песню Влади, в которой оказался мат. Пришлось попасть на серьезный разговор и получить штраф.
Мне пока все с рук сходило, что бы я ни вытворял. Для меня самого было удивительно, что в жизни я использую мат, но в эфире легко получается отключать эту опцию.
На сколько дней хватает зарплаты радиоведущего?
Не на много, именно поэтому у каждого радиоведущего есть еще несколько работ, которые позволяют рассчитывать не только на одну зарплату.
— Я работаю в футбольном клубе «Енисей», иногда – ведущим на баскетбольных матчах, иногда на регбийных. Веду церемонии награждений наших особо отличившихся земляков – так или иначе, все это работы, где нужно работать голосом.
Зависит от потребностей и от того, как ты привык в жизни. Помимо работы на радио у меня есть бизнес, который приносит основной доход. Моей семье зарплаты хватило бы где-то на неделю, чтобы жить безбедно.
Я живу припеваючи, мне зарплаты радиоведущего хватает, чтобы прожить весь месяц без проблем.
— Я до сих пор преподаю игру на ударных инструментах, выступаю как комик и играю в музыкальной группе. Весь заработок с дополнительных мест работы я складываю в шкаф и трачу на дурацкие покупки. У меня 6 гитар и нужна седьмая.
Что больше всего бесит в работе?
Прежде всего, это ранний подъем, особенно зимой, когда хочется подольше поваляться, но ты не можешь себе этого позволить.
Чувство, что от тебя ждут постоянного веселья. Мы не роботы и не можем постоянно шутить и смеяться. Иногда обсуждаем серьезные темы, а моя внутренняя собака подсказывает – нужно шутить, должно быть смешно, ведь шоу называется «Зажигание».
— Сложно понимать, в какой момент нужно сделать смешно, в какой момент сдержаться. Бывает, что новость не смешная, а ты смешно подаешь, а по ту сторону радиоприемника это выглядит некрасиво. За это бывает, что сам себя съедаешь.
В остальном же – ничего не бесит, это любимая работа, где чувствуешь себя прекрасно
У меня ни разу не было такого, чтобы я снимал наушники с ощущением «да как же бесит» — вообще нет такого.
Пригождаются ли в жизни навыки радиоведущего?
Помогает навык коммуникации – гораздо проще общаться с людьми, когда ты умеешь доносить свою мысль.
Пока я работаю меньше года на радио, и мне сложно ответить. Но пару раз меня уже узнавали по голосу – это очень приятно.
Постановка голоса, умение говорить «с опорой». Иногда я вспоминаю, что у меня есть такой навык, и всегда чувствую приятную реакцию.
Людям нравится слышать красивый голос, тебя начинают воспринимать по-другому – как более серьезного человека
Есть ли у тебя любимый радиоведущий/радиопрограмма?
Вообще нет таких. Были, наверное, когда я был пацаном и слушал радио, представлял себя на их месте. Из тех, кто приходит на ум – Лёша Вербицкий, который тогда работал на радио «Афонтово».
Да, это всегда был Стас Орлов и «Зажигание». Раньше слушал на радио Энерджи «Шоу с черным перцем», но у них более федеральный формат. А еще Утреннее шоу Сергея Стиллавина – эталон классической радиопередачи.
Есть такой персонаж в игре Fallout 3 – радиолюбитель Тридогнайт, эфир которого игрок слышит во время прохождения. Этот герой в озвучке Бориса Репетуры сделан так круто, что во многом именно он создает атмосферу игры.
Совет для тех, кто хочет попробовать себя в профессии радиоведущего.
Что касается работы голосом – не курить. А еще тепло одеваться, носить шарфы и с утра выпивать стаканчик теплой воды.
Я думаю, что каждый должен уметь подстроиться под общение, уметь держать себя в руках. Научиться этому можно, но только на практике, проходя через такие ситуации.
Самое очевидное – работать с дикцией. У меня с этим была проблема. Заниматься техникой речи начал, когда работал на телеканале, это мне очень помогло.
— Когда смотрю свои старые записи, думаю – как люди вообще со мной разговаривали? Помогло много практики.
Сейчас мы собираемся после эфира, читаем вслух «Волшебника Изумрудного города»
Что делают радиоведущие, пока играет музыка?
Сегодня, например «Что? Где? Когда?» смотрели. Обычно – обсуждаем новости, делимся личными впечатлениями о каких-то событиях.
Ищем информацию, чтобы подготовиться к следующему гостю. Например, сегодня у нас в эфире был кинокритик, и пока играла песня, мы искали что-то, с чего можно начать заход.
Мы по сути продолжаем радиоэфир – общаемся, танцуем, поем и рассказываем истории.