Личный бренд — рабочий инструмент или «пустышка»
Как спецы от инфобизнеса перепродают нам узнаваемость
Предпринимателю — особенно на старте пути — бывает трудно: из каждого утюга советуют в первую очередь заняться развитием личного бренда, желательно — под зорким взглядом опытного наставника из мира инфобизнеса. И здесь легко запутаться, ведь обилие информации может ввести в заблуждение. Поэтому редакция сайта «Сибирь работает» узнала у экспертов, что такое личный бренд, как он работает — и работает ли вообще.
Что такое личный бренд?

Личный бренд — это экспертность, а именно от вашего профессионализма зависит доверие клиентов. Ваше мнение относительно выбранной сферы деятельности и ее продуктов должно быть ценным и востребованным. Потребитель, который к вам обратится, должен почувствовать, что вы — эксперт.
Алексей отмечает, что личный бренд может развивать любой человек. Например, у учителя, который любит детей, развивает свои способности и повышает уровень профессионализма. Такого учителя, по его словам, будут «передавать из рук в руки».
Однако не каждый профессионал развивает личный бренд, ведь не каждому это нужно. Многие люди чувствуют себя комфортно в окружающей их ситуации.
Эксперт по коммуникациям Анна Прохорова подчеркивает, что все зависит от подхода к развитию личного бренда и восприятия самого понятия.

Часто под популярным словосочетанием скрывается простейший продукт ИнфоБизнеса. Коучи дают людям элементарный минимум знаний об узнаваемости, но не говорят, что с ней делать дальше.
«Личный бренд» в инфобизнесе — когда тебя начинают узнавать, и этого достаточно
По сути, узнаваемость есть у всех, просто охватность разная. Мы все чьи-то коллеги, соседи. Нас знают достаточно много людей. Вопрос в том, что мы с этим делаем — развиваем или нет.
Что касается персонального бренда в коммуникационном проектировании — это большая работа, где узнаваемость — лишь первый отрезок. Дальше должно быть естественное эволюционное продолжение, более серьезные этапы, большая и профессиональная работа.
В стратегии развития персонального бренда затрагиваются темы доверия, ответственности, зоны управления влиянием, умения управлять репутационными рисками.
Как работает личный бренд и работает ли?

Сегодня личный бренд продолжает работать на 100%. И все мы пользуется его продуктами и услугами, когда покупаем что-то. Популярность личного бренда не снизилась, однако раньше о нем можно было слышать чаще — на пике популярности о себе громко заявляли преподаватели, которые рассказывали людям о том, как развивать свое имя.

Почему раньше о «личном бренде» все шумели, а сейчас надоело? Та самая узнаваемость, которую продвигает инфобизнес, должна во что-то эволюционировать, а этого не происходит. Отсюда и возникает ощущение бессмысленности происходящего.
Люди, которые останавливаются лишь на использовании продуктов инфобизнеса вроде пакетов «Распаковка личности» и «Подсвети себя» — в результате в своих блогах или публикациях теряют индивидуальность. Становятся одинаковыми. С одинаковыми фотографиями, одинаковыми текстами, написанными одинаковыми «заштампованными» словами.
Все потому, что их действия — следование одинаковым чек-листам
— Например, сюда может входить интервью с банальными вопросами о сильных и слабых сторонах личности, достижениях и ошибках, «зонах роста». Ответы затем используются для самопрезентации в сети или создания «Я-концепции».
Еще одна распространенная фишка — «экспертная» фотосессия — серия снимков в «униформе» с профессиональными атрибутами на белом фоне. У врача — халат и стетоскоп, у музыканта — фрак и скрипка.
— На выходе — куча однотипных страниц в соцсетях, постов о себе и фотографий, запуск рекламы. Да, на первом этапе это поможет достичь результатов. Вы начнете что-то продавать, и будет польза, но через определенное время эффект, скорее всего, будет утрачен. А дело в том, что нет эволюции — поэтапного развития, которое формирует настоящий персональный бренд.
Как развивать личный бренд?

