Кейс
Новосибирск
3 марта 2023 г
  • Статья

От pop-up-вечеринок до ламповых IT-стартапов: история проектов Aktrue Fire Works, Happ Core и ACADEM DREAMS

Млад Травков — об уличных party, приложении с индексом счастья и игре о поиске себя в новосибирском Академгородке

Aktrue Fire Works — комьюнити организаторов самых масштабных вечеринок в Новосибирске — держится на рынке уже 8 лет, сменив несколько поколений тусовщиков.

IT-стартап Happ Core — это мобильное приложение с графиком настроения общества, где уже зарегистрировалось порядка 15 000 человек.

ACADEM DREAMS — это игра о мечтах потерянных и вновь обретенных в маленьком сибирском городке.

Что общего у этих трех проектов? Один из создателей и идейный вдохновитель — Млад Травков. Он рассказал редакции «Сибирь работает», как рождаются идеи в сибирской «кремниевой долине» и где искать на их реализацию деньги.

«Игра о мечтах потерянных и обретенных в маленьком сибирском городке»: ACADEM DREAMS

Искать здесь: t.me/acdmgame

Мы встретились с Младом Травковым в Технопарке новосибирского Академгородка не просто так — резидентами этого инкубатора инновационных разработок являются более 300 технологических компаний, и именно здесь создается мистическая игра в квест-жанре ACADEM DREAMS — о жизни в самом сердце «академического гетто». Об идее проекта — из первых уст.

— Почему игра посвящена жизни в новосибирском Академгородке? Во-первых, это место — уникальное, здесь переплетаются наука и бизнес, и всё это окружено массивами леса и волнами моря. Во-вторых, Академгородок — это бренд, и о нем много кто в мире знает, и это не только те, кто здесь учился, жил и работал.

У Стивена Кинга, например, есть целый ряд произведений, связанных с маленьким городком, где постоянно что-то происходит. То же самое можно сказать про Академгородок — я здесь прожил почти всю жизнь, и мне есть, что рассказать. Да и у многих людей возникает идея создать игру/кино/роман про значащее для него место, но мало кто переходит от слов к действию.

— С точки зрения маркетинга идея об игре о поиске себя в Академгородке выглядит крайне перспективно. Мы считаем, что спроса будет достаточно для того, чтобы инициатива могла быть жизнеспособной, это для нас очень важно. Понятно, что у нас несколько сегментов ЦА, и мы делаем игру и для тех, кто в Академгородке жил и живет по сей день, но ориентируемся мы в большей степени на тех, кто про новосибирский Академгородок вообще ничего не знает. Мы видим огромный потенциал в людях, которые могут играть в эту игру — из Красноярска, например, или США, Нидерландов, Германии и откуда угодно еще. Конечно же, Академгородок — это место, где мы живем, где нам все знакомо, где мы всё любим. Но решает сюжетная линия, личные ассоциации самого игрока.

— Прежде всего игра о мечтах потерянных и обретенных в маленьком сибирском городе. Сюжет разворачивается в альтернативной реальности, где Академгородком правит Сибирское отделение наук (С.О.Н.). Выдуманная реальность сильно переплетается с настоящей жизнью места. Главный герой расследует серию загадочных дел. В этом ему помогают местные жители, прототипами которых стали реальные люди городка — преподаватели, ученые, байкеры, уличные музыканты и торговцы, священник и мастер фотоателье...

Начинается история с ссоры родителей мальчика, который услышал, как мама в порыве злости отпустила фразу, будто бы она похоронила свои мечты ради мужа и сына

— Услышав эту фразу, мальчик не понял, что она означает, и спросил о значении бабушку. Она сказала, что похоронить мечты — значит, отказаться от чего-то навсегда. И мальчик решил нарисовать свои — и закопать их у дерева в лесу. По сюжету 10 лет спустя, в 2015 году, на этом самом месте из детских погребенных мечт вырастает новый корпус НГУ, а мальчику к этому времени как раз приходит время определяться с тем, на какой факультет он хочет поступать, кем мечтает быть... Мы стараемся не раскрывать главных сюжетных линий, давая аудитории в нашем телеграм-канале лишь небольшие предыстории основного действия игры.

— Сейчас мы занимаемся производством игры, до ее выпуска нужно еще дожить. Поскольку изначально мы задумывались о создании кино, то и сюжет игры получился очень кинематографичным. Когда мы начинали, у нас не было никакого релевантного опыта, поэтому многие моменты игры мы уникально обыгрываем, получается кино-игра в каком-то смысле. Многое менялось в процессе работы, иначе распределялись роли, вносились коррективы. Сюжет (из 10 глав!) складывался, как картинка. Еще одна причина, по которой я вписался в это дело — игра о жизни в Академгородке звучит совершенно нереально!

— Большая часть команды, которая работает над созданием игры, это наши друзья, которые провели последние 10 лет в Новосибирске. С поиском крутых спецов проблем не было — все нашлись быстро, среди своих. В здании Технопарка фактически работают три человека. Одно место у нас запасное, потому что в марте у нас возвращается художник из Японии. По субботам раз в две недели мы встречаемся всей командой, многие трудятся дистанционно — подключаемся, отчитываемся, кто что сделал, планируем ближайшие дела.

