«Любимая книга та, что прочитал до конца»
18 вопросов Олегу Суслову, автору детских сказок
С автором детских сказок поговорили о создании увлекательных сюжетов, детских мечтах, превратностях профессии и о чуде.
Как вы стали автором детских сказок? Мечтали с детства или вышло случайно?
— Создавая его, нужно понимать, что ты хочешь сказать, для какой аудитории и в какой форме. Был у меня опыт, когда я писал тексты в формате сказочных историй, но это было необходимо для рекламных роликов, то есть я решал определенную задачу, но никак не связанную с задачами литературными.
Первую детскую сказку я написал совершенно случайно, никаких литературных задач не решая, и в формате, который необычен для детской сказки — в переписке WhatsApp
— Моя подруга Саша укладывала свою дочь спать, и посетовала, что Маша капризничает и не хочет засыпать, потому что все сказки, которые ей читают перед сном, она знает наизусть. Я написал подруге: «Прямо сейчас буду сочинять Маше сказку в мессенджере, а ты ей будешь читать, по мере прихода сообщений».
Маме Маши идея понравилась, других альтернатив у нее все равно не было, и я сочинил сказку про то, как однажды тёмной ночью в индийских джунглях заблудился слоненок, и девочка, ровесница Маши, и её мама помогли слоненку найти дорогу домой.
— Я сочинял сказку в WhatsApp в центре Петербурга, мама Маши читала текст дочери на Петроградке. Маша уснула, возможно потому, что от сказки клонило в сон, но задача была выполнена. Я тут же прочитал сказку своей жене Наташе, она эксперт по сказочным историям. Наташа сказала: «Отличная вещь, напиши еще». Это было два года назад. С тех пор я ежедневно пишу сказки.
Как окружение отреагировало, когда вы занялись писательством: что на это сказали близкие и друзья?
Никто не удивился, что я пишу детские сказки.
— Все удивились, что я пишу их в новом для меня и для друзей формате — полноценного литературного текста, который создается по классическим законам жанра. То есть я стал детским писателем. Вот это некоторых удивило, и, надеюсь, вдохновляет до сих пор.
«Сказочник» — оскорбление или нет?
Как создаются сказки? Вы томно и таинственно сидите на набережной и мечтаете о добром и вечном или прагматично погружаетесь в рабочий процесс?
— Когда как, «дудка божья», говоря словами Есенина, я написал на чистом вдохновении несколько первых серий своих книжных сериалов, а книги свои я пишу сериями: «Принцесса-сыщик и ее Летающий кот» и «Приключения Дождика и кораблика».
Осознал, что у меня действительно получается, увидев восторженную реакцию первых читателей. Я подумал о том, что вдохновение приходит и уходит, и поэтому мне необходимо подробно изучить предмет, который становится моей профессией.
— Да, конечно, я уже изучал, как писать киносценарии на Высших курсах сценаристов и режиссеров — мастерская Владимира Яковлевича Мотыля, который снял «Белое солнце пустыни» и Натальи Борисовны Рязанцевой, которая написала, среди прочего, сценарии фильмов «Крылья» Ларисы Шепитько и «Голос» Ильи Авербаха.
Конечно, я знаю, как строится драматическое произведение, мы изучали всё — от Аристотеля до учебников по кинодраматургии Александра Митты. Последний у нас же и преподавал, но я подумал, что общие законы построения литературного произведения имеют свои особенности. Эта особенность — жанр.
Мой жанр — детская литература, детская сказка
— И я изучил все от классической «Морфологии волшебной сказки» Владимира Проппа до «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла, от мифов Древнего Египта и мифов Древней Греции до Эсхила и Гесиода.
Любая профессия — это непрекращающаяся учеба и ежедневный труд. Поэтому я пишу свои книжки не в питерской кофейне с видом на Фонтанку, не в беседке Росси в Михайловском саду, а каждое утро сажусь за свой рабочий стол и выполняю задачу, поставленную Юрием Олешей — «ни дня без строчки».
— Так сложилось, что мой рабочий стол стоит у окна с видом на вечность — на питерские крыши, которые, словно волны северного моря, бегут к горизонту. Просто повезло. Но, конечно, я гуляю в Летнем саду и Таврическом, потому-то некоторые сцены моих сказок разворачиваются в них.
Чем вдохновляетесь при написании сказок?
