31 января 2024 г

    «В России есть города, где художник не может продать картину и заработать себе на еду — в Красноярске с этим дела получше»

    Чему красноярцев научат в недавно открывшейся Школе современного искусства

    Школа современного искусства (ШСИ) — это новый проект красноярского музея «Площадь Мира». Здесь горожан научат понимать современное искусство, делать современное искусство и вдохновляться современным искусством. Александра Воробьева, управляющая ШСИ и продюсер образовательных проектов Музейного центра «Площадь Мира», объяснила редакции сайта «Сибирь работает», чем же именно займутся любители и профессионалы из мира прекрасного в ШСИ, и насколько это будет понятно, интересно и перспективно.

    Немного о спикере: Александра Воробьева — креативный продюсер с мощным бэкграундом работы в культурных проектах. Она окончила филфак института филологии и языковой коммуникации (СФУ), магистерскую программу «Музыкальная критика» факультета свободных искусств и наук СПбГУ, училась в Школе культурной журналистики (проект фондов Михаила Прохорова и «ПРО АРТЕ»), работала редактором в Большом драмтеатре имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге, сотрудничала с арт-школой Masters, возглавляла редакцию блога «Miranna», трудилась пресс-секретарем в команде московского фестиваля современного искусства «Территория», пиарила форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд». После локдауна решила вернуться в Красноярск — поближе к семье.

    В ШСИ горожан научат понимать локальное современное искусство, то есть наше, красноярское. А что вообще за зверь такой — современное искусство? И есть ли в этом смысле у нас в городе интересные персоналии?

    — Современное искусство — понятие широкое. Это и серьезное концептуальное искусство, которое строится вокруг разных идей, требует ресерча, интеллектуальной работы и от художника, и от зрителя — таким, например, занимался Алексей Мартинс, когда жил и трудился в Красноярске. Есть и концептуальное ироническое искусство, которое делает, например, художник Василий Слонов. Наконец, графика и живопись, которые обычно считаются более «традиционными» формами, тоже могут зазвучать вполне современно в руках определенного автора.

    — То, что в Москве и Петербурге больше галерей, и художники лучше продаются — это логично, там и население больше. К тому же в столицах сформированы определенные культурные традиции. Конечно, там проще работать в арт-сфере, там больше преемственности. В России за счет географической специфики разные части страны развиваются по-разному — и это может быть и минусом, и плюсом, поскольку позволяет развивать свою самобытность. Например, тот же Дамир Муратов живет в Омске, но его зовут в московские и питерские галереи, он оформляет столичные спектакли.

    — Есть же еще и разница стартовых возможностей. Я, например, родилась в Норильске, у меня была обычная семья. Многого в жизни я добивалась сама — и путь в далекую Москву занял у меня 28 лет. Мои стартовые возможности никогда не были равны возможностям москвичей из интеллигентных семей, которые находятся в арт-сфере давно и имеют другой уровень компетенций. Значит ли это, что я должна стесняться своей идентичности и отрицать ее? Нет, хотя одно время я и правда чувствовала себя самозванкой, мне было даже стыдно временами за мой бэкграунд, казалось, что я ничего не стою как специалист на этом рынке. Но потом я поняла, что мой опыт эксклюзивен, я вижу жизнь такой, какой ее эти люди никогда не видели. Моя оптика, мои идеи — не хуже, чем у других людей, просто в то время, когда они уже могли делать первый шаг в творческую художественную жизнь, я еще преодолевала гигантские расстояния в стальных башмаках.

    Расскажи немного о Школе современного искусства при музее. Что это за проект?

    — Школа современного искусства (ШСИ) — это, на самом деле, давнишний план музея. Идея проекта возникла еще несколько лет назад, я же вошла в команду в конце 2022 года как креативный продюсер. В музее есть культурно-просветительский отдел, который работает над тем, чтобы современное искусство становилось понятнее, привлекательнее и интереснее для горожан, чтобы в музее не только показывали картины, но и предлагали публике коммуникацию — и люди могли разговаривать о том, что они видят и знают, а также, разумеется, узнавали нечто новое.

    — Аудитория ШСИ, по сути, разделена на две группы. Первая — это люди, которые интересуются культурой и искусством, у них нет искусствоведческого бэкграунда, но они тоже смотрят по сторонам и всё видят, — и хотят прокачать собственные знания. Вторая группа — это люди, которые уже работают в искусстве, но нуждаются в переподготовке и обновлении знаний и навыков. Так, мы придумали несколько продуктов, ориентированных на разную аудиторию.

