В каких сибирских художников инвестировать прямо сейчас
Современное искусство — тоже рынок. Можно ли спрогнозировать его доходность и в работы каких художников стоит вложиться? Мы поговорили с сибирскими арт-критиками, кураторами и искусствоведами и узнали, на что нужно обратить внимание при выборе предметов искусства для инвестиций + где выгоднее их покупать.
Оксана Будулак, искусствовед, заведующая кураторским сектором красноярского Музейного центра «Площадь Мира», арт-критик и куратор (в том числе и школы креативных дисциплин Bang Bang Education) уверена — арт-рынок Красноярска в целом мертв, но трагедии в этом нет: многие художники выходят на общероссийский рынок, ездят на большие ярмарки в Москву и Санкт-Петербург, а также дизайн-маркеты в соседних сибирских городах.
— Чтобы инвестировать в художника и не прогадать, есть два пути — длинный и короткий. В первом случае нужно следить за аукционами, воспитывать вкус, постоянно узнавать новое из индустрии, ходить на вернисажи, дружить с художниками. Идти по короткому пути — значит, найти своего арт-дилера или искусствоведа, и уже с ним бывать на ярмарках или просто отвечать «да» или «нет», пока он сам на COSMOSCOW (международная ярмарка современного искусства, — прим. ред.) работы выбирает. Оба варианты — нормальные.
Фото: cosmoscow.com
— Если это не очевидно гениальный художник, то нужно смотреть на его послужной список, выставлялся ли он — и где, имеются ли уже его произведения в коллекциях авторитетных культурных организаций, музеев. Есть ли отзывы критиков, экспертов? Проходил ли художник отбор во внятные и известные конкурсы, премии, ярмарки?
— Обратить внимание при выборе конкретного художника нужно на качество исполнения, оригинальность идеи и авторскую манеру, собственный почерк. Копии копий, пародии, похожее на что-то потом не перепродашь, как бы ни старался. И, конечно же, нужно покупать то, что нравится. Если есть желание в будущем работу перепродать, лучше все же проконсультироваться с арт-дилером, искусствоведом или куратором.
Выгоднее всего покупать искусство напрямую — чистый провенанс, нет наценки дилера, есть возможность торговаться. К тому же, это прямая поддержка художника — они это ценят. На мой взгляд, красноярский арт-рынок как существовал маргинализировано, так и продолжает существовать. Главный смотр — «Арт-Красноярск» — это наше «грустно и точка».
— Из нишевых галерей с шестидесятниками, пожалуй, самые убедительные — это галерея Романовых и салон «Дар». Но это всё не про современное искусство, и так происходит по всей Сибири в целом.
«Единственный верный способ купить понравившееся произведение в Красноярске, например — напрямую у художника, скажем, на самоорганизованном маркете «Пушка», или в его собственной мастерской. Все попытки организовать галерею в нашем городе прожили недолго».
В кого из сибирских художников Оксана Будулак советует инвестировать деньги?
Алексей Мартинс
В 2015 году красноярец Алексей Мартинс вошел в шорт-лист премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года», а в 2017 году — стал обладателем премии в области современного искусства Ruinart Art Patronat. В его портфолио — семь персональных выставок и десятки групповых, а также участие в Московской биеннале молодого искусства. Работы художника сейчас находятся в Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства и частных коллекциях, а сам Мартинс переехал в Лондон.
Инсталляция «Черное облако» / 2019 год
Источник фото: martins.studio
Маяна Насыбуллова
Источник фото: личная страница художницы в соцсетях
Художница из Новосибирска Маяна Насыбуллова переосмысляет современные тенденции и советские воспоминания в работах из различных материалов. Она — участница Московской международной биеннале молодого искусства (2016) и Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж» (2017). Её работы находятся в публичных и частных коллекциях в России, США, Германии и Швейцарии, а сама она живет и работает в Санкт-Петербурге.
Из серии «Ленин для души», 2015-2017 гг.
Источник фото: annanova-gallery.ru
Александр Закиров
Красноярский художник, стрит-артист, лектор и основатель проекта уличного искусства «Кипиш-град» Александр Закиров сотрудничал с фестивалем «Карт-бланш» в Екатеринбурге, фестивалем уличного искусства «30 граней тебя», участвовал в выставках «Немосква не за горами», «Хоть стой, хоть падай» в Санкт-Петербурге, «На волне» в Латвии, а также устраивал персональные выставки в Барнауле, Красноярске и Нижнем Новгороде.
Источник: личная страница художника
Малышки 18:22
Источник фото: artguide.co
Группа «Малышки 18:22», основанная в 2018 году в Томске сестрами Никой и Аксиньей Сарычевыми, строится на работе со стереотипными образами «девчачьего». С тех пор художницы стали участницами фестивалей и выставок по всей России — от Санкт-Петербурга до Владивостока, а в ноябре прошлого года открылся проект группы, созданный в рамках программы Garage Archive Commissions Музея современного искусства «Гараж».
