Эксперты
Сибирь
9 февраля 2023 г
  • Статья

Что не так с железнодорожными вокзалами в сибирских городах

Собрали мнения урбанистов из Новосибирска, Красноярска, Томска и Иркутска

Photo by Sasha Yudaev on Unsplash

Представим себе типичный железнодорожный вокзал в одном из городов Сибири: какой он? Удобно ли до него добираться на такси или автобусе, долго ли проходить линию досмотра, есть ли комфортные места в зале ожидания, дрогнет ли рука из-за тяжелого чемодана и отсутствия лифтов, пандусов и экскалаторов? Урбанисты из Новосибирска, Томска, Иркутска и Красноярска специально для сайта «Сибирь работает» присмотрелись к собственным ж/д вокзалам и указали на их несовершенства, ведь признание проблемы — уже шаг к ее решению.

Новосибирск: «Запутанные пешеходные маршруты, обилие лестниц, а также тяжелые деревянные двери на входе»

 

  • Общая площадь здания вокзала — более 30 000 м², единовременная вместимость — 4 000 пассажиров;
  • Количество отправленных пассажиров со всех станций Западно-Сибирской железной дороги за 2022 год: 38 928 000 человек;
  • Из них — 34 588 000 пассажиров пригородного сообщения, 4 340 000 — дальнего следования;
  • Расстояние от вокзала до Москвы: 3226 км.

У Новосибирского вокзала — большие площади и богатая история. Общественный активист Дмитрий Кречетов рассказал, какие смыслы изначально закладывали в его строительство, и что в итоге новосибирцы, которые решили на поезде добраться до нужной точки на карте, имеют сейчас.

— В дальнейшем функциональность вокзала только ухудшалась. В 80-е была ликвидирована подводящая к вокзалу трамвайная линия, а автобусную остановку унесли подальше от главного входа, заодно снеся на привокзальной площади последние деревья, превратив её в неуютную забетонированную площадку. При строительстве метро прямой выход на вокзал не сделали (хотя с открытием нового пригородного вокзала в нулевых это частично исправили). А новый федеральный закон о транспортной безопасности с обязательными рамками и контролем лишил последней возможности быстрого перемещения между городом и вокзалом, а также прямой пересадки между поездами дальнего следования и пригородными. Теперь для этого требуется пройти более 500 метров и три пункта контроля, даже если электричка стоит в 10 метрах на соседнем пути.

Исправлять эти недостатки долго и непросто. В настоящее время вокзал — выявленный ОКН (Объект культурного наследия — ред.), и я затрудняюсь ответить, насколько реально встроить в него хотя бы лифты. Думаю, городу нужно сконцентрироваться на приведении в порядок и благоустройство привокзальной площади, а также организации на ней удобного современного транспортно-пересадочного узла на другие виды транспорта.

 

— Ключевая проблема, которая поджидает гостя города или новосибирца внутри самого вокзала — это неочевидные запутанные пешеходные маршруты, обилие лестниц, а также тяжелые деревянные двери. Сейчас ситуация усложнилась пунктами досмотра (хотя справедливости ради — я ни разу не сталкивался со сколь-либо существенными задержками из-за них, так что это не ключевая проблема).

Глобально это исправить невозможно без кардинальной перестройки здания. Наверное, наилучшим компромиссным решением было бы построить вторую галерею, удовлетворяющую современным требованиям доступности — то есть более широкую и с лифтами. Нынешняя галерея — это самая неудобная и проблемная часть вокзала, но раз уж её нельзя перестроить, то, наверное, можно хотя бы продублировать.

Иркутск: «Привокзальная площадь — катастрофа»

 

  • Общая площадь вокзала: 7590 м², площадь нового здания: 4 900 м²;
  • Количество отправленных пассажиров с вокзалов и станций Восточно-Сибирской железной дороги за 2022 год: более 11 300 000 человек;
  • Из них — свыше 8 800 000 пассажиров пригородного сообщения, более 2 500 000 — дальнего следования;
  • Расстояние от вокзала до Москвы: 5185 км.

В январе 2023 года трехэтажное здание объединенного пассажирского зала для вокзала «Иркутск — Пассажирский», наконец, достроили и презентовали — в марте прошлого года здесь демонтировали старый павильон пригородных касс и начали большое строительство. Само сооружение решили стилизовать под историческое здание вокзала — эта идея понравилась далеко не всем иркутянам. Фёдор Т, создатель блога «Человек-Фёдор», назвал это решение «раскорякой» — на его взгляд, объединение классики и современности в этом проекте обернулось появлением очередного безликого торгового центра.

