«Не пытайся покинуть Омск, пока есть мы»
Как Дом актёра, «Эрмитаж Сибирь» и местный ТИЦ работают с брендом города + Чему нам всем стоит поучиться у Омска
На сайте «Сибирь работает» продолжается «Неделя Омска».
Представители местных театра, музея и туристического центра рассказывают о вкладе в обновление бренда Омска, своих самых интересных проектах в городской среде и рассуждают о трансформации омской идентичности.
Город — сцена возможностей
Про Дом актера
Омск — город театров на любой вкус, и Дом актера среди всех отличается тем, что он независимый: у нас нет государственного задания, нет художественного руководителя, который определяет нашу политику и ограничивает работу режиссеров и актеров — у нас может встречаться всё.
Фото: vk.com/domaktera_omsk
Зрители — активные горожане
Когда горожане включаются, чтобы сделать какое-то доброе дело — нам это близко. Мы бы хотели говорить с горожанами о важных для них темах, на их языке, вовлекать в нашу деятельность. Мы в первую очередь служим общественным целям: развитию театра, развитию жанров, предоставлению возможности для творцов любого возраста. Важно, чтобы у творческих личностей, кто бы они ни были по профессии, были возможности реализовываться в нашем городе — чтобы город был для них сценой. Предоставляем возможность непрофессионалам: у нас играет студенческий театр, при том, что студенты учатся не на актеров и режиссеров, а на переводчиков, психологов и юристов. Мечтаем развить у себя направление театра горожан, у нас был такой опыт.
Театр стремится к тому, чтобы быть связанными с горожанами — это единственная возможность для нас быть важными для города. Сегодня мы живем за счет того, что мы делаем спектакли необычного формата, и наши зрители — активные горожане, любопытные, которые ищут новых впечатлений, нового зрительского опыта.
Вклад в бренд Омска
Театр работает, не закрываясь на отпуск, и когда летом приезжают гости города — они часто приходят к нам на спектакли. Особенно на иммерсивные, потому что они позволяют узнать Омск с необычной стороны и получить необычные впечатления. У нас много музеев, есть что в городе посмотреть. Но в последние годы стал особо популярен театр — театральные переживания очень востребованы. Между экскурсией и спектаклем люди делают выбор в пользу спектакля: в нем нет такого объема информационной фактологии, ее можно прочитать в интернете, а вот пережить эмоции и испытать впечатления — это привлекает. Сами горожане говорят, что гордятся, что в Омске есть такие спектакли, и своим друзьям из других городов рекомендуют сходить.
Прорабатываем с Туристско-информационным центром создание спектакля, связанного с гастрономией, омской айдентикой и нашей локальностью.
На бренд города влияет наличие творческой активности — это значит, что город живет насыщенной интересной жизнью. Потому что когда мы обеспокоены выживанием, мы редко думаем о каких-то впечатлениях, театре и искусстве. А раз в городе появляются все новые активности, много творческих людей, которые реализуют свои задумки, значит, у нас достаточно благополучная жизнь, и можно говорить, что город интересен и привлекателен извне. За два года нам удалось получить такую любовь горожан, что наравне с государственными театрами Дом актера входит в основную культурную афишу. Это маленькие составляющие бренда города, которые показывают, что здесь что-то происходит, здесь творят и сочиняют и есть возможность реализовывать свои проекты.
Производство спектаклей в городской среде
У Дома актера есть спектакль-променад в движущемся трамвае и уличный аудиоспектакль-променад. 3,5 километра люди движутся по городу в наушниках, и сюжет перекликается с тем, что зрители видят вокруг.
Фото: vk.com/hraniteliomsk
Производство спектаклей в городской среде — это сложно, затратно финансово и по срокам, сложно административно. Вся магия содержится в совпадении текста в наушниках и того, что видно вокруг, и нужно выверить, куда пойти, каким путем поехать. Мы из нескольких трамвайных маршрутов выбирали, нам обязательно нужен был кольцевой, его в городе нет — приходилось договариваться с депо, объединять маршруты. Наезжали километры в холодное время года на разных вагонах: на гремящих старых и новых, где-то жарко, где-то все свищет.
