26 апреля 2023 г
  • Статья

Что не так с центральной площадью в Красноярске, Новосибирске, Иркутске, Томске и Омске

Узнали у сибирских урбанистов, какие проблемы нужно решить, чтобы на главную площадь их города хотелось привести друзей и гостей

Изображение сгенерировано в Kandinsky 2.1

Театр начинается с вешалки, это понятно — город же, маленький или миллионник, начинается с центральной площади: отсюда чаще всего «танцуют» в долгие променады как горожане, так и туристы. И всем хочется иметь такое центральное городское пространство, где и погулять можно, и отдохнуть, и снимков колоритных для соцсетей наделать на годы вперед. Какую же парадную часть центра мы застанем в типичном сибирском миллионнике или «околомиллионнике»? Узнали ответ на этот вопрос у урбанистов из Красноярска, Омска, Томска, Иркутска и Новосибирска.

Иркутск: «Сейчас в городе полно мелких локальных площадочек, но ни одной настоящей центральной площади»

Урбанист Фёдор Т, создатель блога «Человек-Фёдор», подошел к задаче обрисовать проблемы центральной площади Иркутска творчески: поскольку такой площади, на его взгляд, в городе попросту нет, Фёдор предположил, какое бы уже имеющееся городское пространство могло бы стать тем самым центром притяжения горожан. Получилось бы у этих пространств завоевать любовь иркутян?

— Что же в Иркутске? Есть пять кандидатов на звание центральной площади: бывшая Тихвинская площадь, площади у стадиона «Труд» и центрального рынка, нынешние площади Труда, 50-летия СССР.

— Тихвинская площадь до прихода советских была центральной площадью города. Сейчас же она разорвана на клочки: Тихвинский сквер — отдельно (который горожане скоро вообще потеряют, уже подготавливается его ограждение); сквер имени Кирова — отдельно (это не площадь, а парк с дорожками), недавно выделенная площадь графа Сперанского — отдельно (большинство горожан даже и не смогут точно показать её границы), площадь у мемориального огня — отдельно (да её и не видно даже за зданием правительства).

— Функционально это всё не площадь, а транспортный узел и парковки, что только по большим праздникам превращается в место гуляний, да и то официальных — со сценой и трибуной. Можно привести полосы к нормативной ширине, чтобы уменьшить количество бессмысленно греющегося на солнце асфальта, сократить самый длинный в России нерегулируемый пешеходный переход и отдать чуть больше пространства людям, но существенно это ситуацию не изменит. 

Что касается исторических зданий — их почти не видно. По периметру остался только костёл и строение промышленного училища. Здание думы надстроили в тридцатые, а правительство перекрыло вид на самую старую церковь города. Остальное — уже послевоенная советская архитектура, да и ту мы уже теряем, как, например, корпус Востсибугля

— Площадь у стадиона «Труд» не имеет названия. Если бы её окружали здания такого же типа, какие на противоположной стороне улицы (Филармония, ТЮЗ), то это был бы неплохой кандидат на то, чтобы стать центральной площадью. Но окружают его советские и капромовские уродцы (даже незаконно построенные и до сих пор не снесенные), а освещается она гигантскими экранами с рекламой (не знаю, как это в зоне исторического поселения им удалось это согласовать). Иногда площадь живёт настоящей жизнью площади — когда тут ярмарки медоваренья и белорусской икры. В остальное же время — это неприветливый асфальтовый полигон.

Площадь у центрального рынка — площадь только формально: на деле все конструкции, что там есть — лотки, заборы, будки, палатки установлены навсегда и не предполагают никакого другого использования. Тут и обсуждать нечего.

— Площадь Труда находится у цирка, а не у одноимённого стадиона, и здесь тоже сквозит нереализованный потенциал. Может быть, если бы сюда не вкорячили бассейн (гидротехническое сооружение «Фонтан у цирка»), превратив площадь в коридор, если бы по-другому посадили деревья, то мы бы получили более живое место.

А площадь 50-летия СССР в основном занята фонтаном и не предполагает тех сценариев, что должны быть у площади. К тому же, она не окаймлена историческими зданиями, а находится в петле дороги с интенсивным трафиком, и значительно удалена от центра.