Поделился мнением Фёдор с редакцией иркутского издания «Верблюд в огне» еще в 2021 году (и не отказывается от своих слов и сейчас).

Спустя два года, когда сооружение достроили и даже открыли для горожан и гостей Иркутска, урбанист отметил — ожидать от планировки и интерьеров единства формы и содержания не стоит. Среди других проблем вокзала он отметил следующие:

— У нас, как и везде, досмотр — бесполезный. Если террорист вышел из дома, то он уже победил, и нужно, чтобы люди на местах работали таким образом, чтобы он не выходил из дома. А организовывать ему плотно набитые медленные очереди — это давать фору, подготавливать цель. Этот досмотр — имитация безопасности.

Привокзальная площадь в Иркутске, на мой взгляд, тоже — катастрофа, а проект её реконструкции — продукт воспаленного сознания человека, родившегося, выросшего, сформированного и учившегося в СССР. Её пока не реконструировали.

— Навигация также организована как попало. Единый стандарт в РЖД разработали и разослали на места, но мало разработать и разослать, нужно, чтобы конкретные люди умели работать по гайдлайнам, чтобы они думали, что и где повесить. Поэтому указатели иногда ведут не туда. Также гостя вокзала ожидает бардак с рекламой, вывесками и внешним видом ларьков арендаторов: как будто 90-е опоздали на поезд и решили остаться здесь.

Томск: «Городские бессмысленные заборы добрались и до привокзальной площади»

 

  • Общая площадь вокзала: 1 909 м², она рассчитана на одновременный прием 700 человек;
  • Количество отправленных пассажиров со всех станций Западно-Сибирской железной дороги за 2022 год: 38 928 000 человек;
  • Из них — 34 588 000 пассажиров пригородного сообщения, 4 340 000 — дальнего следования;
  • Расстояние от вокзала «Томск 1» до Москвы: 3534 км.

В Томске два основных ж/д вокзала — «Томск 1» и «Томск 2». Первый во всех отношениях — «Томск 1» — пропускает через себя основной пассажиропоток, а также является своего рода «визитной карточкой» города — по заверениям самих томичей. Урбанист Дмитрий Поляков, автор проекта «Город не бесит» рассказал о плюсах и минусах вокзала. 

«Основной неудобный момент комплекса — это площадь перед вокзалом. Городские бессмысленные заборы добрались и до привокзальной площади, сложно подойти к входной зоне из такси или автобусов, нужно обойти бездумные ограждения. Сама площадь перед вокзалом — необоснованно огромная, поля асфальта не дают людям комфортно перемещаться до остановок или соседнего автовокзала. Фактически, пешеходная доступность почти не продумана, пространство отдано под нужды транспорта, а не людей. В остальном же «Томск 1» — достаточно приятный и удобный вокзал».

Красноярск: «Ужасно организованный театр безопасности»

 

  • Общая площадь вокзала: 12 300 м², его пропускная способность — 2 500 человек в сутки. Пассажиропоток — от 850 000 человек в год;
  • Перевезено в 2022 году: 1 600 000 пассажиров дальнего следования, 5 900 000 — пригородного сообщения;
  • Расстояние от вокзала до Москвы: 3988 км.

Красноярский ж/д вокзал, как и многие из его собратьев, реконструкции не видел с 2004 года: как это отразилось на его сегодняшнем состоянии, рассказал урбанист Илья Будкевич, создатель проекта «Балконы Красноярска».

—  Вторая проблема заключается в расположении вокзала — оно неудачное и тупиковое: не из каждой точки города до него удобно добираться, иногда нужно делать крюк. Именно расположение вокзала и является во многом причиной неудач городской электрички, а также ситуации провала возможности создать удобный транспортный хаб. Эту проблему решить достаточно сложно, и в этой связи строительство метро может улучшить ситуацию. Пожалуй, это чуть ли не единственный аргумент в пользу строительства красноярского метро, на мой взгляд».

Привокзальная площадь с транспортной точки зрения также организована плохо, поскольку сам проект актуален для нулевых, когда он и был разработан, — ничего удивительного, что в 2023 году нужны новые решения. Непонятно, что и где располагается, где останавливаются автобусы городские, а где — пригородные? Для маломобильных граждан тоже не всё гладко, и исправить это сложно, хотя имеются и лифты, и пандусы.

Сибирские вокзалы — разные, но проблемы у них, кажется, практически одни и те же. Надеемся, что в будущем ситуация начнет меняться, и вокзалы станут точками притяжения, а не отторжения как пассажиров, так и их встречающих.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.