Ledvizor: история компании по разработке световых решений
Кейсы, цифры, откровения гендиректора Георгия Ворожейкина
В копилке компании — более 700 проектов освещения разной сложности + сотрудничество с РЖД, РУСАЛом, РусГидро и девелоперами со всей России.
За 15 лет существования компания по производству световых приборов «Ледвизор» охватила много ниш — от освещения гидроэлектростанций и установки бортового света на шагающие экскаваторы до монтажа уличного освещения в масштабе улиц и микрорайонов (+ подсветки в коммерческих интерьерах). Поговорили с генеральным директором Георгием Ворожейкиным — о вложениях в дело, его окупаемости, сложных задачках и самых успешных кейсах.
Что за история приключилась с отделением от головной компании?
— «Ледвизор» вышел из группы компаний «ОКБ АРТ» — она более 30 лет занимается разработкой, проектированием и производством радиоэлектронной техники, в основном концертных усилителей и звуковых процессоров. Этот бизнес принадлежит моему отцу, и в 2011 году я устроился к нему на работу, взявшись за направление сценических управляемых световых приборов — в Китае их еще не научились делать, а в Европе это уже стоило дорого. На тот момент «Ледвизор» уже четыре года существовал как подразделение, которое затем перешло в сегмент промышленного освещения — команда стала разрабатывать светильники для промышленных объектов, цехов, складов и улиц.
— Например, можно было заняться освещением автодорог — это дает в сотни и тысячи раз больше выручки, там контракты на десятки и сотни миллионов, но и монстры рынка воюют между собой, а мы — все-таки небольшая компания.
Был момент, когда мы пытались пылесосить местный рынок: все запросы на освещение, которые приходили, мы старались отрабатывать — делали подсветку фасадов, частных домов и даже теплиц... Но на этом стратегии не построишь, нельзя делать всё сразу и хорошо.
— Однажды процессы завязались на конкретных замыслах заказчиков — клиенты приходили и спрашивали, можем ли мы разработать светильник под их проект, мы брались за дизайн, и выходило классно. Тогда-то мы решили, что наша ниша — «про красивое». Поняли, что если мы сильны в дизайне, то это направление и стоит развивать. Здесь, соответственно, и добавленная стоимость продукции выше, потому что за дизайн и качество люди готовы платить деньги.
Несколько лет назад мы вышли из-под крыла головной группы компаний, став отдельным бизнесом со своей экономикой. Часть цикла производства световых решений попадает в контур «Ледвизора», но некоторые процессы отданы партнерам на аутсорс (часть из них работают с нами на одной производственной базе, то есть территориально рядом). Наша доля работы, таким образом — это дизайн светильников, инжиниринг, техдокументация, часть металлообработки, сборка продукции, контроль ее качества и собственно выпуск, остальное — на подрядчиках. Сейчас же — с ростом объемов выпуска — приходится всё больше процессов локализовывать у себя.
Первые крупные проекты
Первым большим проектом компании стала поставка промышленного освещения на Майнской ГЭС, в теле плотины и сейчас — наши светильники. Далее мы начали работать с городским освещением: одной из важнейших точек развития для нас стал проект красноярского ЖК «Преображенский» — это был первый в Красноярске микрорайон, для которого специалисты из Японии сделали отдельный световой мастер-план, при том выполнен он был на английском и в виде крутых скетчей с интересными схемами расстановки, которые не вписывались в российскую традицию. Мы же помогали застройщику этот мастер-план понять и переработать его таким образом, чтобы концепцию можно было реализовать на нашем оборудовании. Объём был колоссальный — пришлось разобраться со множеством светильников новой для нас типологии.
Далее многие продукты стали серийными. Порядка 15 моделей светильников мы разработали с нуля, а также сформировали некий подход: если заказчик хочет реализовать в своем проекте конкретный светильник, который предложили ему архитекторы — то есть те спецы, которые впитывают в себя множество идей, изучая разные проекты, — то мы понимаем, что эта задумка уже некий срез рынка. Скорее всего, если архитектору «зашло» конкретное решение, то и другим оно «зайдет».
Также мы работаем с парковым освещением, и любим такие проекты, но предложение на них сильно хромает — одно время в этой нише лидировали европейские спецы, потому что они начали заниматься этим раньше и делали это круче. У нас же в стране сильных игроков не так много и сейчас. Поэтому наша цель — стать лучше, чтобы на вопрос: «Кто самый крутой в России по парковому свету?», — люди называли «Ледвизор».
Любимые красноярские проекты Георгия Ворожейкина:
Наша принципиальная позиция — делаем дизайн светильников сами, не производим клонов и не возим из Китая комплектующих и корпусов, как многие другие. Это проще, и денег можно было заработать больше, но мы отвечаем за то, что делаем.
В Красноярске мне нравится несколько наших проектов:
- Освещение «Юдинского» сквера / набережной Качи
Существовавшие на набережной Качи опоры фонарей многие сочли историческими (хотя это и новодел на самом деле), поэтому их решили сохранить, но нужно было поставить на них современные световые приборы.
