Кейс: как компания из Северска рециклит чугунные батареи по инновационной для России технологии
Круговорот батарей в природе: как сделать бизнес на рециклинге
С 2015 года производственно-строительная компания «ТомБат» из Северска занимается восстановлением и реновацией чугунных радиаторов. Здесь придумали свою технологию рециклинга чугунных секций, которая позволяет восстановить первоначальные характеристики и внешний вид радиаторов с минимальным вредом для экологии. В интервью редакции сайта «Сибирь работает» генеральный директор и собственник компании Иван Шишков рассказал о тонкостях такого бизнеса и безотходном производстве, которое нужно всем.
Первые шаги к открытию своего дела
Иван Шишков в «батарейном» бизнесе с 2004 года: еще будучи студентом Томского политеха он познакомился с человеком, который занимался сдачей чугунных батарей на металлолом. И поскольку у нашего героя, как он признается, еще в детстве появилась предпринимательская жилка, Иван договорился с партнером на совместный бизнес, где один его участник занимается непосредственно подготовкой батарей, а другой — их продажей.
— Мне был 21 год, я был студентом и умел проводить время. А осенью — снова учеба на факультете электроники и автоматики физических установок. Я учился на физика-ядерщика, и это сложная профессия, как ни крути.
Когда же Иван Шишков окончил университет, то собирался устраиваться на работу в Сибирский химический комбинат, градообразующее предприятие Северска, — с первого года его основания здесь трудилась почти вся семья предпринимателя.
Я должен был пойти работать в СХК, это своего рода история нашей трудовой династии. Во время прохождения производственной практики моим начальником был парень — и хороший парень, я же решил спросить у него, где он учился, чего за годы обучения достиг. И тот ответил, что в его послужном списке 9 классов и «фазанка».
— А я оглядываюсь на собственный опыт — 9 классов школы, два года серьезного лицея, почти шесть лет университета на сложном факультете. Затем задаю ему еще один вопрос — а что мне нужно сделать, чтобы тоже стать начальником? И начальник ответил: «дождаться, когда я уйду на пенсию».
— А уже через некоторое время мне снова звонят из СХК и предлагают пройти собеседование в комбинатоуправлении, где формировался новый отдел по работе с американскими и немецкими партнерами. 10 человек на место, а я расслаблен, у меня всё хорошо, если не пройду — не сильно расстроюсь.
Но меня пригласили на работу, и я все-таки устроился на комбинат. Только первая зарплата моя составила 8 000 рублей. Тут я вспомнил свою поговорку со студенчества про 20 тысяч и немного загрустил.
Тогда предприниматель решает совместить собственный бизнес-начинание и работу на предприятии. Так, в 2006 году он собрал команду, чтобы снова заниматься батареями, а также продолжил работать на комбинате с зарубежными партнерами.
— Помню, как после работы в офисе я иду в наш цех, переодеваюсь из пиджака в робу и становлюсь рабочим. И я успевал сохранять хорошие показатели на комбинате и вести бизнес. Но в 2014 году наши партнеры из-за рубежа оборвали финансирование, и интересная работа — с командировками, перелетами, отелями и встречами перешла в офисную рутину.
Тогда я принял решение уйти, чтобы заняться собственным бизнесом
В 2015 году Иван Шишков открыл производственно-строительную компанию «ТомБат». В 2018 году предприятие обосновалось на территории заброшенного ремонтно- механического завода СХК, затем в Северске открыли территорию опережающего развития Росатома с льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими преференциями для резидентов.
«ТомБат» стал одним из них первых резидентов, занявшись созданием собственной технологии рециклинга вторичного сырья черных металлов.
— Для понимания: как вообще принято восстанавливать чугунные радиаторы? На металлоприемку сдается чугунная секция, оттуда она попадает на металлургический комбинат, где ее переплавляют — получается чугунная чушка.
Из этой чушки уже на другом металлургическом заводе льют новую форму, скручивая и собирая ее в радиатор.
