24 мая 2023 г
  • Статья

Что не так с дизайн-кодом в сибирских городах

Принятый дизайн-код VS реальность: Томск, Красноярск, Иркутск, Новосибирск и Омск

Дизайн-код — это документ, который объясняет, по каким конкретным правилам в городской среде следует размещать вывески, рекламу, киоски, уличную мебель и освещение. Но, как известно, документ документу рознь, а вкусы — особенно у собственников небольших магазинчиков, — сильно разные. Мы решили узнать у сибирских урбанистов, как в их городах обстоят дела с дизайн-кодом.

Спойлер: не всё так плохо, но всё-таки скорее плохо, чем хорошо

Томск: «Даже центральные улицы пестрят рекламой, а здания закрыты баннерами»

Урбанист Дмитрий Поляков, автор проекта «Город не бесит» рассказал, что появление в Томске официально принятого мэрией дизайн-кода ситуацию с обилием наружных реклам и разностилевых вывесок поменяло слабо.

Грубо говоря, на улицах с исторической застройкой требования к вывескам и рекламе стали жестче, чем в спальных районах с «человейниками»

Неплохой пример работы с дизайн-кодом у здания по проспекту Ленина, 41

Неплохой пример работы с дизайн-кодом у здания по проспекту Ленина, 41

Хороший пример работы с дизайн-кодом: бренд «Пицца Синица»

Антипример дизайн-кода: здание по улице Дзержинского, 59

В целом могу сказать, что сам факт принятия документа по дизайн-коду в городе — это хорошая новость

Рубрика «Дизайн Кот Вжух»

В Томске есть проект «Дизайн Кот Вжух». Его авторы показывают, как город мог бы выглядеть, если бы применялись правила дизайн-кода.

Красноярск: «Сейчас необходимо не только действовать „из-под палки“, но и прививать культуру бережного отношения к исторической среде»

София Романовская, главный редактор интернет-медиа «Недоурбанистика», поделилась собственным видением проблемы внедрения дизайн-кода в Красноярске.

  • После дискуссий появился архитектурно-художественный регламент — юридический документ, который непонятен для большинства жителей и предпринимателей. Из-за этого сложно понять, что дизайн-код — это полезная и необходимая городу вещь.
  • Чтобы упростить понимание важности документа для города, была создана целая служба «городовых». Они общались с предпринимателями, объясняли, почему вывески нужно делать в соответствии с регламентом.
  • После компания «Проектдевелопмент» разработала наглядный и простой для обычного горожанина и предпринимателя рекламно-информационный регламент, который помогает понять все тонкости и детали введенных изменений.

 

Сейчас необходимо не только действовать «из-под палки», но и прививать культуру бережного отношения к исторической среде и формировать вкус у населения, что уже происходит

Красноярский урбанист Илья Будкевич, основатель проекта «Балконы Красноярска», также отметил, что город в целом стремится решать проблемы визуального шума, но есть свои сложности и исключения.

Красноярск — достаточно интересный город, который сейчас во многом потерял свое лицо

В нашем городе практически не сохранилось целостной исторической среды — но есть красивое переплетение эпох

Так, следующие правила в вопросе регулирования рекламных конструкций могут помочь решить эту проблему.

Универсальный вариант должен быть максимально минималистичным. Исключительно один цвет ахроматического спектра. Это единственный вариант для зданий, построенных после 1991 года.

Для зданий более старых существуют варианты исторического оформления вывески.

Для зданий, построенных до 1931 года (официальный год прекращения НЭПа), рекомендуется использовать вывески, стилизованные под дореволюционные. Такой дизайн-код уже существует в Рыбинске. Можно просто заимствовать регламент оттуда.

Для зданий, построенных с 1932 по 1991, рекомендуется использовать вывески, стилизованные под советские. Регламент для таких вывесок будет разработать не просто, но на основе советских регламентов это вполне возможно.

Также все сохранившиеся вывески, установленные до 1991 года, как и другие исторические детали, необходимо сохранять вне зависимости от года постройки самого здания.

Вряд ли такие «советские» вывески будут применять массово из-за высокой стоимости, а большая часть предпринимателей будет использовать универсальный вариант. Но как по мне, это оптимально. Помимо исторического образа города такие вывески увеличат привлекательность коммерческой недвижимости в старых зданиях, и это повысит рентабельность нормальной реновации этих зданий вместо сноса.

Кейс новосибирца, который до последнего боролся с нарушениями дизайн-кода

Новосибирский художник-иллюстратор Валерий Матюхин еще три года назад обошел свой микрорайон и «переделал» все ляпистые вывески и витрины так, как того требует принятое в 2019 году постановление об утверждении архитектурно-художественного регламента размещения информационных и рекламных конструкций в Новосибирске. Мы же обратились к Валерию, чтобы узнать — изменилось ли что-нибудь в его микрорайоне за три года? Оказалось, что нет.

Омск: «Бюрократическая машина завертится на благо визуальной привлекательности улиц города»

Валерия Маркова, урбанист и менеджер проектов института территориального планирования «Град», а также создательница тг-канала «Маркова 2030» рассказала нам, что путь к появлению в Омске дизайн-кода был по-настоящему долгим и даже тернистым.

Имидж у Омска, конечно, не самый приятный: урбанисты разносят его в клочья и немногие из вас решились бы поехать в Омск на выходные с туристическими целями. Красноярская урбанистка Мария Быстрова отбросила все стереотипы и попыталась рассмотреть город с точки зрения удобств и комфорта.


Источник: https://t.me/nemeromska

Иркутск: «Хочется нормальной дискуссии»

Урбанист Фёдор Т, создатель блога «Человек-Фёдор», поделился: почти полгода прошло с создания дизайн-кода Иркутска, но проект до сих пор не представлен широкой общественности, за деньги которой создавался и на чью жизнь будет влиять

Авторы иркутского издания «Верблюд в огне» показали, как бы 130-й квартал выглядел без пестрых вывесок и баннеров.

В России под дизайн-кодом понимается обычно приложение к правилам благоустройства, регламентирующее оформление рекламных и информационных конструкций, внешний вид фасадов и подобные вещи

Ещё раз: зачем нужен отдельный дизайн-код, если городские правила благоустройства включают в себя все нюансы по вывескам, рекламным и информационным конструкциям?

В Иркутске до недавнего времени отдельного регламента по дизайн-коду не существовало

На сайте мэрии всё-таки по-тихому выложили документ с правилами дизайн-кода, но в нем всё обрывается как раз на той части, что касается вывесок, мафов и прочих объектов городской среды. То есть той самой части, что в России и считается дизайн-кодом, в файле на сайте мэрии нет.

Опыт сибирских городов подсказывает: неравнодушных к визуальным проблемам городского пространства — много, и все они хотят дискуссии и совместной работы. И это классный тренд: осталось только, чтобы в эту историю включились все, кто так или иначе отвечает за внешний облик улиц и кварталов.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.