Статья
Красноярск
25 ноября 2024 г
  • Статья

SCAN: как в Сибири художникам помогают развиваться и зарабатывать

Творцы поделились впечатлениями от премии и рассказали, на что её потратят

В середине ноября в Красноярске прошла SCAN AWARDS — ежегодная премия современного искусства. Главный организатор события — ресторанная группа Berrywood Family. Заявки на участие в премии подали более пятисот художников Сибири, Урала и Дальнего Востока. Представители этих территорий привезли работы на SCAN и приехали сами. Такой масштаб заставляет предполагать, что в скором времени Красноярск может стать не только гастрономической, но и культурной столицей Сибири.

Рассказываем о прошедшей премии и беседуем с её победителями.

550 заявок, пять номинаций, восемь победителей и призовой фонд более 1 000 000 рублей

Конечно, в премии и ярмарке приняли участие не все, кто подал заявку. Экспертная комиссия, куда вошли кураторы, руководители галерей, арт-критики, консультанты, эксперты в области современного искусства со всей России, составила шорт-лист премии. Лучшим из лучших, по мнению жюри, вручили гранты.

Siberian Contemporary Art Network — это, по словам организаторов, не просто выставка. Мероприятие нацелено на развитие креативных индустрий в регионе и призвано поддержать представителей арт-сообщества, поэтому неудивительно, что желающих поучаствовать оказалось немало. Однако мотивы у всех художников разные.

Почему вы подали заявку на SCAN?

Вот так мечты художников и сбылись.

 

Номинации и победы

Авторам «СКАН» даёт возможность высказаться. Здесь нет ограничений по видам творчества, жанрам, технике исполнения, объёму работы. Единственное строгое условие: участник — художник или творческий коллектив — должен создавать свои произведения преимущественно в рамках заданной географии: Сибирь, Урал, Дальний Восток.

 

Номинаций на SCAN AWARDS пять:

  • «Открытие года» — выбирают авторский коллектив или автора в возрасте до 35 лет, представившего новый проект в 2024 году. Предпочтение отдают молодым и перспективным художникам, у которых мало «выставочного» опыта или нет его вообще.

В этой номинации победил мастер сказочных историй и кружевных дел Артём Ляпин из Иркутска. Его работа «Я думаю, эта любовь продлится вечность» покорила экспертов.

Кристина Романова, куратор проекта: 

Артём и для меня стал открытием в этом году: весной мы с Grabar Gallery показывали его ковёр и кружево на выставке «Завтра утром, на рассвете, дом вернётся, говорят» в Нижнем Новгороде. Мечтаю о его работе в коллекцию.

У Артёма есть и книга «Я думаю, эта любовь продлится вечность». Это сказка, где воплощена авторская версия истории о Сене и Кольцемере, Сеятельнице и мече Сердцедёре. Сюжет основан на жизненном опыте, а кроме того, он отсылает к древнему мифу о Енисее и Ангаре.

Но всё же главное в книге — визуальные образы, созданные художником.

— «Художник года» — грант присуждают автору или творческому коллективу. Главный критерий — представленная работа должна была создать прорыв или повлиять на контекст собственного творчества, развитие искусства в регионе или стране.

Победитель этого года — Данил Титов и его персональная выставка Work. Данил — красноярский художник, который сейчас живёт и работает в Москве.

Проект воспроизводит жизнь художника в современных рыночных условиях, где искусство — это производство и сложившаяся система отношений.

Основная идея: для обретения успеха художник должен владеть языками, заниматься самообразованием, участвовать в выставках, посещать вернисажи, собирать портфолио, постоянно подавать заявки на конкурсы, «производить» искусство и зарабатывать деньги.

Смоделированная мастерская молодого красноярского художника демонстрирует всё это от и до.

— «Проект года» — эксперты выбирают лучшие выставки, фестивали, исследования, лаборатории, реализованные в Сибири, на Урале или Дальнем Востоке.

Победитель — проект «Стрит-арт столицы» и кураторская группа: Анна Андреева, Надя Котова-Крушинская и Юрий Аверин, Алина Зоря и Семён Некрасов из Красноярска и Санкт-Петербурга.

Это собранные вместе работы художников «уличной волны», они призваны показать, что столицами стрит-арта могут быть не только мегаполисы. Уровень искусства не зависит от размера города, экономической ситуации или объёмов промышленного производства.

— «Красноярская премия» — здесь победитель художник из Красноярска, создавший работу, связанную с локальным контекстом и темой.

Победитель — выставка «Классноярск». Авторы: оля осипова и Александр Закиров, Красноярск, Барнаул.

— «Произведение года» — грант дают четверым художникам, авторам особенно выдающихся и оригинальных произведений.

Здесь четыре победителя.

1. «Эос», Элина Гусарова, Красноярск.

2. «Раздевалка», Татьяна Селивёрстова, Владивосток.

Татьяна Селивёрстова:

Мой проект о сложном пространстве города под названием «Пляж». Пляж реки, озёра, водохранилища, но в моём случае, конечно, это морской пляж, потому что я из Владивостока, а это город на пляже. Так вот, «Раздевалка» для меня — воплощение пляжа, объект, на который наложились дополнительные смыслы: это и мусорка, и туалет, и безликая деталь муниципального благоустройства. Я хотела вернуть раздевалку городу, обратить на неё внимание.

Проект довольно многогранный: кроме самой красной раздевалки, была сделана серия графики, анимация и зин про раздевалку. Может быть, поэтому он понравился жюри.

