Скверы под копирку
Почему новые городские пространства Сибири так похожи друг на друга
Фото: Кемерово: vk.com/idekemerovo
В городах Сибири наконец-то начали уделять внимание благоустройству уличных пространств. Однако большинство новых локаций похожи друг на друга: одинаковые скамейки, качели, повсюду амфитеатры, и всё это сдобрено квинтэссенцией «дерево + металл». Почему так происходит, какие плюсы и минусы единого стиля общественных пространств, как (и нужно ли) делать зоны отдыха неоднотипными, — узнали у урбанистов из разных сибирских городов.
Сначала вопрос: а как в целом формируется городская среда — кто отвечает за благоустройство парков, финансирует и разрабатывает проекты, предлагает идеи?
Фото: Кемерово: vk.com/idekemerovo
В каждом городе есть план благоустройства территории, и за его реализацию отвечает муниципальная администрация. Иногда это происходит автономно — ставится задача муниципальным управлениям, утверждаются проекты, проводятся тендеры для поиска подрядчиков и запускается процесс обновления. Бывает и по-другому: к реконструкции и строительству парков привлекают горожан — они голосуют за локации, которые, по их мнению, требуют повышенного внимания, знакомятся с разными вариантами дизайн-проектов и голосуют за понравившийся.
К вопросам благоустройства подключаются и общественники, и урбанисты. Как на общественных началах, так и реже — как подрядчики в конкретных проектах.

У людей спрашивают о их пожеланиях по вопросам создания или благоустройства общественных пространств, однако мало кто участвует в таких опросах.
— Также за последнее время многие политические деятели и общественные организации прекратили работу по урбанистической направленности, хотя ранее именно к ним прислушивались по вопросам благоустройства, именно они представляли интересы общества.
В Новосибирске, например, представители автолобби недавно выразили недовольство по поводу того, что сквер возле цирка не будет оборудован парковкой. Хотя когда проходило обсуждение проекта и голосование, они сами ее и проиграли скверу для людей.
В Кемерове, например, есть как минимум два способа разработки пространства для горожанина.
- Первый — выбрать свой сквер в голосовании проекта «Комфортная городская среда».
- Второй — поучаствовать в начинаниях проекта «Идентичный Кемерово».

В нашем городе в рамках проекта «Идентичный Кемерово» институт Урбанистики Сибири совместно с другими участниками работал над несколькими городскими локациями. Один из проектов должны реализовать к концу 2024 года.
Техническое задание послужило приложением, на основании которого профессиональные архитекторы разработали итоговый проект небольшой части набережной реки Искитимка.
В целом же в Кемерове разработкой городского пространства занимается управление архитектуры и градостроительства. Это «большие дяди» в кабинетах, которые решают, где будет новый микрорайон, дорога от него до городских магистралей, сколько будет парков, скверов и так далее.
Вопросы о необходимости создания некоей уникальной городской территории там практически не рассматриваются, да это в общем-то и не их уровень.
В любом случае после определения основных параметров в рамках конкурса или иным путем определяется застройщик, который приступает к проектированию территории.

Сейчас во главе угла стоят деньги. И какую бы прекрасную концепцию с уникальными объектами, тематическими детскими площадками и передовыми материалами ни придумал архитектор, его проект рано или поздно попадет в реальный мир смет, дефицитных бюджетов и принимающих госорганов.
Фото: Омск vk.com/omsk, национальныепроекты.рф
— А там, к сожалению, мало кто обладает компетенциями для оценки эргономичности и художественной ценности. Так, случается, что автор даже не может обосновать свои решения, потому что его доводы просто не поймут.
Благоустройство по горплану
Сколько локаций обновят в сибирских городах до конца 2023 года, по данным порталов муниципальных администраций?
- Красноярск — 8 локаций: четыре сквера, две набережные, один променад и одно уличное пространство;
- Томск —16 локаций: 9 скверов, семь общественных пространств;
- Омск — 6 локаций: два сквера, два парка, один сад и одна уличная локация;
- Кемерово — 11 локаций: 9 скверов и два общественных пространства;
- Новосибирск — 11 локаций: пять скверов, три парка, один сад и еще две уличные локации.
Почему уличные пространства похожи друг на друга?
Откуда взялся тренд на «дерево+металл», почему дизайнеры и архитекторы общественных пространств сделали упор на стиле лофт? Задали вопрос сибирским урбанистам.
У красноярского урбаниста Ильи Будкевича своё мнение на этот счет — он отмечает, что дело в отсутствии на сегодняшней день хорошо развитой архитектурной индустрии и в попытках кальки в сложившейся ситуации зарубежного опыта. По словам урбаниста, по итогам 20 века осознанная архитектурная школа и традиция в России были полностью уничтожены, новые скверы и новостройки выглядели плохо, а сейчас архитектурную индустрию пришлось создавать практически с нуля. И поскольку наиболее эффективным и простым путем оказалось копирование универсальных мировых тенденций, это дало рывок российской архитектурной школе, однако в результате многие городские пространства получились похожими друг на друга.

