Трамвай — ржавое ведро с гвоздями или нераскрытый потенциал?
Урбанисты о перспективах трамвайной сети в Новосибирске, Омске, Красноярске, Барнауле, Кемерове и Томске
Фото: t.me/samsebenebo1 | Фото: transphoto.org | Фото: tv2.tomsk.tilda.ws/tramvaitomsk
По данным ВЦИОМ, жители России, выбирая вид транспорта для поездки, в первую очередь учитывают комфорт и скорость передвижения. В 2022 году эти качества у трамваев оценили 999 тысяч человек, за первое полугодие 2023 года — 494 тысячи человек, — сообщает Росстат.
С пассажирами, которые предпочли трамвай автобусу, троллейбусу и метро, в оценке частично соглашаются и сибирские урбанисты. А еще они сходятся во мнении — трамвайная система достойна развития. Почему и как трамвай может стать транспортом будущего, в чем его преимущества перед альтернативными видами пассажирских перевозок? Рассказывают городские исследователи.
«Трамвай — общественный транспорт будущего, в который никто не верит»
Новосибирск
Количество маршрутов: 11
Стоимость проезда: 30 рублей
Транспортная система в Новосибирске — машиноориентированная. В городе, по словам урбаниста Вячеслава Удинцева, сплошные пробки — и даже трамваю подчас не удается их объехать, хотя на многих участках дорог именно этот вид транспорта спасает горожан от траты времени в заторах. Особенно у новосибирцев популярен 13 маршрут и маршруты левого берега.

Преимущество трамвая в том, что в час-пик он может обгонять даже автомобиль. Если же сравнивать трамвай с метро, то первый банально дешевле, при этом значительно. При хорошей организации движения этот вид транспорта, конечно, будет немного уступать метро в скорости на длинной дистанции, но на короткой — опередит подземку
Выигрывает трамвай и у автобуса с троллейбусом — провозная способность и скорость у него выше

Для Новосибирска сеть магистрального транспорта необходима, поэтому развивать трамвай нужно. В 2021 году в нашем городе посчитали стоимость полной реконструкции трамвайной сети с продлением нескольких линий — на Родники, в Плющихинский, на Южно-Чемской — вышло 37 миллиардов рублей.
— Много это или мало? С одной стороны, много — местными бюджетами без федеральной помощи не решить проблему. С другой стороны, именно столько стоит Центральный мост или продление метро на две станции. Только в случае с развитием трамвая речь идет не о локальных улучшениях, а о полноценном дополнительном транспортном каркасе большей части города.
Утверждать, что метро городу не нужно, я бы не стал. Факт — оно очень востребовано при поездках между берегами, к тому же, такой пассажиропоток другим видам транспорта не одолеть.
«Трамвай — ржавое ведро с гвоздями и огромным нераскрытым потенциалом»
Красноярск
Количество маршрутов: 3
Стоимость проезда: 32 рубля
Красноярский урбанист Илья Будкевич настроен скептически: по его мнению, в Красноярске — да и по всей Сибири — примеров современного трамвая нет, а на всю Россию наберется, немногим больше таких примеров.
Фото: vk.com/deptrans_krasnoyarsk
И дело здесь не в новых вагонах или удобных сиденьях, поскольку современный скоростной трамвай — это, в первую очередь, правильная организация транспортной системы: продуманная маршрутная сеть, удобные пересадки на другие виды транспорта, понятное и предсказуемое расписание, приоритет трамвая на перекрестках.