Фото: vk.com/hraniteliomsk
Производство подобного спектакля занимает около полугода. Это одновременно как спектакль, как кино и как экскурсия — километры намотаны, стоптаны несколько пар обуви, использована сложная техника и программа, которая создает звуки: что-то мы записывали в студии, что-то записывали прямо в трамвае, что-то в базе находили. Дополнительно, трамвай — объект повышенной опасности, много условий нужно соблюсти.
Мы думали, что сделать спектакль в трамвае будет стоит миллион рублей, и никто не согласится на такое из «Электрического транспорта», но совпало, что в тот год омский трамвай отмечал юбилей, и предприятие охотно пошло навстречу и с тех пор во всем нам помогает.
Фото: vk.com/hraniteliomsk
В дороге во время спектакля тоже всякие приключения бывают, но мы совместно с трамвайным депо справляемся. Сами сотрудники гордятся, что у них идет спектакль, они всем друзьям рассказывают, сами ходят слушают — стало таким событием для горожан и работников депо.
Идентичность Омска: «Кто-то болеет за Авангард, кто-то ходит в филармонию»
У нас в городе все остановки в транспорте много лет озвучивает Ирина Герлиц (тоже участница нашего спектакля), и когда объявили, что этот голос заменят на голос Алисы, горожане стали везде писать жалобы и бороться за то, чтобы оставили голос Герлиц. И в этом весь Омск.
Некоторые говорят, что омичи нытики, но они не нытики, они просто неравнодушные люди — замечают какие-то недостатки и хотят их исправить, не молчат о том, что их не устраивает. В этом смысле они хозяева города
Для Дома актера омичи — неравнодушные люди, у которых высока потребность в интеллектуальном досуге. Омичи любят не просто в Мегу сходить, что-то купить и поесть на фудкорте (хотя это тоже), они постоянно ищут необычных впечатлений, следят за событийными новинками. Поэтому мы предлагаем пешеходные и трамвайные спектакли и дальше будем развивать тему и вовлекать в нашу деятельность — предлагать выступить на сцене, что-то сделать для Дома актера. Мы видим, что омичи активны и им нужна точка приложения своей активности.
Фото: vk.com/hraniteliomsk
Город контрастов: кто-то болеет за Авангард, кто-то ходит в филармонию. У нас город, который объединяет физиков и лириков, они вместе сосуществуют и вместе создают что-то неповторимое. Омск — это такая колыбель и утроба матери, питательная среда, которая напитывает личности, потом они выходят в мир и реализуются. Но остаются здесь хранители, которые сохраняют нашу идентичность.
Как театр хочет работать с идентичностью: спектакли о курьере и Егоре Летове
Летов за пределами Омска очень известен, а в Омске не особо. Достоевский у нас на каждом углу, а Летов пока нет. Мы тоже об этом думали, но не хотим делать какой-то традиционный спектакль, который будет идти на сцене — Егор Летов выступал против системы и не принимал ничего, что было упорядочено и узаконено. Мы только в начале пути: два года искали бомбоубежище, чтобы сделать там спектакль, в итоге нашли и ведем переговоры. Там сохранилось абсолютно все: нары, баки для воды, гермодвери, учебный класс, планы эвакуации и инструкции. Если получится освоить бомбоубежище, классно было бы сделать спектакль про Егора Летова. Может быть, даже не стихи его читать, а понять его путь как философа и поэта, как он становился, с чего начинал и с чем пришел к финалу. Надеемся, получится.
Омск стал чаще и больше обращать внимание внутрь себя
Про Эрмитаж-Сибирь
Открытие такого музейного комплекса — это абсолютно современная история, это здание, которое отвечает всем требованиям, которые предъявляются музейному делу. И по хранению и показу коллекции, по приему посетителей и различным форматам работы со зрителем — у нас предусмотрено все, что требуется современному музейному пространству.
Когда заходит такой великий музей как Государственный Эрмитаж — это всегда привлекает зрителей. Появляется возможность познакомиться с коллекциями, не покидая Омск, частичка Эрмитажа присутствует здесь. Благодаря появлению такого здания и оборудования, выстраиванию профессиональных отношений с коллегами мы можем открывать совершенно иные форматы работы с коллекцией, со зрителем, с благотворителями. Это многовекторное объемное развитие, которое учит и нас, и зрителя.
