От pop-up-вечеринок до ламповых IT-стартапов: история проектов Aktrue Fire Works, Happ Core и ACADEM DREAMS
Млад Травков — об уличных party, приложении с индексом счастья и игре о поиске себя в новосибирском Академгородке
Aktrue Fire Works — комьюнити организаторов самых масштабных вечеринок в Новосибирске — держится на рынке уже 8 лет, сменив несколько поколений тусовщиков.
IT-стартап Happ Core — это мобильное приложение с графиком настроения общества, где уже зарегистрировалось порядка 15 000 человек.
ACADEM DREAMS — это игра о мечтах потерянных и вновь обретенных в маленьком сибирском городке.
Что общего у этих трех проектов? Один из создателей и идейный вдохновитель — Млад Травков. Он рассказал редакции «Сибирь работает», как рождаются идеи в сибирской «кремниевой долине» и где искать на их реализацию деньги.
«Игра о мечтах потерянных и обретенных в маленьком сибирском городке»: ACADEM DREAMS
Искать здесь: t.me/acdmgame
Мы встретились с Младом Травковым в Технопарке новосибирского Академгородка не просто так — резидентами этого инкубатора инновационных разработок являются более 300 технологических компаний, и именно здесь создается мистическая игра в квест-жанре ACADEM DREAMS — о жизни в самом сердце «академического гетто». Об идее проекта — из первых уст.
— Почему игра посвящена жизни в новосибирском Академгородке? Во-первых, это место — уникальное, здесь переплетаются наука и бизнес, и всё это окружено массивами леса и волнами моря. Во-вторых, Академгородок — это бренд, и о нем много кто в мире знает, и это не только те, кто здесь учился, жил и работал.
У Стивена Кинга, например, есть целый ряд произведений, связанных с маленьким городком, где постоянно что-то происходит. То же самое можно сказать про Академгородок — я здесь прожил почти всю жизнь, и мне есть, что рассказать. Да и у многих людей возникает идея создать игру/кино/роман про значащее для него место, но мало кто переходит от слов к действию.
— С точки зрения маркетинга идея об игре о поиске себя в Академгородке выглядит крайне перспективно. Мы считаем, что спроса будет достаточно для того, чтобы инициатива могла быть жизнеспособной, это для нас очень важно. Понятно, что у нас несколько сегментов ЦА, и мы делаем игру и для тех, кто в Академгородке жил и живет по сей день, но ориентируемся мы в большей степени на тех, кто про новосибирский Академгородок вообще ничего не знает. Мы видим огромный потенциал в людях, которые могут играть в эту игру — из Красноярска, например, или США, Нидерландов, Германии и откуда угодно еще. Конечно же, Академгородок — это место, где мы живем, где нам все знакомо, где мы всё любим. Но решает сюжетная линия, личные ассоциации самого игрока.
— Прежде всего игра о мечтах потерянных и обретенных в маленьком сибирском городе. Сюжет разворачивается в альтернативной реальности, где Академгородком правит Сибирское отделение наук (С.О.Н.). Выдуманная реальность сильно переплетается с настоящей жизнью места. Главный герой расследует серию загадочных дел. В этом ему помогают местные жители, прототипами которых стали реальные люди городка — преподаватели, ученые, байкеры, уличные музыканты и торговцы, священник и мастер фотоателье...
Начинается история с ссоры родителей мальчика, который услышал, как мама в порыве злости отпустила фразу, будто бы она похоронила свои мечты ради мужа и сына
— Услышав эту фразу, мальчик не понял, что она означает, и спросил о значении бабушку. Она сказала, что похоронить мечты — значит, отказаться от чего-то навсегда. И мальчик решил нарисовать свои — и закопать их у дерева в лесу. По сюжету 10 лет спустя, в 2015 году, на этом самом месте из детских погребенных мечт вырастает новый корпус НГУ, а мальчику к этому времени как раз приходит время определяться с тем, на какой факультет он хочет поступать, кем мечтает быть... Мы стараемся не раскрывать главных сюжетных линий, давая аудитории в нашем телеграм-канале лишь небольшие предыстории основного действия игры.
— Сейчас мы занимаемся производством игры, до ее выпуска нужно еще дожить. Поскольку изначально мы задумывались о создании кино, то и сюжет игры получился очень кинематографичным. Когда мы начинали, у нас не было никакого релевантного опыта, поэтому многие моменты игры мы уникально обыгрываем, получается кино-игра в каком-то смысле. Многое менялось в процессе работы, иначе распределялись роли, вносились коррективы. Сюжет (из 10 глав!) складывался, как картинка. Еще одна причина, по которой я вписался в это дело — игра о жизни в Академгородке звучит совершенно нереально!
— Большая часть команды, которая работает над созданием игры, это наши друзья, которые провели последние 10 лет в Новосибирске. С поиском крутых спецов проблем не было — все нашлись быстро, среди своих. В здании Технопарка фактически работают три человека. Одно место у нас запасное, потому что в марте у нас возвращается художник из Японии. По субботам раз в две недели мы встречаемся всей командой, многие трудятся дистанционно — подключаемся, отчитываемся, кто что сделал, планируем ближайшие дела.
