Feathers: от локального бренда одежды до бизнеса на мерче
Среди клиентов молодой компании — СГК, Росмолодежь и ФК «Енисей»
Бренд уличной одежды Feathers запустили два выпускника-юриста Евгений Филипчук и Александр Лазарев в 2018 году: ребята стартанули с коллекции футболок и худи. Сейчас, 5 лет спустя, Feathers вырос из локального красноярского бренда в швейное производство полного цикла. Как молодые предприниматели заходили в сегмент мерча, почему любовь к каждой отдельной строчке — это важно, и сколько нужно денег, чтобы запуститься, — в материале сайта «Сибирь работает».
— Мы решили попробовать: отшили первую коллекцию андеграундных футболок, затем добавили к ней лонгсливы собственного производства, а чуть позже провели показ в красноярском баре Joe.Пеший, и дело — стрельнуло. Это было первое масштабное событие для нас, но все-таки это было больше увлечением, чем полноценным бизнесом. Сейчас мы, конечно же, поняли, насколько важно правильно выстраивать бизнес-процессы и просчитывать экономику.
— До пандемии мы отшивали одежду нашего бренда на чужих производствах, и с этим было очень много проблем, поскольку оверсайз-стиль мало кто понимал — на наши пожелания нам говорили «окей» и шили просто вещи больших размеров, в итоге получалось совсем не то, что мы хотели. Также сложности поджидали нас по части тканей и фурнитуры, поскольку подходящих нам швейных производств полного цикла было мало: мы сами катались по рынкам и искали материалы, заказывали их, привозили на производство, затем получали сшитые вещи и сами проверяли их качество, отвозили на вышивку или печать, а затем и упаковывали. Это отнимало очень много времени.
— Для понимания — тогда мы отшивали коллекции из плюс-минус 200 единиц, больше нам просто было не нужно. В конце концов мы нашли фабрику, которая согласилась взять в работу 200 единиц, но я бы не сказал, что они сделали что-то из «вау-категории»: модели опять сидели не так, лекала снова не те. Удивились: вроде бы, текстильная столица, а чего такого?
— Мы через всё это прошли и даже справлялись, но, когда началась пандемия, все процессы схлопнулись — многие производства встали, некоторые ставили неадекватный ценник на работу. Мы решили, что уже пора создать свое производство и заложить в основу принцип не делать так, как другие. Приняв это решение, мы перебрались обратно в родной город, чтобы начать работу.
— Вернулись в родные края прямиком в сложные времена, но звезды совпали — производство мы открыли практически сразу же. Были ли ошибки? Были, и много, но это помогало погружаться в процесс и менять подходы. Мы развели потоки — в Feathers group вошел как сам бренд одежды Feathers, так и швейное производство мерча Feathers Industry. Что касается мерча, то мы сразу стартанули с полного цикла его производства: клиент, обратившись к нам с идеей, уходит с готовым продуктом на руках, он не катается по фабрикам в поисках материалов, не отвечает за принты. Мы сами подбираем ткани, лекала, отшиваем, принтуем и упаковываем продукт.
— Так, одним из наших первых клиентов в сегменте мерча стал СГК: в преддверии Нового года нужно было сшить 30 кофт для сотрудников компании (за две недели!). Мы думали, что это сделать нереально, но мы справились, и даже везли эти кофты сами в Кемерово, потому что по-другому не успевали. Сейчас же мы поработали с большой «палитрой» клиентов — от общепита до государственных компаний.
— В процессе мы поменяли нашу бизнес-модель и сфокусировались на трех направлениях — производстве мерча полного цикла, базовых предложениях с уже готовыми изделиями (они обходятся дешевле), а также работе с локальными брендами, которые шьются на Wildberries и на полки ритейлеров. Мы вкладываем очень много сил в клиентский сервис, но и в качество вкладываемся не меньше — у нас есть отдел, где проверяется каждая строчка изделия, каждая торчащая ниточка. Также хотим усилить направление дизайна мерча, поскольку в последнее время мы получили много соответствующих запросов.
— Однако часть клиентов все равно приходит с запросом на мерч с логотипом, и мы такие заказы стараемся выполнять лаконично, без ухода в билборд, ведь люди — не реклама бизнеса. Когда дизайн отработан, мы запускаем в работу лекала — у нас есть два конструктора, которые их создают — лекала мы либо передаем бренду, либо не имеем права использовать их в дальнейшем. Затем следует первая примерка, где мы вносим корректировки, далее шьем второй образец, утверждаем его и запускаем в партию.
— Мы создавали брендированные футболки, кофты, рубашки, жилетки, штаны, мерчом может стать все, что угодно. Из последних кейсов — крутая коллаборация с футбольным клубом «Енисей», две недели назад мы анонсировали партнерство на весь сезон. Это совместный проект и реклама как для нас, так и для клиента, а также своего рода обмен аудиторией. На этот сезон запланировано выпустить пять изделий, которые будут на протяжении всего года презентоваться. Пока они предназначены только для сотрудников и персонала, но позже планируется и продажа.