Новая страница в музейной биографии региона
Открытие представительства Эрмитажа позволяет назвать Омск без ложной скромности музейной столицей Сибири. Это совершенно новая страница в нашей биографии и музейной биографии региона. То, как мы работаем с коллекцией и как подаем коллекцию — это следующая ступень, которая делает музей по-настоящему интересным для зрителей. Хочется наполнять выставки смыслами, и не только смыслами, делать выставку и подачу визуально, логически, интеллектуально так, чтобы она была внятной и прочитанной посетителем.
Благодаря открытию центра Эрмитаж-Сибирь у нас активизировалась работа с волонтерским движением. Мы стараемся быть интересными для молодых зрителей, с ними отрабатываем различные перформативные практики и медиации — формат горожане горожанам об искусстве — на базе этого комплекса.
Вклад в бренд Омска
Музей славен своей коллекцией, и славен давно, славен своей реставрационной практикой, своими научными изысканиями, каталогами, конференциями. И это стремление быть интересным и соответствовать тем современным вопросам музейной деятельности, отвечать адекватно на эти вопросы — это и есть наш вклад в бренд региона. Любого гостя города обязательно приведут в наш музей, потому что это такая визитная карточка.
Выход музея в город: Проект «М» и индустриальные пленэры
Метропереход был реализован на грантовые средства, и проект завершил свою жизнь в рамках гранта фонда Потанина. Важно понять, что изменилось от этого выхода музея в городское пространство: изменилось отношение к этому месту. Метропереход — символ неуспешности, какой-то незавершенности, символ провальности; метро в Омске — это такая большая нереализованная мечта.
История с метро не получилась, но остался метромост и метропереход, который символизирует нереализованную мечту, а потом спустя несколько лет читаешь, что это арт-галерея. Не знаю, читают ли там люди что-либо, насколько вдумчиво во все погружаются — не важно. Важно, что в этом месте что-то происходит хорошее: появляются какие-то арт-объекты, какие-то тексты, смыслы — это пространство теперь воспринимается как арт-пространство, судя по отзывам.
История возбуждает еще и лимитом по участникам, которые могут выйти в закрытую промышленную территорию завода или фабрики. Попасть на эти территории и увидеть красоту индустрии воочию — не так просто. Тебе открывается потайная дверь, и можно сделать несколько шагов на эту территорию. Работы художников с пленэров были показаны в молодежном центре Эрмитаж-Сибирь.
Вопрос будущего этих проектов только в поиске партнеров, которые смогут финансово обеспечить реализацию замыслов в рамках метроперехода и пленэров
Идентичность Омска: он даже нравится нам, омичам
Кто мы, омичи? В Омске вы не найдете сувенира, который в обязательном порядке будет отражать, про что Омск. В кухне местной не найти специалитет, что это именно местная кухня — и это не наша беда. Просто такая история города: город военно-чиновничий, который стоит в степи, который открывает врата в Азию — отсюда шло освоение этой огромной территории. Город, который стоит на путях миграции, это своеобразный котел, где еще не сварился или никогда не сварится тот продукт, который будет называться омский продукт и больше никакой.
Тем не менее Омск — это город-крепость, город-форпост, он имеет богатейшую историю, связанную с путешествиями и экспедициями. Омск — это Достоевский, это Врубель, это Колчак, это столица России в период Колчака, как бы мы к этому не относились, это факт. Омск — это культура, это театры и музеи. В последнее время Омск вообще похорошел — он даже нравится нам, омичам. Сложилось такое отношение, что в Омске все ноют и ноют, но на самом деле не все ноют в Омске, в Омске много интересного и познавательного, только нужно это увидеть. Особенно, когда город преображается, становится таким приятным, хочется гулять по этому городу.
Нужно просто попытаться принять и попытаться осмыслить, окружать себя тем прекрасным, которое есть вокруг. Омск стал чаще и больше обращать внимание внутрь себя и более пристально стал относится к тому, что было в истории города. Не было памятника основателю города Бухгольцу, но теперь появляется — это хороший факт, который показывает, что город начал присваивать себе свою же собственную историю. Не то, что изучать, а присваивать собственную историю. В истории города еще масса таких белых пятен: ну есть факт и есть, а ведь эти факты можно раскрутить, можно изучить, этим только нужно заниматься.
