Как снять экспериментальное кино за 519 000 рублей
Фильм «Красноярск как иллюзии»: проект мечты или кошмар для съемочной группы?
Продакшн «Шишка.Медиа» и кинотеатр «Дом кино» в конце прошлого года показали на большом экране совместный байопик «Красноярск как иллюзии», состоящий из пяти новелл о жизни города за прошедшие два века — от эпидемии золотой лихорадки до знакомства с потомком купцов Гадаловых в режиме реального времени. Можно ли за 519 000 рублей снять достойное кино, стоит ли вообще пытаться и какие подводные камни ожидали команду на съемках — рассказал редакции сайта «Сибирь работает» Григорий Жгилёв, продюсер фильма.
Зачем вообще понадобилось снимать фильм «Красноярск как иллюзии»?
Фильм изначально подавался на грантовую поддержку, но почему-то вышло так, что в итоге грантовых денег мы получили в 2,5 раза меньше, чем я предполагал. Сел и начал думать, что делать, стоит ли браться? Так как классная команда уже набралась, мы решили, что можно попробовать сделать что-то достойное, но попроще, за небольшую для кинопроизводства сумму. В конце концов выяснилось, что с учетом различных расходов непосредственно на фильм осталось всего 519 000 рублей. А мы уже практически подписались на этот проект и начали трудиться.
К тому же, мы сами себе усложнили работу, выбрав, кажется, самый тернистый путь. Одно дело, когда ты снимаешь теле-документалку, собранную из различных интервью и пары репортажных смен. И формально по условиям договора мы спокойно могли выбрать этот формат, но в ходе творческого поиска решили создать альманах из 5 новелл:
- Первая — «Золото в Сибири» — о феномене золотой лихорадки начала 19 века в Красноярском крае, снятая в манере фильмов с Чарли Чаплиным и использованием 2D-графики;
- Вторая — «Олимпия» — игровое кино о дочке купцов-золотопромышленников Кузнецовых Шурочке и ее гувернантке Олимпии Риттенер, которая приехала в Сибирь из Швейцарии в конце 19 века на заработки;
- Третья — «Маргарита» — снята в формате документалки-наблюдения: на одном из форумов мы случайно нашли женщину, Маргариту Бодрову, которая на тот момент без каких-либо доказательств считала себя потомком династии Гадаловых. Чтобы доказать родство, нужно было найти свидетельство о рождении ее деда. Мы привезли Маргариту из Москвы в Красноярск, два дня водили по городу, и в самом конце она оказалась в архиве, где мог бы находиться тот самый нужный ей документ. Нашла она его или нет — зритель узнает в фильме.
- В четвертой новелле «По пути на Сахалин» Антон Чехов, роль которого сыграл журналист и фуд-блогер Василий Прокушев, гулял по современным красноярским улицам, сравнивая воспоминания с реальностью;
- Пятая — новелла «Кинематограф» — это мистический диалог в кинозале. Здесь мы взяли кадры из кинохроники — в Красноярске ее снимали и до революции, но мы отыскать ее так и не смогли, поэтому выкупили за 37 600 рублей нужный нам хронометраж записей 1917 года в лучшем доступном качестве. Для этого режиссер Илья Медведев ездил в Красногорск. Затем выкупленные кадры мы прогнали через нейросеть, чтобы перекрасить их из черно-белых в цветные;
- Связующим звеном фильма стал персонаж Фокусника-иллюзиониста, который появляется между новеллами. В общей сложности фильм длится 55 минут.
Как распределяли бюджет?
- Конечно, основная сложность производства фильма заключалась в очень маленьком бюджете. Нам пришлось сильно урезать наши хотелки, экономить деньги, часть обязанностей брать на себя, звать на площадку помощников-энтузиастов. Это был вызов для всех нас, который потребовал задействовать все возможные силы и средства.
- 519 000 рублей — это бюджет одной хорошей съемочной смены, а у нас только локаций — около 20, и съемки заняли полтора месяца — с 10-20 полными и неполными сменами.
- Нам очень помогла команда «Дома кино», которая постоянно была на связи, готовила документы, вела переговоры и даже присутствовала на сменах. Благодаря им нам удалось бесплатно поснимать во многих локациях. Так, удалось поработать с театром Пушкина, художественным музеем Сурикова, пароходом-музеем «Святитель Николай», краевой научной библиотекой, Троицким кладбищем и другими. Также нам дали в безвозмездную аренду костюмы и часть реквизита, здесь также включились театры и частные антикварные лавочки. Фокусник согласился посотрудничать с нами на бартерных условиях, а каллиграф отписал для нас письма Чехова и указ о золотодобыче просто из огромной любви к искусству.
- Нам приходилось использовать все наши связи, чтобы сэкономить на расходах. Встречались как энтузиасты, так и скептики. Примерно из 40 человек состояла основная команда, 10 из них постоянно были на связи и на созвонах каждый день, участвовали в процессе. Деньги с проекта получили далеко не все: в среднем зарплата специалиста варьировалась от 5 до 15 % от бюджета всего фильма.