По-настоящему современный трамвай практически не отличается от метро по эффективности и скорости перевозок, но стоит в пять-десять раз дешевле. Разница еще и в том, что трамвай едет по земле, а метро под землей.
— В пользу последнего часто высказываются автомобилисты. Они говорят, что трамвай забирает у них целую полосу, тогда как метро может ее освободить. С моей точки зрения, это крайне слабый аргумент.
Давайте подумаем вместе. Современный скоростной трамвай, как и метро, может перевозить пассажиропоток, эквивалентный 4-5 полосам автомобильного движения. Так насколько оправдана трата бешеных денег на метро?
— Что бы выбрали сами автомобилисты — постройку одной дороги на шесть полос или десяти дорог такой же длины, но пятиполосных? К тому же, ничего ведь не мешает локально убирать трамвай под землю на самых сложных или узких участках. В этом смысле красноярский метротрам мог бы быть очень достойным проектом.
Фото: t.me/samsebenebo1
При этом эксперт отмечает, что у метротрама есть два «но»:
- Во-первых, в городе есть целый ряд более дешевых и простых потенциальных транспортных проектов, способных дать сравнимый положительный эффект. Например, переосмысление автобусной сети, реанимация существующих трамвайных линий или строительство трамвайной линии до Солнечного.
- Во-вторых, в существующем проекте метротрама отказались от потенциально самой удобной и востребованной станции в направлении Октябрьского района. Это решение было принято ради того, чтобы увести трамвай под землю на полтора километра раньше, но, по мнению Ильи Будкевича, это необоснованно.
Это колоссальная глупость и вредительство, лишающее метротрам стабильного пассажиропотока, а огромное количество жителей Октябрьского и Железнодорожного районов — удобного транспорта.
Фото: vk.com/mpgortrans
— Что до нынешней трамвайной системы, рельсовые пути почти полностью дублируются автобусами, при этом трамваи едут медленнее, менее регулярно, да и комфорт там на низком уровне.
Сегодня трамвай в Красноярске — это лишь убогая замена автобуса для тех, кому принципиально сэкономить четыре рубля или хочется поддержать рублем трамвайную систему, не дав ей загнуться окончательно.
Но трамвай можно и нужно реанимировать
Как можно исправить ситуацию, по мнению Ильи Будкевича:
- реконструировать трамвайные пути;
- убрать дублирование, чтобы обеспечить трамваю адекватный пассажиропоток;
- сделать удобные остановки для пересадки с автобусов и электричек;
- закупить новый подвижной состав;
- составить адекватное и стабильное расписание;
- обеспечить приоритет трамвая на перекрестках;
- расширить трамвайную сеть.
Тогда красноярский трамвай сможет стать качественным современным транспортом.
Фото: vk.com/deptrans_krasnoyarsk
К слову, именно сейчас в Красноярске активно идет реконструкция трамвайных путей. Дорожные рабочие начали с участка на проспекте им. газеты «Красноярский рабочий». По данным департамента транспорта, сейчас идет подготовительный этап, а чтобы отремонтировать пути, нужно провести большой объем демонтажных работ — снять электрооборудование, убрать старые рельсы. Закончить реконструкцию планируется до июля 2024 года.
«Трамвай — это то, чего другие обычно стыдятся, а мы — гордимся!»
Барнаул
Количество маршрутов: 7
Стоимость проезда: 30 рублей
В Барнауле транспортная система неразрывно связана с историей застройки города. Историк и исследователь Данил Дегтярев рассказывает, что к началу XX века в Барнауле вообще не было общественного транспорта.
Фото: transphoto.org
Город был застроен ровными кварталами весьма компактно, но в 1915 году строительство Алтайской железной дороги, главная станция которой оказалась за городской чертой, заставило барнаульские власти подумать об открытии трамвая. Но Первая мировая война, революция и масштабный пожар помешали воплотить идею в жизнь.

