16 марта 2023 г
  • Статья

Почему в городах Сибири не уважают пешеходов?

Узнали у урбанистов, какие проблемы поджидают пешеходов в Омске, Красноярске, Томске, Иркутске и Новосибирске

Мы уже писали, что не так с общественным транспортом в городах Сибири: активисты сетовали на повсеместное автолобби, серьезные заторы на дорогах, отсутствие магистрального транспорта и его упадническое состояние в принципе. Однако не авто и маршрутками едиными: пешеходы никуда не исчезли и, надеемся, не исчезнут. С какими же проблемами они сталкиваются, — узнала редакция сайта «Сибирь работает».

Омск: «За пределами центра города пешеход должен выживать»

Низкое качество тротуаров, плохо освещенные улицы, автолобби, длинные пешеходные фазы светофоров, опасные и неудобные пешеходные переходы — какие из этих сложностей поджидают пешеходов в Омске? Рассказывает Валерия Маркова, урбанист и менеджер проектов института территориального планирования «Град».

— В последние годы — якобы в рамках повышения безопасности пешеходов — на светофорах стали выделять отдельную пешеходную фазу, но зеброй обозначают только П-образный переход. То есть все машины стоят, но ты не можешь перейти перекресток по диагонали или улицу по прямой, нужно сделать три марш-броска за три фазы. Разумеется, горожане здесь умнее проектировщиков, и они идут, как им удобно, минуя заборы.

В центре города есть только одна «человечная улица» — Любинский проспект, но горожанам пришлось добиваться качественного проектирования пространства, так как изначально здесь планировалась парковка с обеих сторон. За пределами центра пешеход должен выживать: либо к тротуару примыкает парковка, разбитая за счет озеленения, либо бессмысленные пыльные и ржавые заборы во всех направлениях.

— Вопрос с разделением потоков велосипедистов и самокатчиков никак не решен, они все перемещаются по тротуарам на удобных им скоростях — еще один стресс-фактор для пешеходов. Главная прогулочная зона города — набережная Иртыша — совмещена с единственной в городе велодорожкой, поэтому конфликты там возникают постоянно.

Еще одна боль омичей — длинные фазы работы светофора, которые стопорят передвижение и заставляют пешеходов понервничать.

— Светофоров в Омске достаточно, и каждый год аварийные нерегулируемые перекрестки ими оснащают. Дискомфорт пешеходам доставляют длинные фазы ожидания, даже на расхваленном выше Любинском проспекте нужно стоять по 90 секунд, а на переход четырех полос (в том числе по диагонали) дано 20 секунд. В прошлом году местный активист писал множество обращений в мэрию, чтобы время для пешеходов увеличили, и мэрия пошла на встречу, добавив фазе аж 3 секунды!

— Подземных переходов в городе немного, зебрами они не дублируются. Часть из них — в историческом центре — можно сказать, обоснована сложностью перекрестков, но некоторые из них можно заменить зебрами, и все только выиграют. Новых переходов не рыли уже давно, и это хорошо.

Заснеженные, а впоследствии и заледеневшие тротуары — боль сибиряков в принципе, и Омск этот катаклизм стороной не обошел

— В этом году снегопад у нас побил, кажется, столетний рекорд, так что в апреле можно будет покататься на каком-нибудь сапборде по рекам и городским каналам. Я живу в центре Омска, у нас еще более или менее чистят основные магистрали — и даже снег вывозят, но гораздо хуже дело обстоит с мелкими улицами и проездами, запаркованными круглосуточно.

Что происходит на окраинах — боюсь представить, но по публикациям в СМИ и комментариям в соцсетях ясно, что до них руки дойдут нескоро.

— Разумеется, в первую очередь службы чистят проезжую часть, а сдвинутый снег лежит горами на тротуарах. Во-вторых, в приоритете чистка остановок, но пешеходные переходы к ним — это полоса препятствий. Хотя горожане травмируются не только из-за гололеда, у нас до последнего тянут с очисткой крыш и спохватываются, когда кому-нибудь прилетит сосулька по шапке.

Красноярск: «Нужно, чтобы позитивный пешеходный опыт начинался поближе к дому»

Урбанистка из Красноярска Мария Быстрова, автор блога в ТГ «Профессиональная горожанка» объяснила, какие факторы влияют на восприятие пешеходом городской среды:

Фото: t.me/profgorozhanka/922

«Эксплуатационные» факторы — это про то, как эта среда управляется: здесь широкий тротуар, покрытый льдом, или стихийная парковка на тротуаре, или долгое ожидание зеленого света на переходе, что сильно снижают комфорт передвижения. И поправить это не так сложно, как перестроить всю улицу.

А третий набор факторов — «психологические» — самый интересный! Это про то, что мы воспринимаем, пока движемся по улице: виды, звуки, запахи и так далее. Человек нуждается во впечатлениях, и движение по узкому тротуару в насыщенной городской среде центра воспринимается более положительно, чем движение по широкому тротуару вдоль длинного строительного забора.

Фото: t.me/profgorozhanka/903

— В Красноярске — в каждой отдельной точке города — пешехода поджидает разнообразное сочетание этих факторов. Можно лишь сказать, что по первым двум группам Красноярск очень старается совершенствоваться, и есть заметные успехи: например, много пространств из автомобильных превратились в пешеходные — набережная Енисея, площадь Мира, улица Горького и другие. А с третьей группой все сильно сложнее, особенно в районах, где нет разнообразной архитектуры и активного уличного фронта. Мне кажется, подход к городской среде с точки зрения психологического комфорта пока еще в зачатке.