Создавать что-то уникальное, отталкиваясь от имеющейся базы мирового опыта — задача сложная, и решить ее у нас пока не очень получается. Усугубляет проблему и то, что практически все скверы и парки делаются по федеральным программам и федеральным методичкам. А это вещи крайне неповоротливые. Так и получается, что локации даже в разных городах выглядят однотипно.
Фото: Красноярск vk.com/krasnoyarskrf, visitsiberia.info
Специалист в сфере урбанистики из Омска также смотрит на сложившуюся ситуацию с точки зрения исторического контекста.

Вопросом качества городской среды в России задались не так давно, так что референсы человекоориентированных пространств приходится искать в других странах.
— В целом упрощение формы — это либо следствие конвейерного производства, либо следование международному тренду. Но я не думаю, что у нас использование однотипных малых архитектурных форм — осознанное следование сложившемуся стилю.
Скорее, это вынужденный выбор из того, что предлагают производители

Нужно понимать, что благоустройство — это индустрия, где действуют разные циклы и производственные процессы. Например, создавать уникальные лавочки (МАФы) — это усложнение и удорожание, поэтому архитекторы выбирают готовую уличную мебель из каталогов производителей, которые продают свои изделия всей стране. Так, например, можно увидеть одинаковые качели в Красноярске и в Тынде, городе в Амурской области.
Фото: Красноярск vk.com/krasnoyarskrf, visitsiberia.info
Мария Быстрова отмечает и еще один важный фактор: на внешний облик городских локаций влияет отсутствие осмысленных социокультурных исследований, а также сжатые сроки, которые дают на разработку проектов.
Когда нужно выдать проекты на несколько пространств за месяц, у архитекторов просто не хватает времени на индивидуальный подход к каждой территории.
— А если проектная команда в своей работе не применяет социокультурные исследования, то она элементарно не знает, что важно для конкретных людей в конкретном микрорайоне и на конкретной улице, чтобы учесть это в решениях для их парка или сквера.

А в скверах, например, самое важное — озеленение, и грамотные архитекторы подбирают малые архитектурные формы, качели и скамейки так, чтобы они не притягивали всё внимание на себя, а выполняли лишь функцию. Именно поэтому чаще всего при организации пространств используется черный металл с деревом.
Это быстро, красиво и к тому же бюджетно, что для Новосибирска, например, важно

Если говорить о повальной моде на лофт, она просто ложится в нашу с вами жизнь. Дерево смотрится эстетично и экологично.
— Этот материал можно обыгрывать в разном дизайне, он отлично подходит для креативного мышления. Мне кажется, использование стилевого единства — это просто выверенная стратегия, исходящая от архитектора с целью сделать лучше, но в то же время упростить себе задачу.
Фото: Кемерово: vk.com/idekemerovo
А для сложных проектов, которые можно было бы дать архитектуру, нужна и сложная генерация: мнения горожан, экспертная оценка, исследования пространства, проектные семинары. А такой подход — редкость.

Лофт — достаточно простой и удобный стиль, не требующий скрывать изъяны помещения или коммуникации. Почему он повсюду? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к заказчикам и узнать, как они ставят задачи дизайнерам. Акцентируют ли внимание на стиле или просто просят: «сделай красиво». Лично я вижу несколько причин, по которым лофт захватил городские пространства.
— Архитектор, дизайнер, проектировщик или иной представитель застройщика может быть не заинтересован в создании уникального пространства, потому что находится в другом регионе и ничего не знает о городе, культуре, местных традициях.
У архитектора есть портфолио реализованных проектов и интернет, откуда можно натаскать красивых картинок и/или даже готовых проектов. Придумать что-то новое —тяжкий труд, а наш мозг не любит тратить на это свои ресурсы, если под рукой есть простые решения.
Так городское пространство и получается комбинацией из нескольких существующих проектов. И это далеко не пик творческой мысли
Дмитрий Поляков, автор ТГ-канала «Город не бесит» из Томска также отмечает, что мода на лофт, возможно, стала ответом тренду на экологичность, поскольку использование большого количества дерева и повышенное внимание к озеленению как раз таки отвечает близости и связи с природой.

Здесь важен не сам стиль, а то, насколько гармонично он интегрируется в окружающую среду. Можно воплотить супертрендовый подход, но не учесть, как люди будут пользоваться пространством. Плохо, когда место мертвое, но в тренде.
Фото: Томск vk.com/sredatomsk, vk.com/gorodnebesit
— Если говорить о Томске, здесь очень не хватает скверов в принципе — в любых стилях. У нас мало таких мест, которые бы отвечали комфорту людей.
Единый стиль — хорошо или плохо?

Несколько лет назад была запущена федеральная программа «Формирование современной комфортной городской среды». Ключевым ее драйвером стала московская «Стрелка», которая и задала единый стиль.
— У такого подхода есть безусловный плюс, особенно на стартовом этапе: в большинстве регионов просто не было ни средств, ни компетенций, чтобы сделать современные городские пространства, не возвращаясь к духу позднего СССР или 90-х. Но минусом стало именно то, что теперь все скверы, пешеходные зоны и прочие общественные пространства делаются одинаковыми, как под копирку. И это плохо.