Мы же берем чугунную секцию, прожигаем ее в печах на определенных температурах, чтобы снять 99 % усталости металла, не меняя его кристаллической решетки на молекулярном уровне. Так чугунная секция остается секцией, она сохраняет форму.
— Получается, что демонтированные радиаторы, пройдя по нашему технологическому циклу, преобразуются в готовые к установке радиаторы, ничем не отличающиеся от новых аналогов.
«Мы не гаражники какие-то, у нас производство более чем на 1 000 «квадратов» и 40+ человек в штате»
Компания занимается рециклингом, но не в том виде, в котором многие привыкли. Экологичность — реально сильная сторона компании «ТомБат», поскольку отсутствие этапа переплавки позволяет недовыбрасывать тонны углекислого газа.
Всё просто: по словам Ивана Шишкова, при переработке тонны чугуна по старинке выделяется две тонны углекислого газа, на предприятии же при переработке 10-15 тонн чугуна в смену — получается недовыбрасывать порядка 30 тонн углекислого газа. Отходами производства можно назвать лишь те чугунные секции, которые в принципе не подлежат восстановлению.
— Среди таких отходов присутствуют и демонтированные чугунные радиаторы отопления, которым наша технология позволяет вернуться на строительный рынок и продолжить приносить пользу обществу еще на протяжении 30 лет и более. И мы готовы перерабатывать чугунные секции, только отдавайте нам их на переработку, у нас есть лицензии качества и все, что нужно. Мы не гаражники какие-то, у нас производство более чем на 1 000 «квадратов» и 40+ человек в штате.
По заверению предпринимателя, чугунные радиаторы по-прежнему остаются актуальными, как показывает опыт и отзывы клиентов компании. В «ТомБате» считают, что они будут в тренде всегда — и благодаря инновационной технологии смогут служить практически вечно.
Чугунные радиаторы обладают одними из лучших технических и эксплуатационных характеристик, такими, как высокая инерционность, антикоррозийная стойкость, устойчивость к загрязнению, а также прекрасно подойдут под любой интерьер за счет вариаций форм, интересных покрытий и цветовых решений.
Доступная цена и большой срок эксплуатации в отличие от других моделей и аналогов обеспечивают постоянный высокий спрос на них, и к тому же это единственные ремонтопригодные радиаторы
Аналогичной технологии по восстановлению чугунных батарей пока еще нет в мире, это наукоемкая инновация, — отмечает Иван Шишков. Недавно в «ТомБате» также адаптировали зарубежную идею, собрав у себя станок для автоматизации внутренних процессов рециклинга, который способен кратно увеличить объемы перерабатываемого сырья и выпуска готовой продукции.
А рециклинг чугунных батарей — это успешная бизнес-история?
Мы покупаем чугунные секции именно как изделия, а не металлолом, и цену на них предлагаем соответствующую, а продаем восстановленные радиаторы тоже на выгодных условиях и ниже рынка, поскольку они побывали в переработке, и мы это понимаем.
— Радиаторы стекаются со всей страны — люди привозят их в наши офисы (сейчас их пять: в Северске, Томске, Красноярске, Новосибирске и Москве) или просят, чтоб мы приехали сами. И мы можем себе позволить такую логистику — как скупать сырье, так и продавать продукцию по всей России.
Немного цифр:
- Более 700 000 секций восстановлено компанией «ТомБат» за годы работы;
- 2 400 000 кг + благодаря инновационной технологии рециклинга недовыбрасывается предприятием углекислого газа;
- Цикл рециклинга одной чугунной секции занимает два дня, вторсырья «Томбат» перерабатывает более 1 200 000 кг в год;
- Восстановленные радиаторы поставляются по всей России — от Калининграда и Крыма и до Камчатки;
- Самый бюджетный радиатор обойдется в 660 рублей / секция, самый премиальный — в 2 400 рублей / секция.
В планах у компании — поиск новых производственных площадок в России и выход на них, а также работа интеграции инновационной технологии рециклинга в существующую схему утилизации отходов строительства. И это действительно сложная задача.