— Все свои книжки я пишу, чтобы их читала моя жена Наташа. Она мой первый читатель и главный критик. Наташа и Петербург — главные источники вдохновения для меня.
Кто служит прототипами героев? Это выдуманные персонажи или реальные люди?
Люди в моих сказках присутствуют наравне с животными, птицами, деревьями, кораблями, портовыми кранами, ветрами и горами — это все полноправные герои вселенных моих книг.
— Главные персонажи моей книги «Королевство собак» — реально существующие собаки, с которыми я дружу много лет, они и сейчас живут в нашем дачном поселке в Удачном. В книге их зовут, как в реальной жизни: Чёрное Облачко, Элли, Рыжа, Мачо. Их жизнь, характеры и судьбы я поместил в разработанную сказочную вселенную, особый мир, чем-то схожий с реальным.
Например, там есть поселок Удачный как место действия одной из сцен, есть скалы, очень похожие на Столбы, есть большая река, похожая на Енисей.
— В этой вселенной герои совершают свои путешествия и поступки, борются со злом, змеем Апопом и помогают добру, древнеегипетскому божеству — Солнцу Ра.
Персонажи «Дождика и Кораблика» тоже реальные петербургские герои, как и Адмиралтейский флюгер, и Атланты. Во второй книге сериала герои плывут на Речной парад, чтобы увидеть Вальс буксиров.
— Это реальный петербургский праздник, где самые настоящие буксиры танцуют вальс посреди Невы. В этой книжке я, как Гомер в своей «Илиаде», привожу полный «список кораблей», только всего речного флота Петербурга.
Вспомните первого созданного вами героя — кто это был и как он возник?
— Чтобы читатель поверил происходящему в сказке, чтобы она его увлекла в свой невероятный мир, автору нужно создать героев не абстрактных, а таких, чтобы их поступки были понятны, были реальны. И когда реальный герой действует в вымышленной вселенной, читатель ассоциирует персонажа с собой.
Читатель думает: «А как бы я поступил? А что бы я сделал в этой ситуации?». И тогда сказка становиться реальностью
— Главный герой книги, которую я пишу сейчас, мальчик по имени Павлик. Черты героя, его поступки, образ мышления я взял из характера императора Павла I. Взаимоотношения книжного персонажа с мамой — из взаимоотношений Павла I c мамой, императрицей Екатериной II.
Вы больше любите добрых персонажей или злодеев?
— Сюжет в книге должен безостановочно двигаться. Неожиданные повороты должны происходить через каждые три страницы.
Иначе читателю книга не будет интересна. Борьба добра со злом — главная движущая сила. В ней всегда есть хорошие и плохие. При работе над детской книгой важно понимать, для какой возрастной аудитории она пишется.
— Например, «Дождик и Кораблик» для 6+. «Принцесса-сыщик и ее Летающий кот» и «Королевство собак» для 9+. Принцесса-сыщик по сюжету расследует различные сказочные «преступления». Конечно же, я никогда не буду писать в детской детективно-приключенческой книге ни про какие пугающие жестокости, которые встречаются в детективных историях для взрослых.
Но должна быть интрига, сюжет что-то должно двигать. Читатель должен постоянно спрашивать: «Мама, а что дальше?». Поэтому максимально негативный персонаж, антигерой здесь — Чайка, которая похищает щенка.
— Но и ее плохому поступку мне необходимо придумать некое «оправдание», потому что сказочная чайка такая же птица, как и не сказочная — у нее есть свои проблемы в воспитании птенца, и она их своеобразно решает, но я не делаю из нее чёрного злодея.
А вот древний змей Апоп, персонаж «Королевства собак», в финальной сцене напугал даже мою жену.
— Чтобы понять, для какой возрастной группы книга, я всегда отправляю ее профессиональному детскому психологу, по совместительству она еще и прекрасная мама двух мальчиков. Как специалист она советует, в какую возрастную аудиторию поместить книгу, а как мать - рассказывает, как воспринимают книжку ее дети.
Какая у вас в детстве была любимая сказка и почему? Кто был любимым героем?
«Чук и Гек» Аркадия Гайдара — безусловный шедевр. Персонажи и атмосфера, созданная автором, так сильно впечатлили меня в детстве, что спустя много-много лет я поставил радиоспектакль по этой книге. Красноярская телезвезда, потрясающая Тамара Васильева читала в нём роль мамы. Удивительно атмосферная вещь получилась.