Томск: «Наша центральная площадь — одна большая региональная помойка»

Урбанист Дмитрий Поляков, автор проекта «Город не бесит» уверен: площадь Ленина в Томске смогла бы стать образчиком любимого горожанами пространства, если бы не бездарная реконструкция набережной Ушайки на полтора гектара гранита.

— Несколько лет назад за почти миллиард рублей доступ к реке Ушайка «зашили» в гранит. Сделали настолько отвратительный и бездарный проект, который до сих пор воспринимается как одна из самых больших градостроительных ошибок Томска. Гранитом закрыли буквально всё: доступ к берегу реки, доступ к воде, обзоры на панорамные точки города, а также уничтожили всю растительность и деревья — ее просто теперь нет. Сплошной гранит и «холод». Установили несколько медиа-экранов титанических размеров с круглосуточным показом рекламы. Набережная стоит пустая, людей на ней почти нет, как и скамеек, урн и нормального туалета. Просто ужас.

Но и это еще не всё. Ключевая пешеходная зона просто забита ларьками и торговыми точками в стиле 90-х. Здесь всё разбито, изрисовано граффити и тегами, закрыто рекламными баннерами. И самое удивительное — в нескольких метрах от этого хаоса находится здание главной областной администрации Томской области. И всем плевать.

— Рядом — вторая часть набережной, которую тоже планируют закрыть в гранит, но на это пока не дают денег, и это пространство закрыто забором уже с десяток лет. Забор также увешан рекламными баннерами. Между гранитной набережной и второй ее частью, которую еще не «убили», располагается Большой концертный зал, но вы его не сможете увидеть сразу и понять, что это культурное место, где, например часто играет симфонический оркестр. А сложно его увидеть лишь по одной причине — он весь завешан рекламными баннерами, рекламными конструкциями и вывесками, которые закрывают фасад и делают место грязным, ляпистым и просто неопрятным.

Кроме того, несколько лет назад эту часть города обнесли уродливыми заборами, здесь установили гигантские черные фонари, которые уничтожили весь вид на проспект, закрыли здания и «сломали» атмосферу уютного приятного города. Фонари до сих пор стоят неподключенными, а заборы ржавеют и ломаются.

— В итоге из-за этого бардака центр города выглядит очень неприятно. Его немного спасают панорама на реку Томь, прогулочная зона вдоль реки и полуразбитый фонтан. К слову, его планируют реконструировать, как и часть набережной. Но в общей картинке пока что локация смотрится как одна большая региональная помойка, которую никто не может или не желает расчищать уже десятки лет.

Новосибирск: «Передвигаться по центральной очереди Новосибирска — непросто»

Леонид Лифанов, урбанист и сооснователь проекта «Комфортный регион» сетует на автомобилеориентированность городского ландшафта: и касается это, в первую очередь, центральной площади Новосибирска.

— Местом притяжения жителей является улица Ленина, на которой расположены кафе и бары, но и она страдает от хаотичной парковки и ужасного состояния тротуара вне зависимости от времени года. В скором времени ее планируют реконструировать, но пока администрация города не готова сделать из неё пешеходную улицу (а зря). Но здесь обещают сделать тротуар шире и избавиться от парковки.

В целом рецепт хорошей площади в любом городе простой: меньше машин и больше пешеходной части. Такие площади мы наблюдаем в европейских городах. В первую очередь стоит начать с ограничения автомобильного движения, ведь намного приятнее ходить мимо летних веранд кафе, а не припаркованных машин.

Красноярск: «Горожанам для прогулок доступны только пешеходные «обрывки»»

Илья Будкевич, создатель проекта «Балконы Красноярска» также подчеркивает — если бы парадную часть центра города можно было ограничить от машин, то пространство точно пользовалось бы большим спросом среди горожан и туристов.

— Во-первых, в центре Красноярска множество улиц просто не реконструировано, и я говорю даже о тех променадных его частях, где люди любят гулять: у нас реконструировали площадь Мира и улицу Красной армии, а над остальными улицами так и не поработали в плане пространственного планирования. И там, если мы посмотрим на карту, проезжая часть занимает в полтора-два раза больше места, чем ее реально используют. Что мы видим: асфальтовые поля, узкие тротуары, стихийные парковки... Однажды я сделал 3D-рендер с картинкой, как могла бы выглядеть улица Горького с учётом реальной пропускной способности дороги, и выяснилось, что половину от ширины проезжей части без проблем можно было бы отдать на те же велодорожки, например. Здесь нужно заниматься адекватной реконструкцией.