Многие пытаются развивать бренд самостоятельно, однако эти усилия редко к чему-то приводят. Например, человек начинает активно продвигаться в соцсетях: производит контент, регулярно выдает посты, но уже через пару месяцев выгорает.
— Не хватает экспертности или отклика социума. Если дело останавливается, значит, человеку нужно нарабатывать компетенции и профессиональные навыки. И не пытаться продать то, чего пока нет.
Что же в таком случае делать?
- Развивайте экспертность: прокачивайтесь в выбранном направлении, становитесь профессионалом и не жалейте на это денег. Если делаете торты, узнайте об этом всё;
- Будьте коммуникатором и приятным человеком: личный бренд — это коммуникация. Круг общения должен быть широким, а вы — приятным коммуникатором. Потребитель всегда выбирает открытых людей;
- Будьте медиаактивным: ведите соцсети, пишите посты, публикуйтесь в изданиях, снимайте видео. Нельзя делать продукт «в стол»;
- Будьте примером для всех: на вас должны ориентироваться. Одной красивой картинки недостаточно, нужна внутренняя наполненность, чтобы люди не обманулись.

У вас должен быть внутренний магнетизм. Не у всех получается вести за собой — вы можете быть экспертом, трудягой с огромным багажом знаний и практических навыков, но, если магнетизма нет, люди к вам не пойдут. Определить наличие магнетизма заранее практически невозможно, это выясняется только на деле.
Но если вы считаете, что не притягиваете людей, это вовсе не повод опускать руки — всегда работайте над собой, становитесь профи

Некоторые пытаются развивать бренд интуитивно, но, когда речь идет о миллионерах из Forbes, выясняется, что за ними всегда стоит психолог или коммуникатор, который их сделал. Поэтому для достижения успеха лучше работать со специалистом.
— На старте нужно быть страстным в своей идее и своем деле, которое эту идею подтверждает, и чувствовать, что внутри есть ресурс, который можно использовать.
Начиная развивать персональный бренд, ответьте на три вопроса:
- Я это делаю, чтобы что?
- Как должно быть?
Эти два вопроса применимы к любой сфере жизни, но если вы планируете развивать персональный бренд, ответьте на главный:
- Я хочу продавать сейчас или всегда?
Важный момент — часто, говоря об успешности, люди имеют в виду достижения здесь и сейчас, но ведь время ни на секунду не останавливается, и это нужно учитывать. Меняемся мы, меняется окружающий мир.
— То, что вчера было классным, сегодня может потерять актуальность. А люди, которые считали человека успешным, тоже могли изменить мнение. Единственное, что постоянно — это изменения.
В условиях внутренних и внешних изменений нужно уметь жить и учиться ими управлять. Для этого нужно заниматься коммуникационной внимательностью, которая дает возможность понимать, чего хотят люди и как время их меняет.
По данным исследования медиахолдинга Rambler&Co, опубликованного в прошлом году, сильнее всего личный PR влияет на карьеру звезд — так считают треть (33%) опрошенных россиян. На втором месте — блогеры (25%), на третьем — специалисты креативных индустрий (20%). Политики набрали 13%, руководители крупных компаний — 9%.
Однако больше половины опрошенных (52%) не видят для себя практической пользы в создании и поддержании своего публичного образа. 18% не хотят официально высказывать свое мнение, 17% считают, что чем меньше о них знают, тем лучше. 13% не любят лишнего внимания.
Другая же половина опрошенных, которая занимается развитием личного бренда, это:
- 30% — руководители, которые транслируют позицию компании;
- 30% — люди, которым просто важно делиться своими мыслями;
- 21% респондентов назвали себя авторами контента и делают это в целях промоушена;
- работа 19% участников опроса связана с публичными выступлениями.