Первый вопрос от футболистов, который мы получили, был такой: «А можно себе одежду оставить»?
— Для команды ресторана Fresco мы шили худи, которые красноярцы могли увидеть на выездном «Диком ужине» в мраморном карьере. Для сотрудниц визит-центров эко-парка «Гремячая Грива» и нацпарка «Столбы» сейчас делаем платья в сафари-стиле.
— Из крупных заказчиков — СГК, «Медведь Холдинг», Bellini group, SEVERTRUCKS, Росмолодежь и «Енисейская Сибирь». Много куда в Красноярске можно прийти и увидеть мерч, созданный нами. И не только в сегменте HoReCa — на бариста, хостес и барменах. В последнее время мы начали больше работать с госсектором, сейчас много заявок поступает от агентства молодежной политики Красноярского края и других бюджетных организаций. Потому что мы делаем мерч, который можно потом носить и в повседневной жизни, а не одноразовые футболки.
— Крупный бизнес сейчас сильно экономит, мы с ним работаем, но иногда возникают сложности — тем более, что конверсия как ни крути более низкая. Сейчас с государством несмотря ни на что чуть приятнее работать — сувенирка всегда нужна, и мы делаем хорошо и красиво, а не дешево и сердито.
«Создавать что-то с нуля — это процесс долгий»
Немного цифр:
- 15 сотрудников трудится в основном штате Feathers group. Еще 35 человек «подхватывают» большие объемы на аутсорсе;
- 25 промышленных швейных машин задействованы в производстве. История же бренда Feathers началась с одного раскроечного стола и трех швейных машин;
- В районе 1 млн рублей вложил инвестор в производство на первых этапах — в оборудование, ремонт помещения и текущие расходы. Сейчас техническая часть производства оценивается примерно в 3 млн рублей;
- Год назад Евгений Филипчук и Александр Лазарев выкупили равные доли в компании — по словам предпринимателей, сделка с инвестором произошла на максимально взаимовыгодных условиях, и сейчас бизнес прибыльный;
- Около 1 000 единиц в месяц отшивается на производстве для одного из клиентов на Wildberries — это самая масштабная партия Feathers Industry в работе. В основном мерч шьется небольшими партиями в 50-100 единиц. Пошив одного изделия также возможен, но разработка его дизайна и лекал обойдется в среднем в 25 000 рублей;
- Самая дорогая вещь бренда Feathers — это худи за 7 500 рублей. Самая бюджетная — базовая футболка за 3 300 рублей;
- 120 м² — столько занимают производственные площадки Feathers group сейчас, но уже совсем скоро бренд «переедет» в новое помещение площадью 200 м² — в пентхаус в формате опенспейса в креативном кластере «Квадрат». Переезд и ремонт нового пространства обойдется предположительно в 2-3 млн рублей;
- 24/7, по словам Евгения Филипчука и Александра Лазарева, трудятся предприниматели, чтобы бизнес работал. Швеи же задействованы на производстве с 8:00 до 17:00;
«Мы хотим зацепить премиум-сегмент»
Сейчас вещи от Feathers можно купить только на их сайте. По словам предпринимателей, выход на Wildberries, например, не дал ожидаемого фидбэка.
— Когда мы делали уличную одежду и заходили с ней в андеграунд-тусовку, мы поняли, что хотим зацепить премиум-сегмент. Постепенно мы начали отшивать меньшие партии изделий и повысили ценник. В приоритете экологичное производство, когда мы шьем ровно столько, сколько можем продать. Лучше дошить несколько изделий, чем забивать склады.
— Сейчас мы ручаемся за качество, хотя раньше много ошибались: шили из плохих материалов, из футера, который лез, с принтами, которые отшелушивались через время — мы через всё это проходили. Сейчас о наших ошибках говорить проще, у нас есть опыт, мы это попробовали и научились от таких подходов отказываться. Когда же начали от них отказываться, поняли, какие у нас ценности, во что мы вкладываемся.
Мы знаем, как сделать дешевле, но стараемся донести до клиентов, что экономить на качестве, урезая бюджет — не лучшая идея, на выходе продукт получается либо качественным, либо нет, и третьего не дано. Лучше сделать лучше, но дороже за счет высокой себестоимости
— Все, что мы вынесли из развития собственного бренда, перенесли на производство — уделяем внимание деталям, лекалам, фактурам, биркам. Сейчас мы развиваем направление продаж и ритейла по всей стране — за два месяца отобрали определенное количество магазинов, которые соответствуют ценностям нашего бренда, и с этого года начнем заходить на рынок по России и даже стран СНГ.
— Что касается производства, то наша первая задача — это переезд в новое место и дальнейшая работа над улучшением качества, потому что нет предела совершенству. С мерчом планируем выйти на полноценный сибирский рынок. В своей категории мы самые молодые и единственные в своем роде — зайдя в нишу, которая формировалась еще с советских времен, мы привнесли в нее креатива, и это наше конкурентное преимущество. Нас многие не любят за это, откровенно говоря, ведь мы работаем по своим правилам.
Фотограф: Елизавета Зорыч