визуальные эксперименты с реконструкцией дорожного полотна на улице Горького. Автор: Илья Будкевич

визуальные эксперименты с реконструкцией дорожного полотна на улице Горького. Автор: Илья Будкевич

визуальные эксперименты с реконструкцией дорожного полотна на улице Горького. Автор: Илья Будкевич

— Во-вторых, на центре города завязан слишком большой транспортный поток, потому что место транзитное — множество людей едут на автомобиле через центр города, и это неудобно, и плохо сказывается на доступности общественного транспорта. И эта проблема глубокая: в Красноярске нет магистрального общественного транспорта, в час пик до любой городской локации добраться на автомобиле быстрее, а это ненормально. Плюс сказывается недоразвитость автомобильных путей, то есть альтернативной инфраструктуры для машин: нет объездных путей в достаточном количестве, которые бы находились вне центра, на окраинах, например. Если бы можно было решить эти проблемы, центр Красноярска стал бы более приспособленным для пешеходов, можно было бы закрыть улицы от машин и спокойно гулять. Хоть и парадная часть центра города у нас — маленькая. Когда реконструируют Центральный парк, горожанам и туристам станет проще, откроется еще одна локация для прогулок. Но решать проблемы нужно комплексно.

— Что еще? Не решается проблема водоотвода на центральных улицах: даже на пешеходных переходах проспекта Мира имеется явное понижение ландшафта, где всегда образуются лужи, дороги затапливаются, и людям приходится эту проблему преодолевать. Хотя это элементарный брак подрядчиков, которые в свое время разбирались с реконструкцией. И отсутствие адекватного водоотвода — большой минус, решается эта задачка несложно, было бы желание.

— Не стоит забывать и об архитектурных сложностях: в советское время в Красноярске снесли колоссальное количество памятников архитектуры, чтобы на их месте можно было построить хрущевки. Если идти по центру, то по кирпичным хрущевкам можно понять, сколько красивых зданий потеряно. А если поразглядывать исторические фото. То можно убедиться, насколько серьезное случилось градостроительное преступление. Советским архитекторам надо отдать должное: они старались вписать постройки в архитектурный контекст того времени, облицовывали дома кирпичом, который должен красиво стариться, делали опрятные деревянные балконы. Но нейтральность формы нарушает современный процесс остекления этих балконов: сейчас декор теряется на фоне пластика, и этот новодел не оставляет шансов на адекватный внешний облик парадного центра города. И здесь каждый может приложить усилия, чтобы город выглядел лучше. 

Омск: «Наша центральная площадь — это огромная развязка с заасфальтированной пустотой»

Валерия Маркова, омский урбанист и менеджер проектов института территориального планирования «Град», а также создательница тг-канала «Маркова 2030» сетует на уже до боли знакомую сибирякам проблему — автомобилеориентированность городов, которая не позволяет наслаждаться пространствами как горожанам, так и туристам.

— Вокруг восстановленного в нулевых собора имеется большой сквер, но расслабиться там не получится из-за лавочек на солнцепеке и морального давления окружающих объектов: культового сооружения, законодательного собрания и ФСБ. Поэтому сквер используется только как транзитная зона и место обитания гигантской стаи голубей.

 Было бы правильно сделать общегородской точкой сбора Омскую крепость, но сложная транспортная доступность, продуваемость речными ветрами и невнятная концепция пространства между музеями и ресторанами в отреставрированных казармах усложняют «перенос» центра притяжения. И вывод как всегда очевиден: нужно забирать пространство у машин и делать города более пригодными для прогулок и длительного нахождения на улице, ведь город — это место общения и концентрации случайностей.

Кстати: большую урбанистическую рецензию на Омск от красноярской городской исследовательницы и автора тг-канала «Профессиональная горожанка» Марии Быстровой уже можно прочитать на сайте «Сибирь работает».

Здесь есть всё: от прогулок по центру Омска до сокровенных его закоулков. Честно, проницательно, с взглядом со стороны.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.