    Мастерская реального художника и лекции о современном красноярском искусстве

    — Дарья — самобытный художник, и у нее классный бэкграунд: она профессионально занимается бутафорией и макетированием, умеет много вещей делать своими руками, — я, например, обожаю такой подход, поскольку многие художники сейчас создают сугубо концептуальное искусство, и это неплохо. Но Дарья — мастерица, которая знает, как сконструировать выставочную конструкцию и ввинтить в стену шуруп, чтобы повесить картину. Она разбирается во многом. Хотя когда-то, как рассказывала мне Дарья, ей самой было страшно работать с графикой и живописью из-за синдрома самозванца, все-таки ее основная творческая специализация немного другая. Через абстрактное искусство Дарья от этого страха освободилась, — и потом поняла, что ее решение может помочь и другим людям.

    — Свои курсы Дарья Бралкова апробировала на петербургской публике, которая тепло приняла художницу. В Красноярске же, разумеется, она представит измененную программу. Цикл из 10 занятий состоится с февраля по июль этого года — планируется два занятия в месяц, раз в две недели. В небольшой группе — 10 человек, и каждый успеет погрузиться в материал — и выйдет из обучения с конкретными навыками.

    — Еще один проект, который мы готовим, — на мой взгляд, очень интересный, — это цикл лекций искусствоведа Александры Семеновой-Ситниковой об истории современного искусства в Красноярске. Мне очень нравится этот проект, потому что в нем всё сошлось: в целом музей «Площадь Мира», можно сказать, стоял у истоков красноярского современного искусства, это была чуть ли не первая институция в регионе, которая начала рефлексировать и создавать аутентичные собственные проекты, звать художников и помогать им развиваться в этой сфере. Лектор же работает в самом музее с конца 2000-х, Александра — одна из тех людей, которые и меня в свое время принимали в стенах музея, помогая реализовывать культурные проекты. Могу сказать, что Александра Семенова-Ситникова была одним из моих проводников в современное искусство в Красноярске, и не только моим — она также преподает в Гуманитарном институте СФУ и пользуется там большим уважением. Это круто, на мой взгляд, когда свидетель истории рассказывает, как эта история складывалась.

    — В этом цикле будет четыре лекции — две в феврале и две в марте, каждая из лекций посвящена десятилетию в истории современного искусства Красноярска. Стартуем 8 февраля (билеты уже появились в продаже), начнем с 90-х прошлого века — и доберемся до актуальных 2020-х. Эти лекции — точно для тех, кто любит и ценит красноярское искусство.

    «В Красноярске есть крутые ребята, даже если они потом уезжают и по-другому начинают относиться к своей малой родине»

    — Сейчас, например, у нас есть несколько локальных сообществ художников — тот же арт-маркет «Пушка», например, и комьюнити художников, сформировавшееся вокруг пространства «Ядро». Если красноярцам интересно узнать, на какой почве выросли эти сообщества, то я рекомендую прийти на лекции ШСИ. Всё в нашем городе взаимосвязано: «Пушка» была создана благодаря работе красноярского куратора Оксаны Будулак, которая сейчас руководит кураторским сектором в музее «Площадь Мира». И это, на мой взгляд, и есть своего рода преемственность. Кому также интересно узнать, какие из художников остались в городе, а кто уехал, — тоже могут сделать это на лекциях.

    — Мне нравится гордиться тем, что в Красноярске есть крутые ребята, даже если они потом уезжают и по-другому начинают относиться к своей малой родине. Это классно, что в городе были такие обстоятельства и такая среда, которые позволили сформировать крутых людей. Если человек хочет узнать, может ли он гордиться чем-то в области современного искусства в Красноярске, то пусть он тоже к нам приходит — потому что поводов для гордости у нас много.

    — Для начала все же нужно побольше времени. Может, мы даже стали близки к моменту, когда в Красноярске откроется хорошая частная галерея — мне кажется, это перспектива 5-10 лет. В конце концов, в России есть города, где художник не может продать картину и заработать себе на еду — а в Красноярске с этим дела получше, если посмотреть на те же аукционы художника Сани Закирова. И вообще — чем больше агентов изменений в Красноярске будет появляться в сфере искусства, тем больше будет возможностей у города меняться.

    Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.