— Много лет у нас в Красноярске была традиция перед наступлением Нового года поздно вечером выехать в пригородную тайгу, на дачу в Удачный, и среди сосен, падающего снега и света гирлянд на елке слушать этот радиоспектакль.
В Петербурге Север стал значительно ближе и неожиданно вернулся еще один любимый с детства сказочный персонаж — Кай из «Снежной королевы» Андерсена.
— Думаю, это оттого, что Кай собирает из льдинок, сидя у трона королевы, слово Вечность, возможно, как и я сейчас, собираю из слов сказку. Тронов и вечности в Петербурге в избытке.
Какая ваша книга сейчас самая популярная? Какая больше нравится самому?
— Десять площадок для читок и встреч с читателями, библиотеки, музеи, мамы и их дети с радостью и любовью приняли героев моей книжки. Я искренне благодарен землякам за это чудо. Безусловно, красноярские читатели самые активные и самые важные для меня.
Первую книгу новой серии «Королевство собак» я тоже планирую привезти на родину в 2024 году, чтобы представить моим красноярским читателям. Надеюсь, они полюбят Чёрное Облачко, Элли и Рыжу так же, как полюбили Дождика и Кораблика.
Как вам удается продвигаться как автору детских сказок?
— Все благодаря Красноярску. Я переехал жить в Петербург четыре года назад. В Красноярске меня знали, в Петербурге — нет. Но, как выяснилось во время моего прошлогоднего книжного тура, в родном городе меня помнят и мне рады. Почти весь тираж «Дождика и Кораблика» раскупили в Красноярске.
Было много публикаций в ведущих СМИ: телеканал «Енисей», сайт «Город Прима», газета «Наш Красноярский край», газета «Аргументы и факты», мои коллеги и друзья журналисты искренне откликнулись на мой новый проект. Я благодарен им за поддержку.
— Затем о моей книге написала в своем блоге, у которого триста тысяч подписчиков, прекрасная, как Париж, блогер Таня Парис. Мы с ней знакомы давно, она родом из Красноярска. Так у меня появилась общероссийская аудитория.
В Петербурге первую книгу серии «Принцесса-сыщик и ее Летающий кот» прочитал профессор Николай Петрович Наумов, заведующий кафедрой Факультета театра кукол Российского государственного института сценических искусств. Она ему так понравилась, что он решил поставить эту сказку на сцене института.
— Студенты-режиссеры поставили замечательный спектакль. На премьере его посмотрели режиссеры и директора всех петербургских кукольных театров и детских театров Ленинградской области. Несколько руководителей детских театров загорелись поставить «Принцессу и кота» на своих сценах.
Читки — одна из самых мощных форм продвижения книги
Я в этом убедился в Красноярске, использую эту технологию и в Петербурге. Детские книжки покупают не дети, а их мамы — они моя аудитория. Для общения с ней я использую «ВКонтакте».
— Это основная социальная сеть, где я продвигаю свои книги. Она сегодня наиболее эффективная. Там же можно и купить мои сказки. Красноярцам же всегда можно лично зайти в чудесный книжный магазин «Бакен» — «Приключения Дождика и Кораблика» там есть всегда.
Что легче написать — первую книгу или последующие сборники?
— Для этого пришлось изучить издательский бизнес, найти типографию, собрать вместе корректоров, редактора, верстальщика, художника. Сам же занимаюсь продвижением. Весь процесс создания книги на мне. Это всё мои ошибки и мои успехи. И конечно же, мои перспективы развития.
Сложно ли стать писателем, и с чего можно начать работу новичку?
Думаю, что каждый образованный человек может написать ту или иную книгу. Но не думаю, что каждый человек хочет стать писателем.
— Эта профессия, как и любая другая, требует кроме таланта много специальных знаний и много ежедневного труда. Если всё это делать регулярно и по плану: бесконечно учиться и бесконечно трудиться, написать книгу, за ней следующую, следующую — уже не кажется чем-то невероятным.
Где начинающим авторам публиковать свои работы? И сложно ли зарабатывать на жизнь писательской деятельностью?
Форматов для книг сегодня много. Конечно, для моих читателей бумажная книжка с иллюстрациями — самый любимый формат. Иллюстрации невероятно важны для детской книжки.