Индустриализация 1930-х годов и эвакуация промышленности в годы Великой Отечественной войны сделала проблему быстрой перевозки большого числа пассажиров особенно острой. Проект создания трамвайной сети, созданный в 1941 году, пришлось отложить из-за войны.
— Реализовали его в конце сороковых. 7 ноября 1948 года запустили первый трамвай — от площади Свободы мимо вокзала к промышленной площадке на севере. В пятидесятые трамвай постепенно «рос» благодаря появлению новых заводов на севере Барнаула.
Трамвайный «бум» в Барнауле случился в шестидесятые.
— Тогда открыли сразу шесть новых маршрутов, а сеть охватила все районы города. На линии вышли чехословацкие вагоны «Татра», и с этого времени трамвай много лет оставался основой транспортной системы Барнаула, а «Татры» — основой подвижного состава.
Лидерство трамвая не смогли поколебать ни троллейбус, ни растущая сеть автобусных маршрутов
Фото: transphoto.org
— А в десятые годы нового века из-за общего кризиса системы трамвай стал сдавать позиции: число маршрутов сократилось с 11 до 8, число депо — с трех до двух, количество вагонов — с 200 до 120.
Теперь трамвай перевозит примерно 100 000 человек в день, тогда как в лучшее время им ежедневно пользовались почти 250 000 барнаульцев.
Важной особенностью транспортной системы Барнаула являются два «горлышка» — места перехода городских магистралей через линию железной дороги. Почти весь городской общественный транспорт пересекает железную дорогу или по проспекту Ленина, или по Павловскому тракту. Наличие трамвайной альтернативы для проезда из старой части города в новую делает транспортную сеть удобной.

Организация путей в Барнауле четко продумана — например, при аварии на каком-то участке всегда можно найти объезд по параллельной линии. А три основных плюса барнаульского трамвая — это охват большей части города, возможность объехать аварию по другой ветке и специально выделенные для трамвая линии. Это позволяет трамваю выживать в нынешних условиях и оставаться весьма популярным видом городского транспорта.
Фото: vk.com/barntram
Эксперт считает, что развивать трамвайную систему в Барнауле необходимо. Имеет смысл постройка новых линий — в районы новостроек, а также линий по подземным тоннелям под железной дорогой. Однако надеяться на полноценную реанимацию проекта восьмидесятых по созданию скоростного трамвая вряд ли стоит. Его реализации помешает резко возросший поток автомобилей.
Что же еще нужно барнаульскому трамваю:
- замена устаревшего вагонного парка;
- капитальный ремонт путей;
- модернизация тяговых подстанций.
Барнаульский трамвай иногда в шутку называют нашим метро, что в какой-то степени справедливо. Для полноценного метро у нас нет пассажиропотока, а его облегченную версию в форме метротрама будет сложно строить из-за слабых грунтов.
Фото: vk.com/barntram
— Существующая система трамвая на выделенных линиях вполне справилась бы с задачей метро — быстро и без пробок перевезти пассажиров из точки А в точку Б. Но без радикальной модернизации инфраструктуры и обновления вагонного парка трамвай обречен и дальше деградировать, уступая место автобусам и личному автотранспорту.
«Трамвай — это самое страшное воспоминание Вукана Вучика*»
Омск
Количество маршрутов: 5
Стоимость проезда: 30 рублей
* Вукан Вучик — американский урбанист, профессор, специализирующийся на организации городских транспортных систем, — прим. ред.

В Омске последние лет 20 трамвай просто истреблялся — другого слова не подобрать. Из обширной сети, охватывающей все районы города, осталась пара веток. При этом, если сравнивать это вид транспорта с другими, он лучше по всем критериям — начиная от стоимости создания и поддержания и заканчивая доступностью для горожан.
Фото: vk.com/omsktram
Главное преимущество трамвая в Омске — та же обособленность путей и независимость от пробок, как и в других городах Сибири. Именно поэтому трамвай популярен у жителей отдаленных районов. Однако скорость передвижения «компенсируется» печальным состоянием вагонов. Так, по словам Валерии Марковой, едут на трамвае либо при крайней необходимости, либо из любви к укачивающей поскрипывающей атмосфере.
Я очень надеюсь, что с принятием нового генплана, где современный тихий скоростной трамвай — один из приоритетов развития транспортного каркаса, ситуация изменится.
Фото: vk.com/omsktram
— Сейчас же в Омске есть недостроенное метро, и каждый год поднимаются разговоры о его воскрешении или интеграции в трамвайную сеть. Так что, думаю, метротрама нам всё-таки не избежать.
«Трамвай — очень перспективный, но заброшенный вид общественного транспорта»
Томск
Количество маршрутов: 5
Стоимость проезда: 25 рублей
В Томске, по словам местных урбанистов, доминируют частные автобусные перевозки. Трамвай же в транспортной городской системе занимает хоть и не последнее, но и далеко не первое место.