Фото: Михаил Гребенщиков / Музей «Гараж»
«12 магических историй в подземелье», 2022 год. Фрагмент инсталляции в Музее современного искусства «Гараж».
Василий Слонов
Источник фото: личная страница художницы в соцсетях
Василий Слонов — известный в Сибири художник из Красноярска, ставший популярным по всей России благодаря серии провокационных плакатов про Олимпиаду в Сочи. Сейчас художник выставляется по всей России и по всему миру, его работы можно найти в частных коллекциях Парижа и Москвы.
Молодой художник из Новосибирска Филипп Крикунов шутит:
Искать в перспективном художнике следует свободное время и состоятельность, ведь если финансовое положение позволяет ему не работать на заводе, то он будет рисовать.
С 2014 года Филипп собирает коллекцию предметов современного искусства Сибири и даже рекомендует обращаться к нему за их покупкой.
Дамир Муратов
Источник фото: museumart.ru
В нулевые омич Дамир Муратов превращал героев мультфильмов в исторические политические фигуры (например, Che Burashka и Mickey Mao), и они разошлись по всей России в виде еще не существовавших на тот момент мемов. А его цикл о месте Сибири в стране и мире, мечте русского человека о мифическом Западе с его «недостижимо развитой» культурой, капитализмом и демократией принесли художнику славу во всем мире. Муратов — участник Триеннале российского современного искусства в 2017 году. Сейчас вместе с сыном он развивает магазин по производству оригинального мерча с собственными принтами.
«Хтонь», 2021 год
Источник фото: bednotownfactory.company.site
Денис Русаков
Автор фото: Ренат Латышев
Молодой художник из Омской области и один из основателей проекта арт-изба «Сугроб», сформировавшегося в творческое объединение и культурное пространство. Выставлялся в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Красноярске и Томске, а работы художника находятся в частных собраниях в России, США, Швейцарии, Италии, Чехии, Нидерландах и ОАЭ.
«Набережная Томи. Самокаты», 2022-2023 гг.
Источник: личная страница художника ВК
«Синие носы»
Новосибирская арт-группа «Синие носы» с 1999 года шокирует публику в жанрах видеоарта, перформанса, коллажа и многих других. В состав группы входят Вячеслав Мизин и Александр Шабуров. Их работы экспонируются в Государственной Третьяковской галерее, а также художники-беспредельщики неоднократно участвовали в Московских биеннале современного искусства, Венецианском биеннале и других крупнейших выставках.
Источник фото: artguide.com
«Кавказский супрематизм», 2019 год.
Создательница телеграм-канала «Злой искусствовед» о сибирском искусстве, художница, арт-критик и куратор выставочных проектов Лукия Мурина объясняет — арт-рынка в привычном понимании, или хотя бы такого, как в Москве — в Сибири нет.
— Мне кажется, живя в Сибири, воспринимать искусство как инвестицию не самый верный подход — нужно покупать то, что нравится. Но если все-таки хочется приобрести произведение с точки зрения инвестиции, нужно обратить внимание на следующие общепринятые моменты: статус и известность автора в художественной среде; техника и состояние сохранности произведения; провенанс; выставочная история; публикации о художнике; наличие подписи на произведении искусства; наличие и стоимость других произведений. Раньше было важно наличие профессионального образования, но сейчас это уже неактуально.
— Вы покупаете не художника, а произведение искусства. Не нужно приобретать картину, скульптуру или объект только из-за имени художника. Если вы не разбираетесь в искусстве, но очень хотите обладать произведением — ходите на открытия выставок, общайтесь с художниками, кураторами, подписывайтесь на творцов в социальных сетях — там, кстати, можно выгоднее приобрести работы.
Если вы планируете покупать современное искусство, то нужно быть готовым к тому, что это может быть не живопись и не рисунок. Современные авторы часто работают в смешанных техниках, используют строительные материалы, лаки, краски, мех, текстиль, штукатурку, пластик, поролон... Могут потребоваться специальные условия хранения. Искусство требует заботы!
— Очевидно, что выгоднее покупать работы напрямую у художников, наверное, поэтому и нет у нас арт-рынка. Но не все художники умеют продавать свои работы и презентовать себя. Хотя в современном искусстве без artist statement (то есть декларации художника) сложно встроиться в художественную среду — а также без понимания, сколько стоит твоя работа в контексте рынка. С другой стороны, на ярмарках и в галереях можно увидеть сразу и много, чтобы понять, что именно вам ближе.
Сегодня невозможно гарантировать, что на произведения, которые вы покупаете сейчас, в будущем вырастет цена. Хотя специалисты утверждают, что главный закон арт-рынка таков: то, что пользуется спросом сейчас, будет пользоваться спросом и потом.
В кого из сибирских художников Лукия Мурина советует инвестировать деньги?
Наташа Юдина
«Я бы советовала обратить внимание на томскую художницу Наташу Юдину, — отмечает Лукия Мурина. — Она разрабатывает собственную локальную мифологию места, делая качественное элитарное искусство, при этом ее художественный язык универсален. У нее мало работ, но все они качественны и идеальны для инвестирования. Вдобавок у Наташи — блестящая выставочная биография и известность».