- Я в том числе работал бесплатно из чувства ответственности, поскольку я уже взялся за этот проект и хотел довести его до ума. Для Ильи Медведева, который уже давно перебрался в Москву и там трудится режиссером, проект не представлял особой коммерческой ценности, поскольку бюджет всего нашего фильма он может заработать в столице за одну смену. Он, как и многие, топил в первую очередь за высокое качество продукта.
- Кто-то в нашем проекте увидел для себя перспективу, некоторые работали в том числе за право быть указанными в титрах, и многие из них сейчас трудятся в Санкт-Петербурге и других городах России, а этот проект стал для них хорошим подспорьем для портфолио.
- Для нашего продакшена фильм не представляет никакого коммерческого интереса — больше скажу, это коммерчески убыточный проект, который съел много времени наших специалистов. Из плюсов — имиджевый рост, но, опять же, не в нашей нише — обычно мы работаем с B2B, а не на широкого зрителя.
Хочется, конечно, снимать кино в Красноярске и о Красноярске, но найти деньги для подобных проектов довольно трудно, поэтому часто это убыточные истории.
- По опыту в коммерции я всегда закладываю в смету процент от всего бюджета на непредвиденные расходы. Эти средства нужны именно на оплату рисков, иначе придется вкладывать свои деньги в проект, если случится что-то непредвиденное.
Так и произошло. Например, на пост-продакшен мы потратили 1/5 от суммы всего бюджета. Из-за того, что было получено в 2,5 раза меньше грантовых денег, у нас просто не оставалось средств на монтаж и всё остальное. Когда я увидел окончательно утвержденную смету, то спросил: «я правильно понимаю, что мы только снимаем фильм, а монтажом, графикой, цветокоррекцией занимается кто-то другой?...».
Источник: Александр Жуковец
- Конечно же, всё это делать пришлось нам, и бюджет мы кардинально перекроили. Его треть ушла только на работу со звуком, графикой и оплату нейросетей, хотя монтаж выполнил режиссёр, а цветокоррекцию — я. За бесплатно. А это огромная работа, которая на рынке оплачивается суммой, сопоставимой с нашим бюджетом. На съёмки — работу операторской группы и художественного цеха — также ушло много денег, дальше по нисходящей следовали зарплаты актерам и другие статьи расходов.
Что в фильме сделать получилось: отвечает Григорий Жгилёв
- Познакомиться со многими интересными людьми и завязать с ними отношения
- Получить опыт взаимодействия с государственными структурами
- Поработать с большой командой
- Творчески самореализоваться
- Повысить узнаваемость бренда (например, только количество подписчиков группы продакшена ВК выросло в два раза)
- Оформить прокатное удостоверение для фильма
Источник: Александр Жуковец
Что не вышло реализовать?
- Заработать денег — билеты на показы фильма стоили 0 рублей
- Выполнить проект спокойно и размеренно
- Отшлифовать фильм достойно: слишком мало на это было времени и средств
Почему фильм так редко транслируется в том же «Доме Кино»?
— Коммерческие показы мы не можем организовать, поскольку из-за ограниченного бюджета у нас в распоряжении самая простая музыкальная лицензия. В фильме использовалась музыка из различных зарубежных библиотек, выложить кино в сеть мы можем, но для выхода в широкий прокат нам нужно оформить лицензию немного другого уровня, а это дополнительно ещё 30 000-40 000 рублей затрат. Когда передо мной встал выбор, куда определить деньги из бюджета, я решил, что лучше потратиться на качество самого продукта.
Источник: Александр Жуковец
— Сейчас мы хотим доработать анимацию в первой новелле фильма и собираем на это средства краудфандингом. Надеемся, что у нас получится собрать 100 000 рублей, тогда бы мы смогли сделать фильм лучше и выложить его в сеть уже весной, а также предложить «Красноярск как иллюзии» стриминговым сервисам.
Поддержать проект на любую сумму можно здесь. Кстати, все, кто поддержит проект на 10 000 рублей, получат возможность провести беседу с одним из трех ключевых создателей фильма: режиссёром-постановщиком, оператором-постановщиком или с продюсером.
Что этот проект дал лично тебе?
— Конечно же, я сильно вырос как специалист, но эмоционально было очень трудно работать. Хорошо, что был заложен процент на непредвиденные расходы, но эти деньги не должны были покрывать базис вроде пост-продакшена, то, что мы сделали — был огромный риск для всей команды. Хочу сказать всем ее участникам спасибо, ведь многие меня поддержали и сильно помогли.
— А команда «Дома кино» не только выручала на всех этапах кинопроизводства, но и взяла на себя организационные расходы и хлопоты по премьерным показам в городах России, а также постоянно подогревает публику к просмотру нашего фильма, потому и зрители интерес не теряют.
«Полтора месяца съемок мы все находились в глубочайшем стрессе. А я только сейчас могу выдохнуть спокойно»
Фото предоставлены Григорием Жгилёвым