Здесь есть тонкая грань: менять в таком случае фонарные лампочки на светодиоды — значит сделать так, чтобы форма не соответствовала функции, поскольку такая форма была адекватна для газовой лампы, а со светодиодом такая история — бессмыслица, сейчас же не делают машины в виде карет.
Но наши партнеры из «Проектдевелпомента» предложили уйти в неоклассику, и мы разработали для опор торшеры с шестью световыми модулями с оптикой.
Пять из них направлены на пешеходные дорожки, а одна светит в сторону реки.
Юдинский сад же стал приятным пространством: можно выбрать себе любой маршрут — пойти темной уединенной тропинкой с боллардами, или — вдоль хорошо освещенной набережной.
- Подсветка арт-объект «Дуальность» на правобережной набережной Енисея
«Этот проект тоже стал для нас интересным и навороченным».
- Уличное освещение ЖК «Притяжение»
Заказчики пришли к нам с запросом на кастом светильника, который нарисовал дизайнер. Мы посчитали, сколько будет стоить работа, назвали цену в 100 000 рублей, и это оказалось дорого для клиента. В производстве светильников были сложности — это должно было быть тонкое метровое кольцо со сплошной засветкой, которое крепится за одну точку сбоку. Затем застройщик к нам вернулся, поскольку у других подрядчиков с первого раза сделать хорошо не получилось.
Как же рождается продукт?
У нас процессы производства серийного продукта и дизайн-разработки нового светильника существуют параллельно. Есть доска, куда мы вешаем фотографии запросов, с которыми к нам приходили, а мы не могли предложить для них решения — когда встает вопрос, что нам делать дальше, мы работаем над ними. С серийкой всё проще — берем и производим, а исследования для генерации новых идей возможно только благодаря общению с архитекторами и светодизайнерами, мы работаем в связке друг с другом.
Прошлый год стал для нас во многом переломным — например, больше продукции мы продали не в Красноярском крае, а за его пределами, то есть по стране. И общаться, разумеется, мы начали с коллегами по всей России. Так вот, не может стать проект классным от того, что в плане появятся красивые светильники, — сам проект должен быть кайфовым. Столичные девелоперы все-таки далеко ушагали от наших, но и сибирским коллегам есть, к чему стремиться.
О производстве
Январь у нас, как и у всех, — сезон раскачки, но уже в феврале всё заискрится. Летом спрос, конечно, зашкаливает, так что мы увеличиваем штат и привлекаем спецов со стороны — например, недавно начали сотрудничать с СФУ, оттуда к нам работать приходят студенты. Сейчас стараемся с красноярскими техникумами наладить коммуникацию.
На участке гибки плоские «выкройки» корпусов приобретают объем
Из алюминиевых заготовок фрезерные станки изготавливают теплоотводящие профили для последующего крепления светодиодов
В участке порошковой покраски металла специалисты тщательно очищают детали светильников, наносят на них краску и запекают её
На линии автоматизированного монтажа паяльная паста наносится по трафарету, а роботизированный станок монтирует детали. Качество пайки на выходе из печи проверяют с помощью цифровых микроскопов
В сборочном цеху светильники становятся такими, какими мы привыкли их видеть в помещениях и на улицах.
— У нас есть план под кодовым названием «дегаражизация» — мы хотим превратить производственную площадку, которая больше была похожа на гараж, в приличное место. Например, на каникулах мы покрасили стены в нескольких помещениях. «Косметика» — не панацея, но один из кирпичиков производственной культуры, еще Генри Форд заставлял красить углы в белый цвет. Наши сотрудники и я, конечно же, — одеты в мерч, это важно, внутренний маркетинг работает и на своих.
Есть хорошая фраза: «дизайн вызывает доверие», и мы, например, когда приезжаем на встречи к заказчикам из других городов, которые не были у нас в гостях и даже продукта еще не видели, ощущаем позитивную реакцию. Потому что они посмотрели на нас, зашли на сайт компании и сделали вывод, что с нами можно работать.
— Мы не держим склада готовой продукции, поскольку у нас очень большая вариативность — в один светильник может попасть пять видов оптики, его можно покрасить в любой цвет, сделать свет поярче или потусклее, упаковать в несколько видов кронштейнов и корпусов... Это тысячи вариантов, собранных из базовых комплектующих, поэтому полуфабрикаты какое-то время ждут своего часа на складе.
— По времени производство серийной модели светильника занимает около месяца — в низкий сезон процесс производства длится от недели до двух, в высокий сезон — полтора месяца. От месяца до трех занимает разработка и внедрение новой серии продукции, и это процесс нескончаемый — нарисовать прибор, сделать прототип, протестировать... Сейчас в команде трудится три инженера-конструктора и один промышленный дизайнер, чтобы всё работало, как надо.
С кем из сибирских коллег сотрудничаете?
— С кооперацией и в Красноярске, и в Сибири, и в России в принципе — сложновато. Я много ездил по европейским и китайским фабрикам, и Европа, например, держится на кооперации — много узкоспециализированных компаний сотрудничают со смежными, так что в пределах 30 км можно найти всё, что нужно — кто-то занимается литьем, другие — металлообработкой, третьи — электроникой, четвертые делают, распаивают, калибруют и тестируют платы, пятые отвечают за гидравлику. Процесс получается бесперебойным, и все при деле.
