Герой с обложки
Красноярск
28 декабря 2023 г
  • Статья

Фотография требует бесконечных вложений

12 вопросов Юлии Расковой — фотографу, которая снимает мировых звезд, CEO и бизнесменов

Поговорили с одной из самых востребованных фотографов Красноярска о деньгах, съемках и тенденциях в фото, а также о том, нужно ли уезжать из Сибири, чтобы стать успешным фотографом.

Сколько зарабатывает фотограф в Красноярске?

— Фотограф — такая профессия, в которой сколько побегаешь, столько и заработаешь. Репортажники и студийные фотографы получают по-разному, плюс оплата зависит от жанра съемки. Ню, например, всегда стоит дороже, потому что при работе с телом требуется больше обработки.

Я начинала с цены в 500 рублей

Даже помню эту съемку: мы делали фото с девочкой в лесу Академгородка. У меня тогда ещё мылил объектив, но не с чем было сравнивать и казалось, что, в принципе, это сойдет за художественный приём. С этой девочкой мы потом фотографировались не раз, теперь она стала одной из моих лучших подруг.

— Потом цена стала увеличиваться по мере роста запросов клиентов, роста собственных вложений в обучение. Когда я вижу, что качество моих работ растет — я повышаю стоимость.

Как строится твоя внутренняя бухгалтерия?

— Опять же, все очень индивидуально: у кого-то значительная часть дохода может идти на технику, у кого-то больше уходит на развитие, кто-то все выводит в зарплату. Я достаточно много трачу на собственное развитие: постоянно обучаюсь, смотрю лекции по искусству и фотографии.

— Меня спрашивают иногда: «Юля, ты же столько денег постоянно в это вкладываешь, тебе не жалко?». А я даже не смотрела с этой точки зрения. Когда получаешь такое удовольствие от творчества, финансы уходят на второй план.

Мне это необходимо, как пить, дышать — то есть нормально функционировать.

— Но моей графе обязательных расходов даже не это, а помощь приютам для животных. Я помогаю приютам «Верность», «Алькин дом», Центру охраны дикой природы «Инстинкт». У меня самой есть кот из приюта, а всего у меня 2 кота и 2 кошки.

Если говорить о вложениях в обучение – как ты понимаешь, что тебе подходит? 

— Для меня это работает так – я вижу кадр, который мне очень нравится, но я не понимаю, как это сделано, не могу разложить на технические составляющие. Тогда я иду изучать вопрос, покупаю курс и смотрю. 

Мне нравятся уроки в формате бэкстейджей, когда я вижу, как работает фотограф

— Polina Washington, Кемран Ширалиев, Ксения Засецкая — фотографы из России, которые мне очень нравятся. Я за ними слежу и изучаю, как они делают те или иные кадры. Мое творчество на творчество этих фотографов не похоже, но я понимаю, что могу у них что-то для себя почерпнуть интересное.

Любая фотография неразрывно связана с личностью фотографа. Хотим мы этого или нет — абсолютно все уже было снято до нас.

Мы можем привнести что-то новое в фотографию только привнося новое в самих себя

— Поэтому часто развитие — не только просмотр курсов по фотографии. Это чтение книг, изучение других культур, живописи, архитектуры, истории. Мне очень повезло, потому что мне всё это действительно интересно.

Интересна не столько сама по себе фотография, сколько люди, которых я фотографирую. Интересна психология, искусство, живопись. Я всё это изучаю, слушаю, смотрю, путешествую. И вот это всё наполняет и влияет на фото, которые я делаю.

— Поэтому, если кто-то хочет расти как фотограф, это, конечно, плюс, что он смотрит какие-то материалы о технических составляющих съемки. Но без собственного личностного развития какого-то кардинально качественного роста не будет.

Как фотографу повышать свой уровень и начать работать со звездами?

— Фотографы бывают очень неприятными, бывает, ведут себя нагло и ломятся в гримерку к звездам — и это абсолютно никому не нужно. Основное правило при работе со звездами — уважать личные границы человека, уважать его просьбы и желания.

— Сейчас в фотографии идет тенденция к упрощению. Многие снимают на пленку, старые цифровые мыльницы. В работе с артистами это пока что не прокатит — как правило, фотографии для афиш и промо должны быть качественными. Чтобы обеспечить этот уровень, нужен определенный уровень техники.

Хотя уже сейчас есть отдельные артисты, которые используют зернистые снимки, фото с пересветом — то, что раньше считалось браком по качеству. Но даже такие условно бракованные фотографии проще снять на профессиональную камеру и при обработке наложить нужный эффект.

Фото: raskova.ru/kontserty

Как совмещать творчество и коммерцию в фотографии?

