Откуда из Сибири улететь за рубеж
Разобрались в том, почему в аэропортах Сибири растет пассажиропоток и откуда выгоднее лететь за границу
В 2022-м году в Сибири случился внезапный бум авиаперевозок. Три крупнейших аэропорта региона поставили рекорды по величине пассажиропотока. Новосибирск увеличил количество пассажиров на 12%, Красноярск на 13%, а Иркутск показал рост на 25% по сравнению с прошлым годом.
Естественно, большинство этих рейсов — внутренние. Более того, большинство пассажиров летает в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. Но растут и международные перевозки. Так, по данным пресс-службы новосибирского аэропорта Толмачево, количество пассажиров на международных рейсах выросло на 23,5% (до 0,88 млн человек).
Летят в основном в Анталью, Дубай, Хургаду, Шарм-Эль-Шейх и на Пхукет
Что до рейсов в страны СНГ, то туда из Новосибирска вылетело на 81,4% больше пассажиров, чем в 2021-м. Правда, такой значительный рост на этих направлениях может быть связан с сентябрьской мобилизацией и последовавшим за ним массовым выездом.
Но мобилизация была только один раз. А тенденция на рост количества пассажиров наблюдается и в 2023-м году. В том же «Толмачево» планируют за этот год увеличить число пассажиров еще на 10.7%.
В аэропорту Красноярска также ожидают хороших результатов по итогам 2023-го года.
Начальник отдела корпоративных коммуникаций аэропорта Дмитрий Тронин говорит, что в плане международных перевозок между Сибирскими аэропортами существует некоторое «разделение труда». Например, Новосибирск специализируется на полетах в турецкий Стамбул, арабский Дубай, египетскую Хургаду и столицу Мьянмы — Янгон.

От нас не летают в Стамбул, Дубай, Хургаду и Янгон, как из Новосибирска. А из Новосибирска не летают в Паттайю, Санью, Харбин и Коломбо, как от нас. А из Иркутска летают в Исфахан и Ханой, в отличие от нас и Новосибирска.
Тронин говорит, что у трех главных сибирских аэропортов существует примерный паритет по количеству международных рейсов. Из Красноярска летает 18 международных направлений, столько же из Новосибирска — 18, и 14 из Иркутска.
Тем не менее, в чистых цифрах, которыми поделился Тронин, равновесия не наблюдается.
За 7 месяцев 2023 года из Новосибирска совершено 2897 международных самолетовылетов, Красноярска — 1071 самолетовылет, Иркутска — 931 самолетовылет.
Такую разницу Тронин обьясняет тем, что исторически пассажиропоток в Новосибирске выше. Базовый перевозчик S7 Airlines развивает там базу, и у него высокая доля трансферного пассажиропотока.
Владелица популярного телеграм-канала об авиаперевозках KJA Диана Шаталова говорит, что главный секрет успеха «Толмачево» в конкуренции нескольких авиакомпаний. За популярные направления такие как: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Турция, Арабские Эмираты борются до шести перевозчиков. Поэтому улететь из «Толмачево», как правило, дешевле, чем из других городов Сибири. Это касается и международных рейсов.

В Толмачёво находится головной хаб авиакомпании S7, только у этого перевозчика из Новосибирска 54 направления.
— В Новосибирск едут из Кузбасса и Томской области, Горного Алтая и Республики Алтай для того, чтобы лететь дальше, так как в перечисленных регионах просто нет нужных авианаправлений. Именно в Толмачёво конкурируют S7 и «Аэрофлот» и ставят дубли на популярные направления: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Анталья, теперь ещё и Дубай. Нет конкуренции только с Таиландом, у S7 ставка на Иркутск.
Наибольший рост пассажиропотока в 2022-м показал аэропорт Иркутска. Здесь рост также происходит за счет развития S7.
По данным компании, за 2022 год перевозки авиакомпании в Иркутске выросли на 54%
Диана Шаталова считает, что в ближайших перспективах Иркутского аэропорта — восстановление допандемийного лидерства по рейсам в Азию.
В Иркутске находится второй хаб S7 в Сибири — закрыта вся сеть на Дальний Восток. В допандемийные времена туда приезжало много азиатов, в основном китайцев.
— Сейчас эта тенденция возвращается, и Иркутск восстанавливает лидерство по рейсам в Азию: два рейса ежедневно в Бангкок, осуществляются рейсы в Китай: Пекин, Харбин.
Только из Иркутска можно напрямую улететь во Вьетнам, в Ханой — это направление сейчас единственное прямое в России.
Ожидается, что в 2023-м объёмы пассажироперевозок из Иркутска вырастут еще больше, S7 Airlines перевезет не миллион, как в 2022-м, а около двух миллионов пассажиров. Кроме того, с иркутским аэропортом работает компания Aero Mongolia, осуществляющая рейсы в корейский Сеул и монгольский Улан-Батор, а также с конца июня — киргизская авиакомпания «Аэро Номад Эйрлайнс» с регулярными перелетами по маршруту «Ош —Иркутск».
Теперь перед Иркутским аэропортом остро стоит нехватка площадей. Существующий аэропорт уже не справляется с текущим пассажиропотоком, аэропорту нужна срочная модернизация. Тем не менее, в ближайшие годы число рейсов продолжит увеличиваться.