Как музей хочет работать с идентичностью: фокус на Омске в глобальной истории
В работе музея мы хотим заземлить ту или иную историю страны с Омском. Нужно все время подчеркивать, что мы не на периферии, а мы с глобальными событиями так или иначе связаны.
Вот выставка «Александр I. Личность и время» из собрания Государственного эрмитажа — она появилась не просто так. В прошлом году мы отмечали 200-летие образования Омской области, которая как таковая появилась благодаря административной реформе Александра I. Так или иначе в своей работе мы закрепляем и выводим историю на Омск.
Например, привезли выставку-спутник из собрания Государственного Эрмитажа «Дар Благородной Бухары». Казалось бы, какое отношение Бухара имеет к Омску, а ведь в Омской области было большое количество выходцев из Средней Азии, так называемые сибирские бухарцы, потомки, которые проживают здесь в настоящее время — почему бы не показать и не упомянуть такую страницу в истории. Есть моменты, которые скрыты от глаз и неизвестны широкой публике: один какой-то нюанс, маленькая точка, но она совершенно иначе позволяет выстроить весь разговор.
«Нельзя любить и развивать то, с чем ты не знаком»
Про ТИЦ
Пришло понимание, что мы не просто место, где можно получить консультацию, но и нечто, что формирует образ города и области, развивает и продвигает их. Очень хотим переехать в новое помещение, ждем поддержки властей. Если это произойдет, последует переименование в проектный офис «Визит Омск».
Омск — вовсе не депрессивный город
Среди горожан проводим краеведческие мероприятия, выступаем перед студентами и разными другими слушателями с брендовыми презентациями «Что такое туризм в Омской области» и рассказываем, что Омск — это вовсе не депрессивный город.
В рамках Зимнего Любинского украшаем всю улицу Музейную, делаем ледовые скульптуры и проводим мастер-классы на базе ТИЦ, предлагаем активности — это помогает горожанам поверить, что Омск туристический город. Мы не конкурируем с городами с большим туристическим ресурсом, но тем не менее мы можем стать уверенным игроком городского туризма формата уик-энда, потому что очень выгодно расположены, близки к Казахстану, находимся на Транссибе. Плюс туризм внутри России набирает обороты, и мы хотим встроиться в эту всероссийскую цепочку. Работаем с туроператорами, чтобы привозили организованные группы туристов на наши события.
Экскурсионный флешмоб — это главное наше детище. Мы придумали акцию, когда по всей России в последнюю субботу августа проходят бесплатные экскурсии от всех и для всех. Набираем экскурсии от ярких людей Омска и даем человеку возможность бесплатно познать какую-то часть души города. Многих же останавливает проблема «порога музея», когда человеку сложно перешагнуть входную группу, думая, что он не вписывается, что там дорого, что там не для него и слишком сложно.
Экскурсионный флешмоб — это история про развитие амбассадорства, когда не только музеи проводят экскурсии, но и просто люди, чей опыт будет ценен кому-то. Флешмоб знакомит человека с местом, где он живет, девиз акции: «нельзя любить и развивать то, с чем ты не знаком».
И также происходит в других регионах-партнерах. Мы предоставляем площадку для записи, заключаем соглашение с регионами, они берут нашу методическую базу и пользуются нашим сайтом.
Вклад в бренд Омска
Все наши сотрудники за все время — это молодые люди, которые сами собой несли мысль, что они амбассадоры региона. Мы не скучные, не депрессивные, мы настроены на работу, борьбу с трудностями и идем к успеху.
Мы показали, что можно делать городские события не по учебнику, не в виде шествий в костюмах по центру города
Показали, что даже музеи, например, могут быть интересными для разных целевых групп, что это может быть стильно и содержательно, и можно объединить все в общую программу и показать шоу.
Стали коммуницировать с регионами. Омск был долгое время закрытым городом: сначала мы были такие все интересные и классные, столица Западной Сибири, столица Степного края, потом даже столицей России, а потом на Омск обиделись, что мы были столицей Белого движения. Как раз в этот момент был построен Новосибирск, чтобы задвинуть Омск на второй план.