Общий стиль в благоустройстве важен, чтобы городская среда не походила на пестрое лоскутное одеяло, где каждый следующий кусочек стилистически оторван от предыдущего. Особенно это критично для пространств, которые воспринимаются едиными. Условно: странно, если одна половина улицы не будет похожа на другую.
Мария Быстрова акцентирует внимание на том, что важно не путать объединяющий стиль с унификацией, которая применяется к разным пространствам.
Фото: Томск vk.com/sredatomsk, vk.com/gorodnebesit

Если единый и интересный стиль обоснован и используется в рамках города, это хорошо. Так он дает фишку городу или району. Если же в воплощении пространств преобладают типовые решения, которые мы видим по всей стране, то кроме экономии средств, плюсов они не дают.

Сложно говорить о том, что в Кемерове, например, парки одинаковые. Какие-то из них принадлежат советскому периоду постройки, какие-то — современному, и внутри этих групп они также имеют различия.
— В нашем городе общий стиль задает центр, выполненный в сталинском неоклассицизме. Арки домов и «ансамблевость» создают здесь ощущение исторически сохранившихся скверов между домами. А рассматривая плюсы и минусы внешнего единства в целом, в первую очередь надо обращать внимание на общий стиль, идентичный самому городу и его особенностям.
Павел Шейкин предлагает рассматривать стилевую однотипность как феномен с двух сторон:
- С точки зрения заказчика единый стиль — это хорошо, так как он позволяет стандартизировать процесс реализации проектов. Стоимость, трудозатраты, материалы, архитектурный план, созданные один раз, в дальнейшем требуют лишь небольших корректировок;
- С точки зрения горожанина — здесь преобладает нейтралитет, поскольку каждый новый или обновленный сквер в первую очередь привлекает внимание прежде всего новизной. Сначала горожане устремляются к новой локации, знакомятся с ней, оценивают удобство — и только потом начинают рассуждать о внешнем воплощении.
Фото: Томск vk.com/sredatomsk, vk.com/gorodnebesit
Сибирские урбанисты считают, что, помимо подхода к внешнему воплощению новых благоустроительных проектов, страдает сама система и процесс разработки городских пространств. Но это можно изменить, сделав так, чтобы локации стали интереснее.
Что нужно каждому городу: рекомендации и пожелания урбанистов
Красноярск
Исследование идентичности, практик, ценностей и проблем территории позволит создавать уникальные концепции для пространств.

Очень важно видение системы общественных локаций. Их функции нужно эффективно распределять, а не дублировать. Необходимо выстраивать типологию пространств и видеть, где действительно нужна оригинальная идея — например, в пространствах городского значения — а где подойдут стандартные решения. У нас в городе такого видения я пока не встречала.
— Важно отметить, что массовое благоустройство в новинку для России. Все еще идут поиски, наработка практики, перенос решений с Запада. Но архитекторам приходится совершенствовать свои подходы, потому что благоустроенных зон много, а территории заканчиваются.
Чтобы локации получались интересней, нужны адекватные сроки и бюджеты, а также междисциплинарный подход
Новосибирск
Финансирование.

Хорошие проекты стоят дорого, и позволить их себе сейчас может только Москва. Нам иногда везёт, и проектируют что-то вроде набережной, но чаще — простые скверы с обновлением плитки и скамеек.
Кемерово
Исследование территорий, привлечение к совместной работе горожан.

Нужно брать во внимание исследования, работу с горожанами, спонсорами, владельцами территорий. Влияние на процессы формирования городской среды идет со всех сторон общества.
— Сквер или парк необходимо проектировать так, чтобы у него были свои жители. Не просто потребители, но и создатели активностей. Люди, которые могли бы заботиться о пространстве и брать на себя ответственность за него. Проектируя сквер самостоятельно, горожане должны контролировать работу архитектора. Так мы сможем воплотить любую идею от начала и до конца.
Омск
Взаимодействие структур.

Нужен единый институт, отвечающий за внешний облик города. Эта организация должна проводить исследования и анализировать пространства, в том числе и с точки зрения стилевой уместности.
Томск
Внимание к потребностям человека.

В идеале система разработки горпространств должна учитывать мнение человека. Это главнейший принцип. Заходя на территории, предполагаемые под трансформацию, нужно узнавать, как они использовались ранее, как их планируется использовать, как они будут выглядеть в контексте генерального городского плана. Только получив эти данные, можно выстраивать концепцию. Так локация будет и интереснее, и удобнее.
— В Томске есть примеры, когда пространства с новыми скамейками и другими архитектурными сооружениями зарастают травой и остаются неиспользованными, потому что пожелания местных жителей не учтены. Но есть и положительный опыт — людям показывают предполагаемые проекты, демонстрируют разработки и проводят опросы.