Пришло время формировать бизнес-план на 2024 год
Почему многие опытные бизнесмены на него забили?
Главная задача бизнес-плана — уберечься от незапланированных трат, долгов и необоснованных надежд. Фермер и основатель сыроварни «Милаша» Никита Россов рассказывает, что именно отсутствие бизнес-плана и сделало его фермером (к чему Никита на тот момент совершенно не стремился).
По словам Никиты, после этой истории бизнес-планированию он уделяет первостепенное внимание. Начинать строить планы на следующий год, по мнению фермера, нужно уже сейчас. Кстати, ту самую субсидию, которая перевернула его жизнь, Никита получит только в следующем году. На этот раз документы уже подписаны, и средства можно смело включать в план.
Сейчас в сентябре пришел приказ о том, что мы ее выиграли, что деньги придут в следующем году. Поэтому в планах строительство большого объекта.
А вот заместитель директора компании «БУБУКА», первой свободной платформы легальной музыки, Светлана Москалёва считает, что в сегодняшних реалиях нет необходимости ставить себе какие-то дедлайны по планированию.
По мнению Светланы, сегодня жесткое планирование может сыграть компании в минус.
5 лет назад я бы вам ответила, как из учебника, что главное — это системность, постановка целей и задач, актуальность, перспективность.
Но сегодня я выделю 2 основных принципа:гибкость и эффективность
— Составить бизнес-план и строго его придерживаться в последние годы не может ни один российский бизнес.
Нужно быть готовым ко всему. Нужно уметь не только быть гибкими, но и получать выгоду в действующих условиях.
Согласен со Светланой и основатель ресторанной группы 0,75 Group Александр Митраков. Он считает, что сегодня на рынке выживут только компании, способные проявить гибкость.
— При этом ресурсы, которые они потратили на составление всего этого плана, можно было потратить на что-то более важное. Поэтому сейчас во всем мире будут актуальны только живые системы, которые могут меняться.
Одним из способов избежать краха планирования Митраков считает привлечение к составлению планов сотрудников компании
По его мнению, план не должен спускаться сверху
Мы делаем стратегию вместе с командой. Это очень важно. В составлении стратегии должны поучаствовать все отделения, все управленцы. Только тогда они будут понимать смысл этой стратегии и адекватно реагировать на ее изменения.
Той же стратегии придерживается и основатель бренда женской одежды Birdy Юлия Ильева
— Мы, не стесняясь, мечтаем вместе, все обязательно записываем. И не забываем поднять архивы прошлого года, подвести итоги, что было успешно выполнено, перевыполнено, а что реализовать не получилось.
Юлия также признает, что многочисленные события последних трех лет внесли свои коррективы в работу компаний, и жесткое и долгосрочное планирование, сопровождавшее работу бизнесменов многие годы, ушло в прошлое.
За последние три года, что я поняла, наверное, как и многие предприниматели: есть риски, связанные с ситуацией в мире. Их невозможно не учитывать, но в то же время невозможно быть к ним готовым. Поэтому я всегда продолжаю делать то, что делаю хорошо.
Однако далеко не все спикеры согласны с тем, что планирование уходит в прошлое. Заместитель председателя комитета по налогам и финансовым рискам «Опора России» Ирина Варфоломеева говорит, что, переставая планировать, мы теряем управление.
— Сейчас, и это не фигура речи, все происходит прямо в этот момент, большинство крупных компаний составляют планы на будущий год. Сегодня время трансформации, и выиграют те, чья компания эффективней использует имеющиеся инструменты, а это невозможно без планирования.
Чтобы сохранить планирование и в то же время сделать его достаточно гибким в ситуации постоянных изменений, Ирина рекомендует следующую стратегию.
Для того, чтобы стратегия наша была исполнена, мы выбираем себе тактические шаги — реперные точки, на каждой из них мы проводим аналитику и смотрим, в ту ли сторону мы движемся. Вмешивается ли что-то в наши планы или нет.
— И, исходя из полученных данных, корректируем вектор нашей стратегии.