— Для «Дождика и Кораблика» иллюстрации создавала чудесная, тонко чувствующая душу ребенка и структуру сказки художник Елена Лихацкая. Она из Красноярска, но уже давно живет в Нью-Йорке.
Я люблю ее творчество очень давно и поэтому даже не раздумывал, кому доверить иллюстрировать мою первую книжку. Читатели в восторге от ее рисунков.
Сегодня актуальны электронные книги. Но я не работаю с этим форматом. Потому что он не так интересен моим читателям
— Чтобы не обивать электронные пороги сайтов издательств, отправляя на их мейлы свои тексты и не получая ответа, возможно, потому что у каждого из них уже есть свой пул писателей и свои долгосрочные издательские портфели, я создал собственное издательство, в нем и издаюсь.
Уже скоро для моей новой книжки, точнее, серии книг, я собираюсь попробовать новый формат — аудиокнигу, чтобы мамы, получив по мейлу файл с новой серией, могли включить его на компьютере или смартфоне, и ребенок послушал сказку, как радиоспектакль — с шумом ветра, криками чаек и плеском волн.
— Так как деньги, полученные от продаж, тут же вкладываются в печать нового тиража, мне пока трудно говорить о писательстве как бизнесе. Все успешные примеры современных российских писателей можно изучить самостоятельно. Они всем известны. В основном это продукты успешного союза большого таланта и большого маркетинга.
Самое сложное в писательском деле не написать книгу, а продать ее
— Поэтому и существуют издательства, которые берут на себя эту тяжелую работу. Для них это, безусловно, прибыльный бизнес. Такое издательство я для себя пока не нашел. Но уверен, оно где-то существует.
Повлиял ли на создание произведений переезд из Красноярска в Санкт-Петербург? Влияет ли городская мифология на сюжеты сказок?
— Петербург весь в этой дихотомии. А она — топливо для любого творчества. Петербург — один из главных персонажей моих книг. Этот город научил меня любви к истории и красоте. В этом городе открывается вечность. И не только из окна моего дома. Из окон всех петербургских домов и дворцов. Возможно, мои книги — это дань за счастье жить в этом городе.
Что вам нравиться помимо писательства? Как отдыхаете?
Мне нравится слушать живые лекции. Это особая петербургская тема. Темы лекций, сами лекторы — освежающий поток знаний, свет, направленный, словно морской прожектор, на горизонт, чтобы мы могли рассмотреть, что там, впереди.
— Декабрьская зимняя тьма не пугает петербуржцев. Город умеет светиться изнутри. Конечно, я по-прежнему увлечен феноменальными петербургскими кураторскими выставками. У меня есть образование и опыт в сфере кураторских практик в современном искусстве, и я могу оценить особый статус петербургской актуальной художественной сцены.
Декабрь. Петербург / 2022 / Олег Суслов
Каждая выставка, каждый перформанс меня радует, удивляет, вдохновляет, заставляет думать. Но и классическое искусство здесь всегда в ближайшем доступе.
— В первый год нашей жизни в Петербурге я посетил Эрмитаж больше тридцати раз. И этого было мало! Этот музей — целый мир, бесконечный. Я и сейчас открываю для себя его материки и острова.
Как относитесь к литературным критикам и книжным блогерам?
Опыта работы с ними у меня пока нет. Думаю, что все зависит от аудитории блогера. Моя аудитория не там, где рассказывают про книги, а там, где молодые мамы получают новые знания. Они мои читатели и покупатели. Они знают, почему их детям необходима хорошая детская литература.
— Детских книг сегодня издается невероятное количество. Сейчас все отзывы о популярных у детей книгах других писателей я получаю от моих знакомых, которые покупают их своим детям. Некоторые, будучи в гостях в Петербурге, покупают в местных книжных так много книг, что их нужно отправлять специальными посылками — не входят в багаж.
Ваша любимая книга сейчас
Любимая книга та, что прочитал до конца. Недавно прочитал новый роман Пелевина «Путешествие в Элевсин». Пелевин, как никто другой, умеет языком светлой сказки описать современную действительность.
— Если говорить про тёмные сказки о современности, то таков новый роман Уэльбека «Уничтожить». Тут автор уже в заглавии обозначает позицию персонажа книги по отношению к современному миру.