— У нас же иначе, особенно в Красноярске — к заводам-гигантам попасть сложно, особенно сейчас, когда многие — на оборонзаказе. Специализированных подрядчиков, например, литейщиков — вообще нет, хотя Красноярск считается «алюминиевым» городом. С дизайном у нас получше, но ненамного — тоже плохо с коммуникацией, команды друг с другом не сотрудничают, и мы этот момент стараемся исправить. Так, работали с предметным архитектором и дизайнером Артемом Бегишевым, который дизайнил нам несколько светильников, а также давно сотрудничаем с красноярскими компаниями «Проектдевелопмент» и «АртСтиль».
Немного цифр:
- На 70% в прошлом году выросла выручка компании «Ледвизор»
- Более 700 проектов компания реализовала за всё время своего существования. Ей удалось посотрудничать с 25 архитектурными бюро по всей России и произвести 39 серий светодиодных светильников для городского и промышленного освещения
- В полном цикле производства задействованы более 100 человек (в том числе сотрудники компаний-подрядчиков), из 40 человек состоит штат самого «Ледвизора»
- > 1 000 светильников произвел «Ледвизор» для красноярского ЖК «Преображенский» (при том, что строительство новых домов еще не завершено) — световое оборудование обошлось заказчикам более чем в 20 млн руб.
- 1 720 руб. — стоимость самого бюджетного светильника в сегменте промышленного освещения, а 235 400 руб. — цена самого дорогого прибора
- с 8:00 до 16:30 трудятся сотрудники производства, а с 9:00 до 19:00 — специалисты коммерческого отдела компании
- Меньше, чем 2 чайника, потребляет электричества освещение центральной набережной в Красноярске (за которое отвечал «Ледвизор»)
- в 2022 году «Ледвизор» выиграл премию «Золотой Фотон» в номинации «продукт года» с прибором LV-FESTOON
Идеи, окупаемость, философия бизнеса
— Сейчас мы переходим из категории местного производителя, который трудится под индивидуальный запрос, к технологиям массового производства, то есть начали вкладывать деньги в техническую оснастку и готовые пресс-формы, чтобы проще и дешевле стало производить детали. Например, если изготовление без нашей пресс-формы одной крышки для промышленного светильника стоило 900 рублей (материал + работа), то сейчас мы заказали пресс-форму за чуть менее миллиона рублей, но и стоимость одной крышки будет составлять почти в 10 раз меньше, то есть 80 рублей. Тем не менее, у нас остается направление индивидуального заказа, но мы делаем то, что нам интересно — те продукты, которые встроятся потом в нашу продуктовую страту.
— Немного корёжит мозг идея адептов условной «Бизнес-молодости» про быструю окупаемость и про то, что любой юнит должен быть исключительно рентабельным, а остальное можно отдать на аутсорс. Я смотрю обзоры таких бизнесменов, а потом прихожу на производство и понимаю, что многие инвестиции нужны, чтобы техпроцесс в принципе не встал. Мы, например, делаем рассеиватели вакуумной формовкой, и оборудование, наверное, работает 3% от всего времени, то есть, по сути, простаивает, и если рассматривать эту инвестицию в таком ключе, то она точно невыгодная. С другой стороны, станок закрывает технологическую дыру, упрощает значительную долю работы и за год отбился. Есть такой термин — «технологический суверенитет» — он вовсе не про сиюминутную прибыль, да и события прошлого года вскрыли реальную потребность в нем.
— На лазер, фрезер, токарник, две камеры порошковой окраски, линию SMT-монтажа, инструменты, оснастку, помещения... И это еще только начало. Сложно оценить, отбились ли все наши затраты, поскольку компания начинала работу под крылом другой, и многие процессы изначально создавались не под светильники. Многие вложения — отбились, другие — еще нет, но заниматься производством световых решений — интересно и прибыльно, если уметь и любить свое дело.
Топ российских проектов освещения Ledvizor (по мнению Георгия Ворожейкина):
- Озеро и водопад в парке Малевича в Московской области
- Сопка Бурачка во Владивостоке
- ЖК «Метрополия» в Москве
- Парк «Учкуевка» в Севастополе
- Остров Канта в Калининграде
— У ребят из условной «Бизнес-молодости» всё красиво — лендос запилил, в Директе разместился, процессы делегировал и уехал в путешествие светлые мысли генерировать. У производственников же всё немного иначе: каждую неделю новые вызовы (читай — геморрой), да и в «гембу» ходить надо, как японцы завещали. За прошлый год, например, мы полностью переработали все наши светильники, потому что из РФ ушли наши финские поставщики, которые отказались с нами работать — пришлось взять курс на импортозамещение не ради красного словца, а для собственной безопасности. Тем не менее, на «операционку» я стал тратить меньше времени — у нас собралась сильная команда, и многие вопросы решаются без моего присутствия даже эффективнее.
Фото: Алекс Чампакхам, Ledvizor