«Венера в бегах»
Источник фото: личная страница художницы в соцсетях
Янина Болдырева
«Новосибирская художница Янина Болдырева — одна из самых перспективных сибирских авторов. Не так давно у нее состоялась персональная выставка в московской галерее „Триумф“. Она работает как с непростым прошлым Сибири, так и с настоящим. Если для вас современное искусство — это способ осознать, где мы сейчас находимся и кто мы, то графика Янины — это то, что нужно».
Источник: личная страница художницы ВК
Иван Демьяненко
Источник фото shr-hmao.ru
«Иван Демьяненко — художник из Нижневартовска, участник столичных ярмарок и маркетов современного искусства. В основе его произведений лежат локальная мифология и своеобразие ландшафта Югры. Его искусство тесно связано с мифологией коренных народов, которую он интерпретирует с помощью абстрактной живописи, поп-артистских методов. Также художник вступает в игру с новыми медиа».
Источник: личная страница художника ВК
Елена Боброва
Источник фото: личная страница художницы ВК
«Елена Боброва — омская художница, одна из самых значительных живописцев Сибири. Ее холсты отличаются монументальностью размеров и экспрессивной, иногда даже грубой манерой письма. Сюжеты сконцентрированы вокруг быта художницы. Ярко выраженная фактура красочного слоя, сочетание сложных цветов... Творческая биография Елены также очень насыщенна: выставки, пленэры, симпозиумы. А живопись — музейного уровня».
Екатерина Лазарева — художница и экс-директор иркутского центра современного искусства «Огонь» отмечает, что в Иркутске арт-рынок только-только начал развиваться.
— Одним из известных местных авторов считается Степан Шоболов, которого рынок знает, и работы его продаются ценником в диапазоне от 40 000 до 250 000 рублей, но мне кажется, что на город — практически миллионник — это в целом слабый показатель.
«Человек»
Источник: личная страница художника ВК
— Есть еще галерея Виктора Бронштейна, взявшая курс в сторону азиатского искусства, где ценник на работу начинается от 1 000-2 000 евро. Сюда везут работы монгольских авторов, Даши Намдакова. В другом зале галереи зрелые иркутские художники представляют так называемый сибирский академизм — их работы продают и покупают, есть коллекционеры, которые на это нацелены. Также спросом и сейчас пользуются работы Аркадия Вычугжанина и Петра Турчанинова.
— С современным искусством в Иркутске сложнее — его коллекционеров лично я не наблюдаю. Также у нас слабо развита история с покупкой принтов — даже гравюры, которые стоят недорого, выходят на рынок редко. То есть иркутский арт-рынок существует, работы — продаются, но не выстроена коммуникация с молодыми авторами, их не ищут и с ними почти не работают. В той же галерее Бронштейна последние полгода заметны сдвиги, здесь начинают замечать местных творцов, которые активно занимаются самопродвижением.
— Наше детище — ЦСИ «Огонь» как раз ищет молодых авторов и показывает, что они могут выставляться в пределах города и не будут потеряны среди художников академического толка. Взглянув, чем сейчас живет центр, можно понять, что именно можно вытянуть из иркутского рынка современного искусства, с чем можно работать, есть ли что-то классное. Схема по формированию отношений между творцом и арт-рынком только начинает у нас формироваться.
Сибирские художники, в которых смело можно инвестировать прямо сейчас — по мнению Екатерины Лазаревой
Елена Аносова
Елена Аносова — художница, куратор, фотограф и преподавательница. Живет и работает в Москве и на Байкале. Выставки с проектами художницы были показаны во многих странах мира, а изображения опубликованы в таких изданиях, как National Geographic, Stern, Marie Claire, Guardian, New Yorker, Whashington Post. «Её живописные и тонкие работы — это большая радость и серьёзное приобретение для коллекции», — утверждает Екатерина Лазарева.
Источник: anosova.com
Мария Кузнецова
Мария Кузнецова — мозаичистка, участница «Лабиринт. Лаб» и арт-резиденции «Дело о клубнике», эксперт соучастных лабораторий «Канторы пароходства» в 2022. «Весной у Марии выйдет проект с мозаикой, аналогов которому я не видела в мировой практике. И это тоже было бы здорово затащить в коллекцию, хотя бы кусочек».
Источник фото: vk.com
Григорий Свердлов
Иркутский художник Григорий Свердлов — участник российских и международных выставок — экспериментирует с современными материалами и техниками, переосмысляя мотивы традиционной глиняной игрушки с помощью объемных форм и абстрактной живописи.
Причин вкладываться в местное искусство много — в будущем произведения, куда вы инвестировали, могут многократно вырасти в цене, а если продать понравившуюся работу не удастся — по крайней мере, она у вас останется, в отличие от акций разорившейся компании. К тому же, поддерживать художников — как минимум доброе дело, но прибыльное ли — большой вопрос.