— В фотографии есть такие термины, как «профессиональный фотограф» и «фотограф-любитель». И многие понимают их так: профессиональный фотограф снимает за деньги, а любитель – для творчества

Когда говорят «профессиональный фотограф» – имеют в виду не навыки, а профессию, которой человек себя обеспечивает

— Мой подход – не разделять творчество и заработок. Для меня все съемки делятся на два типа – съемка под задачу и свободное творчество. Съемка под задачу – когда клиенты говорят, например: «Юля, нужен бизнес-портрет руководителя для журнала».

Творчество – когда есть запрос «хочу посмотреть на себя твоими глазами, придумай что-нибудь». Между этими типами съемки нет категоричного разделения, при выполнении обеих задач есть творчество.

— Даже если речь идет о бизнес-портрете, то творчество фотографа проявляется в выборе ракурса, света, работе с моделью.  

— Везде есть творчество, и мне удивительно, когда это пытаются разграничить. Конечно, в коммерции есть съемки, которые не по душе. Но даже здесь фотограф может найти точки для своего роста. 

Какие маркетинговые инструменты работают для продвижения фотографа? 

Сайт Юлии: raskova.ru

Какие навыки нужны фотографу, кроме, собственно, умения фотографировать?

— Главные навыки — коммуникативные. Фотографу приходится много общаться с людьми разного склада, и если вы прекрасно ладите с людьми одного типа характера, то это не значит, что вы сможете также успешно найти подход к тем, у кого совершенно другие взгляды на мир.

Здесь важен вот какой момент: я всегда стараюсь в человеке увидеть что-то хорошее, позитивное — и показать это на фотографии.

— Даже если я понимаю, что мы с человеком вообще на разных волнах. Как профессионал я считаю, что обязана найти подход к каждому клиенту.

Какое у фотографа возможно развитие карьеры? 

— Если говорить именно о карьерном росте – в каждом жанре фотографии он свой. Можно стать членом Союза художников России, куда принимают после просмотра отобранных работ, и фотограф становится членом Союза. Это тоже считается определенным показателем в профессиональной среде.

Можно получать аккредитации в зарубежных изданиях, театрах и концертных площадках. Можно дальше идти по пути усложнения продакшена и  собрать большую команду, усложнять процесс и, соответственно, повышать уровень съемки.

— Не знаю, насколько сейчас имеет смысл говорить об этом, учитывая, что тенденции фотографии в последнее время меняются очень быстро и, опять же, все больше идет к упрощению.

Успешный фотограф – это какой?

— В последнее время есть тенденция к успешному успеху любой ценой, трудоголизму — «продвинулся по карьерной лестнице, значит, ты мегакрутой». А что в других сферах жизни? Что делать с тем, что семья, ребенок (у каждого можно здесь подставить что-то свое) остаются заброшенными на это время?

Для меня успешен скорее тот, кто умеет соблюдать баланс и при этом не выгорать

Возможно ли фотографу построить карьеру в Сибири, не уезжая в столицу?

— Опять же — что считать карьерой, чего он хочет, что для себя считает достаточным? Если человек хочет стать фотографом в Vogue — да, ему нужно уезжать в столицу, а точнее — за рубеж.

Если мы подразумеваем под карьерой наличие определенной репутации, навыков, востребованности, то в Сибири есть просто огромное поле для этого. У нас очень много ниш в фотографии вообще не развиты. 

— Например, не развит жанр психологического портрета (не путать с портретом в стиле «я вся красивая стою»). Людям очень не хватает сейчас того, чтобы быть настоящими в кадре, чтобы им позволили быть собой на фотографии, а не играть кого-то.

— Также я встречаю очень мало сильных бизнес-портретов руководителей. В этом направлении тоже можно добиться успеха, начать развиваться, и это будет на пользу как самому фотографу, так и Сибири в принципе.

Как понять, что фотография хорошая?

— Портрет — это не только там, где красиво стоишь, улыбаешься с красивой фигурой в красивом платье. Человек — это очень многогранное существо, он может испытывать разные чувства, эмоции, переживания, быть серьезным, задумчивым, где-то грустить.

Где-то человек может видеть себя не совсем с привычного ракурса. Это не значит, что он должен быть на фото некрасивым, и важно уметь это подать.

— В январе я собираюсь сделать один проект — фотографировать людей с нюансами внешности: витилиго, морщинами, растяжками. Основной задачей здесь будет показать это красиво. Сделать акцент не на недостатках, а на том, что человек с любой внешностью красивый и прекрасный.

Кто является примером/вдохновением для тебя в работе?

 — У артистов я научилась работать. Например, я сотрудничаю с Димой Биланом и научилась у него, как надо работать, РАБОТАТЬ огромными буквами, с утра до ночи. При этом получать удовольствие и выдерживать определенное качество своей работы.

— Если говорить о вдохновении, то меня сильно вдохновляют люди, с которыми я работаю, люди, которых я фотографирую – у всех свои истории, свой успех, своя боль. Каждый ведет свой бой, свою войну в жизни и невозможно не восхищаться этими людьми. Момент, когда я их фотографирую – высший источник вдохновения.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.