Работаем с местным бизнесом: у нас есть брендбук региона, который мы предоставляем для использования предпринимателям. Есть ребята очень заинтересованные, которые по темпераменту, ценностям и философии схожи с нами — они тоже про местный бренд, про развитие Омска — и с ними легко договориться.
А вот туроператоры пока неподъемный сегмент: большинство из них не ориентированы на туризм в Омской области, они все работают в основном на выезд, но сейчас происходит переориентация на Омск. Рестораны неплохо идут на контакт, они и так часто используют системы лояльности, а вот досуговые точки, музеи — их иногда нужно немного потормошить. Кто-то избалован туристами и в силу отсутствия конкуренции не хочет организовывать скидки, но мы с этим работаем.
Ночь музеев и Любинский.Live
Привнесли новое во всероссийскую акцию «Ночь музеев»: превратили ее в праздник культуры, а не просто возможность пойти на экскурсию в музей ночью. Разработали билет-буклет: по нему можно попасть на шаттлы, зайти и сойти на любой остановке, получить скидку в каждый музей-участник.
У нас культурный город, мы считаемся культурной столицей Сибири по количеству музеев и театров
Но долгое время все говорили об этом статусе, а наши музеи работали консервативно. Мы стали говорить об омоложении акции — ведь для молодежи это работа с их отношением к городу. Мы показываем, что можно не бояться массовых мероприятий, которые выходят под эгидой Минкульта, что мероприятия могут быть комфортными и интересными. Ночь музеев — это омоложение и представление акции как туристической: вот самое яркое мероприятие, привозите туристов, показывайте краски нашей культурной жизни.
Любинский.Live — это моделирование привлекательности центра города. Омск очень большой территориально, и есть такие районы, которые как будто город в городе, из которых практически не выезжают в центр. Люди не доезжают до центра, думая, что там до сих пор какая-то разруха и ничего не поменялось — действительно, до реновации центра было все довольно печально. Когда мы проводим такие мероприятия, то организуем большую рекламную кампанию и заставляем человека дойти до центра города.
Показываем, что исторический центр — это душа города, то место, откуда начинается знакомство с ним. Это работа с негативными предубеждениями, способ завести нашу целевую аудиторию в центр города, где как раз развивается культурная жизнь, общепит. Так мы в том числе помогаем коммерчески продвигаться нашим партнерам.
Идентичность Омска: не пытайся его покинуть
Омск очень красивый город, солнечный и праздный. Омск очень про творчество: метро не построили, но открыли галерею современного искусства, есть прекрасный музей «Искусство Омска». У нас модные показы, арт-резиденция от Политехнического университета, действительно ярко выраженный творческий кластер.
Негативный образ города сложился по нескольким причинам. Омск был закрытым городом, промышленным, с самым большим в России нефтезаводом. Потом в какой-то период Омску не повезло с управленцами, его запустили, многое разрушалось. Наблюдался сильный отток молодежи, и казалось, что город очень «старый». Плюс стали развиваться шутки и мемы: Омск мелькал в самых абсурдных новостях. Накладывалась вся эта серая картинка на эти мемы, и все выглядело беспробудно и грустно.
Пик настал тогда, когда с площади основания города пытался укатиться шар, и в сети разлетелась шутка, что даже шар не смог покинуть Омск. С этой фразой «не пытайся покинуть Омск» мы даже шоперы сделали.
Историческое наследие никак не поддерживалось: та же Омская крепость была доведена до плохого состояния. Турист не приедет смотреть на эту развалюху. И многие запомнили это время Омска, серое такое, недостроенное, плюс запомнили отношение власти, и поэтому до сих пор приходится с этим бороться. Но с 2018 года, когда закончилась реновация центра, были открыты многие новые локации, и теперь все по-другому.
Как ТИЦ хочет работать с идентичностью: знакомство с Сибирью нужно начинать с Омска
Мы хотели бы развивать тему Культурной столицы Сибири и самого западного региона Сибири — знакомство с феноменом Сибири нужно начинать с нашего города. Мы бы хотели стать молодежным центром Сибири: у нас развито образование, к нам можно приезжать на выходные, посещать заведения. Хотим показывать, что Омск — это собрание всего самого лучшего из прошлого и новых передовых проектов. Хочется быть инноваторами.
Фото: Евгений Софийчук