17 апреля 2023 г
  • Статья

Внутри себя он любит: урбанистическая рецензия на Омск

Наш автор изучил сибирский миллионник в статусе гостя города

В какой-то момент Омск заработал имидж места, которое даже не стоит пытаться покинуть. Этот достаточно негативный образ кочевал из одного урбан-блога в другой, создавая для внешнего зрителя впечатление отсталого, несуразного и невнятного города. Но что, если, отставив в сторону стереотипы, попробовать узнать Омск таким, какой он есть сейчас?



Мария Быстрова, городская исследовательница и автор тг-канала «Профессиональная горожанка», провела три дня в прогулках по Омску, чтобы сполна почувствовать город, попытаться понять его и получить удовольствие от общения.

Нельзя считать это нормой, данностью сезона и климата. По улицам можно изучать, как открытая земля с газонов превращается в жидкую и сухую грязь из-за неправильных проектных решений. Город грязный — сейчас это данность Омска, которая снижает привлекательность прогулок. Но что есть, то есть, и больше об этом не говорим.

Сама пешеходная среда фрагментарная — это значит, что тротуар может быть, а может не быть. Качество тротуарного покрытия случайное. Физические барьеры в виде бордюров, столбов, заборов встречаются повсеместно. Дороги широкие, через них много нерегулируемых переходов, и под землю тоже нужно спускаться довольно часто. Из этих условий складывается тяжелый пешеходный опыт — и это яркое проявление отсутствия заботы о людях на городском уровне.

Не могут | не хотят | не умеют — какое из этих слов объяснит, почему так? Есть очевидное: Омск — заложник своего размера и планировки

Большая территория, частые широкие улицы — в отличие от компактных городов, нужно больше сил, внимания и средств, чтобы создавать связную привлекательную городскую среду.

Город исторический без всяких оговорок, у него есть дух, атмосфера, притяжение. Читается, что он создан усилиями и вниманием людей прошлого, которые придавали городу большое значение. Настолько большое, что можно заметить городские детали, которые сообщают о наличии притязаний на статус «Третьей столицы России». Впрочем, Омск уже побывал столицей Белой России в период Гражданской войны.

С исторической застройкой — домиками — все хорошо, но вот с исторической средой — их окружением — двояко. Центральные улицы и пространства закованы в гранит сверху до низу, стоят «пушкинские» фонари и скамейки, много кованых деталей. Вроде бы это про подчеркивание историчности, но от такого обилия гранита веет холодом, тяжестью и несовременностью. Можно ли чувствовать уют и вести себя непринужденно в окружении гранитных плит? Как будто бы, гранит и комфорт не сочетаются.

Говоря о контакте с городской средой, нельзя не упомянуть про контакт с общественным транспортом. Помимо автобусов, троллейбусов и трамваев в Омске горожан перевозят маленькие маршрутки. И они создают хаос везде: в приложении толпятся десятками маршрутов, толпятся на остановках, мешая друг другу. Стоимость проезда в них выше, чем в муниципальном транспорте и, судя по всему, устанавливается как попало. Маршрутки — скорее признак болезни городской транспортной системы.

О чем Омск заявляет с первых шагов пребывания в городе — здесь много искусства. Необычно видеть среди обычной привокзальной рекламы много баннеров театров и музеев, а пока едешь по центральной улице — проспекту Карла Маркса — театры так и стоят на каждом углу. 

О чем еще говорить, если есть музей «Искусство Омска»? Культурный город!

Развитые культурные индустрии не могут не выплескиваться на улицу, и в Омске достаточно легко встретить искусство в городской среде. Один из впечатляющих проектов — арт-галерея в знаменитом метропереходе, который без метро. 

На выставке «Фабрика смыслов» можно спокойно зависнуть надолго, как в настоящем музее. Особенно нравится, что само искусство не про отвлеченные высокие темы, а про осмысление Омска, в данном случае через промышленное наследие. Интересно, когда про омскость рассказывают и так. 

Другой формат, который заинтересовал — аудиоспектакль в трамвае. Это спецрейс, который везет зрителей по кольцевому маршруту, а действие в наушниках стыкуется с видом из трамвайного окна. 

Смотрим Омск не парадный, затонувший в талых водах, но неизменно исторический. Вовлечение такой сложной транспортной инфраструктуры, как трамвай в производство искусства — отдельный повод для восхищения. 

В омских тротуарах и подземных переходах заботы нет, но ее можно почувствовать в других местах — например, от туристско-информационного центра. Быстрый тест показал, что в центре ответят на любой запрос гостя города, предложат всевозможные путеводители и дадут бесплатные открытки. И еще дадут много скидок в музеи, заведения и сувениры по проекту «Карта гостя».

Работает, проверено

Трепещущее сердце Омска — это Любинский проспект. Очень много людей, много молодых людей с цветными волосами — впечатление, что Омск молодой, и он тусит здесь.

Атмосфера отличная, красивая архитектура, много классных заведений и магазинов, только благоустройство дорогое и бестолковое. Гранита на всех поверхностях столько, будто нужно было срочно пристроить большой объем со склада. Главное, нигде на этой улице человеку не оставляют шансов присесть и расслабиться — лавочки со спинками отсутствуют как класс. Вместо этого либо гранитные пеньки, либо сиди спиной в сугроб, испытывай дискомфорт от пролетающих сзади машин.

Но вернёмся к прелестям улицы — она в сложившихся кластерах заведений общепита и уютных отнорках, в которые можно попасть, если свернуть в арки

Камергерский переулок, «Люба, давай!» — пространства, которые, судя по всему, управляются местным бизнесом, отличаются приятными деталями и активной событийной жизнью. Прекрасная практика про создание городских пространств силами предпринимателей.

Набережные реки Омь, сделанные совсем недавно, также предлагают смотреть на реку с напряженной спиной. Может показаться, что это просто вопрос вкуса и стиля, но это вопрос эргономики — отсутствие спинки не позволяет долго сидеть, а значит, сокращает время пребывания в пространстве. 

Лавочки по правому берегу Оми, расставленные по принципу Ctrl+C, Ctrl+V — тоже странное представление о функционале пространства

В Омске бесконечные километры открытых берегов и парков вдоль реки. Это бесценный потенциал, который город умудрился не застроить, не перекрыть дорогами и предприятиями. С набережных Иртыша есть куда отправить взгляд, а сам речной фасад достаточно аккуратный. Это достоинство одновременно является ограничением: гораздо быстрее и дешевле привести в порядок и благоустроить короткие набережные, чем такие — без конца и края.

Вот набережная в историческом центре — набережная Тухачевского — старенькая, но великолепная, естественная, в подходом к воде и пляжем. Возможно, сами ее размеры оберегли от того, чтобы быть закованной в гранит или бетон с минимумом функционала в нынешней благоустроительной традиции Омска. Есть надежда, что она дождется проекта, который раскроет ее потенциал и даст горожанам много вариантов занятий у воды.

Так какой же он, Омск? 

Определенно, город, который в какой-то момент был запущен, благодаря чему сложился его негативный внешний образ. Но внутри он гораздо сложнее, разнообразнее и достоин внимания к себе. Собственно, он и занят тем, что обращает внимание вовнутрь и через культуру собирает себя заново. Культура — это не та сила, которая может быстро починить тротуар, но развивать город — может.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.