В остальном Красноярску нужно переходить от создания благоустроенных точек-общественных пространств к благоустройству улиц — чтобы позитивный пешеходный опыт начинался поближе к дому.

Томск: «Иногда даже случаются урбан-шедевры»

В Томске ситуация с пешеходной средой, по словам урбаниста и создателя канала «Умный транспорт Томска» Алексея Козявкина, лучше, чем, например, в Омске, но и свои беды имеются.

— Например, когда пару лет назад в городе был запущен сервис проката самокатов, то люди им начали массово пользоваться, и это в принципе было бы невозможно, если бы нужно было постоянно „прыгать“ на тротуар. По крайней мере, в центре города с этим навели порядок. Иногда случаются даже урбан-шедевры, когда делают приподнятые переходы, да еще и с ливнёвкой. Вообще конфетка!.

Однако очень часто при комплексных ремонтах забывают про отвод воды, и нередки случаи, когда ровные тротуары просто покрыты лужами. Особенно это видно на тех же пандусах, которые после дождя превращаются в лужу. К сожалению, в Томске остаётся еще очень много мест, где тротуары в очень плохом состоянии, так что городу есть, к чему стремиться.

Почему фрирайд на тротуарах — не самая лучшая затея, и как обстоят дела в Томске с уборкой снега?

— Вторая боль — это чистка тротуаров, особенно в зимний период. Где-то справляются неплохо, в частности, используя мини-тракторы. Но где-то убирают отвратительно. Каждый год несколько тысяч томичей, особенно пожилых, обращаются в травмпункты после падения на скользких тротуарах. И особенно серьезные проблемы встречаются во дворах, которые местами вообще непроходимы.

С приоритетами в Томске имеется проблема. К сожалению, пешеходы у нас в самом низу пирамиды приоритетов (еще ниже только велосипедисты). Фазы работы светофоров удлиняются, местами переходы ликвидируются. Постоять полторы минуты в ожидании зелёной фазы — это уже, к сожалению, норма.

Иркутск: «На тротуарах банально рассыпается плитка»

Что происходит в автомобиле ориентированном Иркутске? Делится урбанист Никита Скачков:

— Улицы, отремонтированные в нулевых, да и зачастую и в десятых, где на тротуарах укладывалась плитка, тоже теряют комфортность передвижения для пешеходов. Там банально рассыпается плитка, поэтому в последнее время ее меняют на асфальтовое покрытие.

При проектировании ремонтов и реконструкций только в последние годы начали учитывать приоритетность пешеходов, но до реализации доходит не всегда. Например, в 2021 году ради дополнительной полосы на улице Профсоюзной депутаты вычеркнули из проекта наплыв тротуара на пешеходном переходе.

— Из позитивного: в новых ремонтах тротуары стараются делать шириной два с половиной метра. Однако старые ошибки городской среды исправлять пока не торопятся: на многих перекрестках пешеходные переходы сделаны П-образно и Г-образно, не через все направления движения они оборудованы. На многих регулируемых перекрестках время ожидания пешеходной фазы составляет более 60 секунд.

Новосибирск: «Миллионы рублей налогоплательщиков уходят на уродливые заборы»

Всех сибиряков с точки зрения пешеходной доступности городской среды поджидают похожие проблемы, считает Леонид Лифанов, урбанист и сооснователь проекта «Комфортный регион».

— Или — самая больная для российских городов история с заборами между дорогой и тротуаром. Властям в голову пришла идея, что если не поставить забор, то пешеход будет кидаться на проезжую часть, поэтому каждый год миллионы рублей налогоплательщиков уходят на уродливые заборы вдоль городских улиц, которые к тому же забирают часть пространства у тротуара.

Фото: t.me/comfort_region/239

— Власть выдает такие решения за заботу о жителях, но это неправильный путь. Разделение потоков хорошо только на крупных автомагистралях и шоссе. В городе же люди должны ходить по земле. Горожанам, особенно маломобильным (это не только люди с ограниченным здоровьем, но и мамы с колясками, и люди с пакетами) сложно и лениво подниматься или спускаться в уродливые подземники. Состояние их часто оставляет желать лучшего: они грязные, пыльные и малопривлекательные. Такие преграды в виде под/надземных переходов только провоцирует пешеходов на нарушения правил. Лучше оставить людям землю, которые будут делить ее с автомобилями с помощью светофоров.

Если говорить о локальных проблемах пешеходов Новосибирска, то тут их две: состояние тротуаров и их освещенность. Состояние тротуаров в городе само по себе очень плохое, годами город выделял и продолжает выделять копейки на их ремонт и реконструкцию (например, в этом году в бюджете заложено 100 миллионов на тротуары — и больше 3 миллиардов на дороги). Когда же выпадает снег, то становится совсем плачевно. По заявлениям мэра тротуары начинают чистить в самую последнюю очередь, да и сама уборка сильно страдает из-за неконкурентной системы среди служб.

Фото: t.me/comfort_region/485

— С освещением ровно такая же ситуация: приоритет отдаётся автомобилям, а на пешеходов «денег нет, но вы держитесь». И такой подход для меня понятен, чиновники из администрации города и области передвигается только на служебных автомобилях, они не пользуются тротуарами, поэтому и проблемы с ними они будут решать в шестую очередь. Кстати, единственный чищенный тротуар в Новосибирске находится у здания мэрии — тротуар напротив уже в сугробах.

Проблемы у пешеходов со всей Сибири схожие, но решения требуются разные. Надеемся только, что однажды право свободно шагать по чистому и просторному тротуару не придется отвоевывать.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.