Трамвай уверенно развивался с конца сороковых до начала семидесятых годов, пока власти не решили сфокусироваться на троллейбусах как более дешевой альтернативе. Для них ведь не нужно строить отдельную инфраструктуру.
После этого трамвайная система стала хиреть, и сегодня она не играет особенно серьезной роли в городских перевозках
Фото: tv2.tomsk.tilda.ws/tramvaitomsk
С тем, что трамвайная система устарела, соглашается и урбанист Дмитрий Поляков, однако он не склонен утверждать, что этот вид транспорта практически забыт томичами.

С одной стороны, трамвай не очень популярен. Его имидж — «старое ведро с ржавыми гвоздями». С другой стороны, трамваями пользуется много людей, особенно в часы пик. Мне кажется, это один из самых комфортных способов передвижения по городу.
— Трамвай удобен, быстр, вместителен. Он не стоит в пробках, за исключением случаев, когда происходит авария. Единственный недостаток — иногда страдает расписание. В скорости и комфорте трамвай выигрывает у маршрутки. Он вообще очень выживаем в сравнении с другими видами транспорта.

На мой взгляд, трамвай — идеальный вид транспорта для обеспечения магистральных перевозок в городах с населением от 500 000 до 3 000 000 человек. В этой нише раскрываются его главные преимущества.
— Да, инфраструктура для трамвая стоит немало, но если сюда вложиться, то себестоимость перевозки одного пассажира получится гораздо ниже, чем у троллейбусов или автобусов. При правильном использовании трамвайная сетка способна перевозить пассажиропоток, сопоставимый с метро.
Фото: tv2.tomsk.tilda.ws/tramvaitomsk
По словам урбаниста Дмитрия Полякова, организация пассажирских перевозок должна учитывать способы передвижения человека, и ни один из способов передвижения — на метро или трамвае, например, не должен доминировать, поскольку речь здесь должна идти о развитии транспортной системы в целом. А тут важна командная работа.

Например, про метро в Томске речи нет, но если говорить о других российских городах, то метро стоит воспринимать не как конкурента, а как часть единой системы. Все способы передвижения в городе должны работать в команде.
«Артерия, связывающая два берега. Нить между прошлым и настоящим»
Кемерово
Количество маршрутов: 5
Стоимость проезда: 32 рубля
В Кемерове недавно обновили автобусный парк, ходят троллейбусы, строятся новые дороги и частично ремонтируются старые. Но и трамвайная сеть здесь достаточно фундаментальная — она проходит почти через все районы.
Фото: transphoto.org
По данным городского исследователя Павла Шейкина, исходя из общего количества общественного транспорта, около 9% пассажиров перевозятся трамваями, однако, учитывая отсутствие пробок при передвижении на трамваях, можно предположить, что реальный показатель — порядка 15% от общего количества.

Данный вид транспорта популярен среди всех категорий граждан, для которых дом, работа или учебные заведения располагаются в непосредственной близости от трамвайных путей.
— Что касается сравнения с метро, которого в Кемерове нет, чисто гипотетически здесь трамвай тоже выиграет. Да и в целом организация метро в нашем городе нецелесообразна: у нас нет больших перепадов высот на территории города, чтобы оправдать потребность в строительстве тоннелей. К тому же тоннели увеличивают стоимость обслуживания транспорта.

Кемеровчане любят трамваи и даже отметили его местную особенность. Только в Кемерове за город — в бор — можно попасть, используя этот вид транспорта. Надо быстро съездить покормить белок? Тебе на трамвай.
Фото: 2gis.ru/kemerovo/gallery
Павел Шейкин, представитель «Института урбанистики Сибири», городской исследователь из Кемерова, считает:
- если пассажиропоток в час окажется более 1 100 человек, то развитие трамвайного направления критически необходимо. И парк при этом необходимо наполнять двух- и трехсоставными трамваями;
- если же пассажиров, передвигающихся общественным транспортом, будет менее 500, то их число можно увеличить искусственно — сократить количество парковок в центре.