3. «Долевая нить», Янина Болдырева, Новосибирск.

Янина Болдырева:

Мой проект — серия больших панно, сшитых из лоскутов винтажных тканей с моими снимками и снимками из семейных архивов. Я переосмысляю образы советского прошлого, семейные мифы, наделяя архивные фото своими смыслами. Обращаю внимание на то, что раньше не всегда было проговорено и отрефлексировано.

Многие работы касаются темы депортации моих родственников из Молдовы в Сибирь. А сшивание старых обрывков — способ согласования того, что невозможно совместить в единое целое. Поэтому для своих панно я выбрала форму овала, как пасторали, воплощающей некое идеальное недостижимое состояние умиротворения.

Надеюсь, победил мой проект потому, что показался членам жюри убедительным и важным.

4. «Итого: 1 118 176 рублей и 4 копейки на производство 10 художественных проектов в период с 01.11.2017 по 01.11.2022 (из них закончено — 6, в работе — 1, статус неизвестен — 3)», Анастасия Богомолова, Екатеринбург.

Проект посвящен экономике и финансовому положению художника и предлагает воспринимать художественный труд именно как труд, а не как вдохновенный экспромт на свободную тему, не имеющий конкретной цены.

А победила я, потому что за меня проголосовали члены жюри.

Художник и деньги

Для кого-то из художников творчество — это любимое занятие, для кого-то — смысл жизни, для кого-то — способ заработать и стать знаменитым.

После мероприятия работы участников составили выставку. Здесь их могут найти коллекционеры, почитатели, любители искусства. Также каждый победитель получил грант — от 100 до 250 тысяч рублей. Но у каждого отношение к премии, да и в целом к финансовой составляющей творчества, — своё.

Саня Закиров, Барнаул, Красноярск, один из победителей номинации «Красноярская премия»

— Кто такой знаменитый художник, считаешь ли ты себя таковым?

— Это какой-то искусственный термин. Вот на меня подписаны 3000 человек, они меня знают и покупают мои работы — это твёрдый факт. А что такое «быть знаменитым», неясно. Лампас Покрас знаменит вроде как, но мне часто попадаются люди, которые о нём не слышали.

— Настоящий художник — это...

— Это любой художник.

— Можно ли заработать на искусстве, как это делать и стоит ли?

— Можно, я же зарабатываю. Конечно, стоит, это гораздо легче, спокойнее и прибыльнее, чем в офисе сидеть.

— На что потратишь премию?

— Чуть-чуть зубов, чуть-чуть ремонта, но глобально — на пиво.

— Твой девиз или правило в жизни и творчестве?

— Делай то, что нравится себе, но всегда думай об окружающих. И это же ответ, как зарабатывать на искусстве.

Анастасия Богомолова, Екатеринбург, победитель номинации «Произведение года»

— Кто такой знаменитый художник, считаешь ли ты себя таковым?

— Знаменитый художник — это настоящий художник.

— Настоящий художник — это...

— ...знаменитый художник.

— Можно ли заработать на искусстве, как это делать и стоит ли?

— Кто-то может, кто-то — нет, но всем это дорогого стоит.

— На что потратишь премию?

— Оплачу мастерскую до конца следующего года.

— Твой девиз или правило в жизни и творчестве?

Мне этот мир абсолютно понятен, и я здесь ищу только одного — покоя, умиротворения. И вот этой гармонии от слияния с бесконечно вечным, от созерцания великого фрактального подобия и от вот этого замечательного всеединства существа, бесконечно вечного, куда ни посмотри, хоть вглубь — бесконечно малое, хоть ввысь — бесконечное большое.

Татьяна Селивёрстова, Владивосток, победитель номинации «Произведение года»

— Кто такой знаменитый художник, считаешь ли ты себя таковым?

— Я думаю, художник тот, кто умеет находить красоту, смыслы, интерес в тех местах, вещах или практиках, где другие и не подумают их искать.

— Можно ли заработать на искусстве, как это делать и стоит ли?

— Заработать на искусстве, конечно, можно и даже получится после того, как удастся делать искусство, не думая о заработке с него.

— Твой девиз или правило в жизни и творчестве?

— У меня нет девизов и правил, я только стараюсь всегда быть честной с собой, остальное — как получится.

Янина Болдырева, Новосибирск, победитель номинации «Произведение года»

— Кто такой знаменитый художник, считаешь ли ты себя таковым?

— Не думала об этом. У художников немного другие критерии знаменитости, им больше важны профессиональное признание, возможность выставляться, а на подписи к работам всё равно никто не обращает внимания".

— Настоящий художник — это...

— ...человек, верящий в то, что он делает.

— Можно ли заработать на искусстве, как это делать и стоит ли?

Смотря что называть искусством. Если речь про то, что в России принято называть современным искусством, то да, иногда можно заработать, но это сложно, нестабильно, и не только у нас, но и во всём мире. Конкуренция очень высокая, и почти везде художники вынуждены работать где-то ещё, чтобы содержать себя. Сразу с работы уходить я бы не советовала, но, если у художника получается что-то, что ему самому нравится и интересно окружающим, надо думать, как это монетизировать — продавать работы, или искать гранты.

— На что потратишь премию?

— На доделывание проекта, который и подавала на премию. Это довольно ресурсная история с точки зрения и временных затрат, и материальных вложений.

Фото предоставлены спикерами материала и организаторами премии

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.