В команде проекта чуть больше 10 человек

— Игра — это вложение огромных сил, ресурсов и времени, это нужно понимать. У нас есть инвестор, которому мы представили наш проект, и он вкладывает половину средств на производство игры, мы же инвестируем вторую половину. Конечно же, бюджет — точно меньше, чем для игрового кино, но и расходы постоянно меняются. Сейчас средств достаточно, чтобы мы реализовывали пролог, первую и вторую главу. После этого надеемся выпустить демоверсию, доступную для скачивания, а затем по откликам и статистике от игроков будем привлекать следующий раунд инвестиций, и суммы будут кратно выше, в какой-то момент они могут даже переплюнуть бюджеты кино, если мы выйдем на международный уровень.

От двух миллионов рублей до двух миллионов долларов нужно, чтобы реализовать подобный проект. У наших разработчиков, аниматоров и сценаристов есть определенная занятость в проекте, и мы выбрали стратегию «медленно и верно» — далее мы будем привлекать новые инвестиции, чтобы ускорить производство. Наши ребята получают не зарплаты, а субсидии, которые мы им платим. Часть денег мы не трогаем — она отложена на маркетинг и рекламу.

«Никогда не знаешь, что произойдет именно в эту ночь»: Aktrue Fire Works

Однако многим новосибирцам Млад знаком как создатель комьюнити Aktrue Fire Works, которое уже 8 лет организовывает вечеринки с секретными координатами — они собирают до нескольких тысяч тусовщиков в различных уголках Академгородка (и это без предварительной рассылки релизов и приглашений). Оказалось, что это не первый бизнес-проект Млада.

Aktrue: t.me/aktrue

— Как бы мы ни любили Академгородок, здесь существуют свои правила, люди друг друга знают, конкуренция — жесткая, все пользуются связями. Потом были другие проекты — сайты со скидками в ресторанах, отдельная история — процессинг для мобильных подарочных карт «Доббро», это тоже был большой проект. В 2015 году мы устроили первую вечеринку Aktrue из серии, которая стала большим явлением в Новосибирске. Сейчас, спустя 8 лет, за спиной больше 80 вечеринок, на каждую из которых приходили до 2 000 человек. А вечеринки проходят раз в неделю!

Автор фото: Егор Ширинский

— Началось всё с того, что мы с друзьями не нашли места, чтобы собраться и посмотреть кино в летний выходной, и решили расположиться с проектором, едой и напитками где-нибудь на улице. Буквально каждые следующие выходные в новом месте мы проводили вечеринку, где, отталкиваясь от локации, старались погрузиться в атмосферу, придумать какие-то костюмы или декорации, и фильм тоже в тему подобрать. А потом решили — почему бы нам не устраивать pop-up-вечеринки, которые появляются в разных местах, а затем пропадают? С кино и каждый раз новыми локациями. На пятой или шестой по счету вечеринке включилась музыка, и люди начали танцевать. Тогда события Aktrue стали сугубо музыкальным явлением.

Автор фото: Егор Ширинский

Организация подобного рода вечеринок — по ощущениям сродни ограблению банка. Колоссальная неопределенность, всё делается на скорость. Разумеется, на вечеринках предусмотрены охрана и медицинское сопровождение, работает слаженная команда менеджмента, мы всеми возможными способами минимизируем риски. Но никогда не знаешь, что произойдет именно в эту ночь.

— Обязательно — каждое воскресенье — устраивается корпоратив для команды, это то, ради чего мы вообще этим занимаемся (смеется). Поскольку вечеринка — это вызов, сильнейшее и нездоровое напряжение, потому что ты чувствуешь ответственность за происходящее на мероприятии, то ты максимально собран, худеешь от стресса буквально, а на следующие день ты, наконец, расслабляешься, напряжение рассыпается, ты чувствуешь небывалую легкость. На корпоративы мы последние два года ходим в баню, где ужинаем, болтаем, делимся впечатлениями. И сейчас каждое воскресенье — счастливейший день в моей жизни, хоть вечеринками занимается комьюнити, а я нахожусь немного в стороне, формирую команду, иногда договариваюсь с представителями платных локаций. Вечеринками сейчас занимаются мои ближайшие друзья — «околосемья» — туда входит около 10 человек.

— Упорство, с которым создавались и создаются вечеринки, подстегивает моральная сторона вопроса — мы искренне считаем, что вечеринки недооценены. А ведь это именно то место, где люди находят друзей, влюбляются. На мой взгляд, в нашей жизни если не все, то многое зависит именно от встречи. В университете мы часто не ценим людей, которые смотрят с нами в одну сторону, имеют схожие проблемы и мечты, сидят с нами в одной аудитории. А потом выпускаемся, и оказывается, что не всем повезло работать в Google с развитой корпоративной культурой и социальным джемом с ивентами и ротацией новых людей. Многие оседают в офисах — в лучшем случае на 20 человек, — и всё. А там как повезет — многие общаются в режиме «привет-пока», кто-то и вовсе дома постоянно сидит. Вечеринки помогают знакомиться, обзаводиться связями, дружить.