В команде проекта чуть больше 10 человек
— Игра — это вложение огромных сил, ресурсов и времени, это нужно понимать. У нас есть инвестор, которому мы представили наш проект, и он вкладывает половину средств на производство игры, мы же инвестируем вторую половину. Конечно же, бюджет — точно меньше, чем для игрового кино, но и расходы постоянно меняются. Сейчас средств достаточно, чтобы мы реализовывали пролог, первую и вторую главу. После этого надеемся выпустить демоверсию, доступную для скачивания, а затем по откликам и статистике от игроков будем привлекать следующий раунд инвестиций, и суммы будут кратно выше, в какой-то момент они могут даже переплюнуть бюджеты кино, если мы выйдем на международный уровень.
От двух миллионов рублей до двух миллионов долларов нужно, чтобы реализовать подобный проект. У наших разработчиков, аниматоров и сценаристов есть определенная занятость в проекте, и мы выбрали стратегию «медленно и верно» — далее мы будем привлекать новые инвестиции, чтобы ускорить производство. Наши ребята получают не зарплаты, а субсидии, которые мы им платим. Часть денег мы не трогаем — она отложена на маркетинг и рекламу.
«Никогда не знаешь, что произойдет именно в эту ночь»: Aktrue Fire Works
Однако многим новосибирцам Млад знаком как создатель комьюнити Aktrue Fire Works, которое уже 8 лет организовывает вечеринки с секретными координатами — они собирают до нескольких тысяч тусовщиков в различных уголках Академгородка (и это без предварительной рассылки релизов и приглашений). Оказалось, что это не первый бизнес-проект Млада.
Aktrue: t.me/aktrue
— Как бы мы ни любили Академгородок, здесь существуют свои правила, люди друг друга знают, конкуренция — жесткая, все пользуются связями. Потом были другие проекты — сайты со скидками в ресторанах, отдельная история — процессинг для мобильных подарочных карт «Доббро», это тоже был большой проект. В 2015 году мы устроили первую вечеринку Aktrue из серии, которая стала большим явлением в Новосибирске. Сейчас, спустя 8 лет, за спиной больше 80 вечеринок, на каждую из которых приходили до 2 000 человек. А вечеринки проходят раз в неделю!
Автор фото: Егор Ширинский
— Началось всё с того, что мы с друзьями не нашли места, чтобы собраться и посмотреть кино в летний выходной, и решили расположиться с проектором, едой и напитками где-нибудь на улице. Буквально каждые следующие выходные в новом месте мы проводили вечеринку, где, отталкиваясь от локации, старались погрузиться в атмосферу, придумать какие-то костюмы или декорации, и фильм тоже в тему подобрать. А потом решили — почему бы нам не устраивать pop-up-вечеринки, которые появляются в разных местах, а затем пропадают? С кино и каждый раз новыми локациями. На пятой или шестой по счету вечеринке включилась музыка, и люди начали танцевать. Тогда события Aktrue стали сугубо музыкальным явлением.
Автор фото: Егор Ширинский
Организация подобного рода вечеринок — по ощущениям сродни ограблению банка. Колоссальная неопределенность, всё делается на скорость. Разумеется, на вечеринках предусмотрены охрана и медицинское сопровождение, работает слаженная команда менеджмента, мы всеми возможными способами минимизируем риски. Но никогда не знаешь, что произойдет именно в эту ночь.
— Обязательно — каждое воскресенье — устраивается корпоратив для команды, это то, ради чего мы вообще этим занимаемся (смеется). Поскольку вечеринка — это вызов, сильнейшее и нездоровое напряжение, потому что ты чувствуешь ответственность за происходящее на мероприятии, то ты максимально собран, худеешь от стресса буквально, а на следующие день ты, наконец, расслабляешься, напряжение рассыпается, ты чувствуешь небывалую легкость. На корпоративы мы последние два года ходим в баню, где ужинаем, болтаем, делимся впечатлениями. И сейчас каждое воскресенье — счастливейший день в моей жизни, хоть вечеринками занимается комьюнити, а я нахожусь немного в стороне, формирую команду, иногда договариваюсь с представителями платных локаций. Вечеринками сейчас занимаются мои ближайшие друзья — «околосемья» — туда входит около 10 человек.
— Упорство, с которым создавались и создаются вечеринки, подстегивает моральная сторона вопроса — мы искренне считаем, что вечеринки недооценены. А ведь это именно то место, где люди находят друзей, влюбляются. На мой взгляд, в нашей жизни если не все, то многое зависит именно от встречи. В университете мы часто не ценим людей, которые смотрят с нами в одну сторону, имеют схожие проблемы и мечты, сидят с нами в одной аудитории. А потом выпускаемся, и оказывается, что не всем повезло работать в Google с развитой корпоративной культурой и социальным джемом с ивентами и ротацией новых людей. Многие оседают в офисах — в лучшем случае на 20 человек, — и всё. А там как повезет — многие общаются в режиме «привет-пока», кто-то и вовсе дома постоянно сидит. Вечеринки помогают знакомиться, обзаводиться связями, дружить.