Автор фото: Егор Ширинский

Автор фото: Егор Ширинский

Автор фото: Егор Ширинский

Автор фото: Егор Ширинский

Автор фото: Егор Ширинский

Автор фото: Егор Ширинский

Мы понимаем, что 8 лет для тусовок — небывалая цифра. Видим, что мы создали определенный рынок, клубы ушли на задний план. Гордимся, что нам уже 8 лет, а это 3-4 поколения тусовщиков. Ночь с субботы на воскресенье — апогей социальной жизни Новосибирска, до нас добираются даже ребята из соседних городов — Барнаула, Красноярска и Томска.

— Зарабатывать на вечеринках мы начали не сразу — первые несколько лет мы только вкладывали, и я отчетливо запомнил, сколько инвестиций и энергии мы вложили — я, если честно, никогда не делал ничего более невыносимо сложного, чем создание вечеринки с нуля. Мысль о том, сколько было вложено, позволила нам осознать, что сейчас мы имеем право на дивиденды. И эти деньги мы принципиально запускаем в новые инновационные и технологичные проекты. Зарабатываем на входных билетах — сейчас он стоит 500 рублей с человека, что безумно дешево, поскольку у многих другие ценники.

Автор фото: Егор Ширинский

— Раньше создание одной вечеринки обходилось в 50 000 рублей, а сейчас эта сумма выросла по меньшей мере раз в 10. В среднем, чтобы устроить одну вечеринку, нужно потратить 350 000 рублей, деньги уходят на оборудование, инсталляции, аренду площадки и помещения (не всегда пространства «дикие»), зарплаты охране, медикам, барменам, гонорары диджеям, закуп дров, — это из того, что я могу вспомнить. Мы не возим супертоповых чуваков, потому что они не наш формат, привоз одного диджея умещается в пределах 50 000 рублей. Периодически раз в год или два случаются дропы мерча — у нас есть пара швей и сложившиеся отношения с необходимыми фабриками, которые вместе обеспечивают весь цикл производства от и до с нуля. Толстовки, футболки, носки производятся в пределах ста штук.

 

Все вложения в проект мы отбили, сейчас мы зарабатываем на Aktrue, а часть прибыли вкладываем в другие проекты — в том числе и в производство приложения Happ Core.

«Возможность проголосовать за реальность»: Happ Core

Happ Core — это мобильное приложение с геолокационным индексом счастья, которое в 2019 году разработали ребята из Aktrue совместно математиками-магистрантами НГУ. Сюда ежедневно заходят пользователи по всему миру и делятся своим настроением, выбирая подходящий цвет. Здесь же встроена геолокация, анонимный чат и форум.

Сайт: happcore.com

— Есть пчелы и муравьи, и у них роевой интеллект — они могут в любой момент почувствовать и понять, в каком состоянии их сообщество. Что-то подобное мы пытаемся реализовать в виде приложения — чтобы у людей перед глазами была децентрализованная карта и график настроения. Сейчас, чтобы понять, в каком настроении мир, мы используем данные СМИ, например, но зачастую там выражено одно или несколько мнений, сформированных кем-то, и, как правило, кому-то выгодных. Мы же хотим представить альтернативу, благодаря которой каждый сможет за секунду понять, что на самом деле происходит в мире. Более того, мы хотим сделать так, чтобы каждый также просто мог повлиять на происходящее.

Сейчас мы полностью переписываем приложение, потому что тема актуализировалась, подключились новые разработчики, инвесторы вложились в рекламу — и мы решили полностью всё переписать, надеемся весной запуститься вновь.

— Любая социальная сеть, если в ней достаточно людей, может монетизироваться. Если все получится, то геолокационный индекс счастья мы сможем продавать СМИ, биржам, фининститутам, потому что настроение имеет колоссальное влияние на жизнь человека, в центре простой экономики лежат эмоции, и кривая спроса напрямую зависит от настроения людей. Сейчас в приложении около 5 000 пользователей, а в команде — четыре разработчика, один менеджер, один дизайнер и я. Есть сторонний инвестор, половину средств на создание вложил я. Без маркетинга серверную часть можно продать за миллион-полтора рублей, например, и вложили мы примерно такую же сумму. Разработчики имеют долю в компании, они понимают, насколько важно то, что мы делаем.

— Один из основных посылов Happ Core — предложить людям в эпоху повального лайканья чуть чаще задаваться вопросом о своём счастье. У нас есть мечта, чтобы каждый человек мог за секунду понять, что сейчас на самом деле происходит в мире, и мог бы внести свою лепту, проголосовать за реальность. Мы сильнее, когда мы вместе, и у человека будет возможность безопасно выражать свое мнение. Считайте, что это цифровая эмпатия. Инструмент, учитывая сложность задач, которые стоят перед человеком сейчас, незаменимый.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.