Мы понимаем, что 8 лет для тусовок — небывалая цифра. Видим, что мы создали определенный рынок, клубы ушли на задний план. Гордимся, что нам уже 8 лет, а это 3-4 поколения тусовщиков. Ночь с субботы на воскресенье — апогей социальной жизни Новосибирска, до нас добираются даже ребята из соседних городов — Барнаула, Красноярска и Томска.
— Зарабатывать на вечеринках мы начали не сразу — первые несколько лет мы только вкладывали, и я отчетливо запомнил, сколько инвестиций и энергии мы вложили — я, если честно, никогда не делал ничего более невыносимо сложного, чем создание вечеринки с нуля. Мысль о том, сколько было вложено, позволила нам осознать, что сейчас мы имеем право на дивиденды. И эти деньги мы принципиально запускаем в новые инновационные и технологичные проекты. Зарабатываем на входных билетах — сейчас он стоит 500 рублей с человека, что безумно дешево, поскольку у многих другие ценники.
Автор фото: Егор Ширинский
— Раньше создание одной вечеринки обходилось в 50 000 рублей, а сейчас эта сумма выросла по меньшей мере раз в 10. В среднем, чтобы устроить одну вечеринку, нужно потратить 350 000 рублей, деньги уходят на оборудование, инсталляции, аренду площадки и помещения (не всегда пространства «дикие»), зарплаты охране, медикам, барменам, гонорары диджеям, закуп дров, — это из того, что я могу вспомнить. Мы не возим супертоповых чуваков, потому что они не наш формат, привоз одного диджея умещается в пределах 50 000 рублей. Периодически раз в год или два случаются дропы мерча — у нас есть пара швей и сложившиеся отношения с необходимыми фабриками, которые вместе обеспечивают весь цикл производства от и до с нуля. Толстовки, футболки, носки производятся в пределах ста штук.
Все вложения в проект мы отбили, сейчас мы зарабатываем на Aktrue, а часть прибыли вкладываем в другие проекты — в том числе и в производство приложения Happ Core.
«Возможность проголосовать за реальность»: Happ Core
Happ Core — это мобильное приложение с геолокационным индексом счастья, которое в 2019 году разработали ребята из Aktrue совместно математиками-магистрантами НГУ. Сюда ежедневно заходят пользователи по всему миру и делятся своим настроением, выбирая подходящий цвет. Здесь же встроена геолокация, анонимный чат и форум.
Сайт: happcore.com
— Есть пчелы и муравьи, и у них роевой интеллект — они могут в любой момент почувствовать и понять, в каком состоянии их сообщество. Что-то подобное мы пытаемся реализовать в виде приложения — чтобы у людей перед глазами была децентрализованная карта и график настроения. Сейчас, чтобы понять, в каком настроении мир, мы используем данные СМИ, например, но зачастую там выражено одно или несколько мнений, сформированных кем-то, и, как правило, кому-то выгодных. Мы же хотим представить альтернативу, благодаря которой каждый сможет за секунду понять, что на самом деле происходит в мире. Более того, мы хотим сделать так, чтобы каждый также просто мог повлиять на происходящее.
Сейчас мы полностью переписываем приложение, потому что тема актуализировалась, подключились новые разработчики, инвесторы вложились в рекламу — и мы решили полностью всё переписать, надеемся весной запуститься вновь.
— Любая социальная сеть, если в ней достаточно людей, может монетизироваться. Если все получится, то геолокационный индекс счастья мы сможем продавать СМИ, биржам, фининститутам, потому что настроение имеет колоссальное влияние на жизнь человека, в центре простой экономики лежат эмоции, и кривая спроса напрямую зависит от настроения людей. Сейчас в приложении около 5 000 пользователей, а в команде — четыре разработчика, один менеджер, один дизайнер и я. Есть сторонний инвестор, половину средств на создание вложил я. Без маркетинга серверную часть можно продать за миллион-полтора рублей, например, и вложили мы примерно такую же сумму. Разработчики имеют долю в компании, они понимают, насколько важно то, что мы делаем.
— Один из основных посылов Happ Core — предложить людям в эпоху повального лайканья чуть чаще задаваться вопросом о своём счастье. У нас есть мечта, чтобы каждый человек мог за секунду понять, что сейчас на самом деле происходит в мире, и мог бы внести свою лепту, проголосовать за реальность. Мы сильнее, когда мы вместе, и у человека будет возможность безопасно выражать свое мнение. Считайте, что это цифровая эмпатия. Инструмент, учитывая сложность задач, которые стоят перед человеком сейчас, незаменимый.