«Мне в голову однажды пришла мысль — а где, как не в туалете, можно достучаться до любого сотрудника?»: экскурсия по офису «Бубуки»
Как смелый томский стартап вырос в известный по всей России бренд
В рамках тематической недели Томска редакция сайта «Сибирь работает» публикует материалы и о топовых местных бизнесах в том числе. На этот раз заглянули в офис компании, где создали систему легального использования охраняемого авторским правом контента «БУБУКА». Сейчас в собственной базе «Бубуки» более 150 000 треков для бизнеса — они могут звучать в барах, парках и других публичных местах законно и без выплат РАО и ВОИС.
В 2012 году сервис «БУБУКА» запустил в Томске Дмитрий Пангаев. Его компания «ПЕРВАЯ СВОБОДНАЯ ПЛАТФОРМА ЛЕГАЛЬНОЙ МУЗЫКИ» предоставляет легальное музыкальное оформление предприятиям торговли, общепита и сферы услуг, заключая прямые договоры с правообладателями контента. Больше года назад сотрудники креативной «БУБУКИ» перебрались в новый офис, куда и пригласили на экскурсию редактора сайта «Сибирь работает» Анастасию Гнедчик.
— Мы, например, предпочитаем удаленке живое общение, и поэтому многое сделано для удобства сотрудников — работая вместе, в связке, они выдают крутой результат.
А кто трудится во благо сервиса «БУБУКА», и почему он именно так называется? По словам Дмитрия Пангаева, при выборе названия платформы нужно было подобрать сочетание, которые вызывало бы у человека улыбку и при этом ассоциировалась с конкретной нишей бизнеса. Так, «БУБУКА» произошла от слова «бубнить». Затем появился собственный персонаж сервиса.
- Трудятся же над процветанием «БУБУКИ» специалисты колл-центра, которые запускают вещание, оформляют документы и консультируют клиентов по любым вопросам.
- Айтишники улучшают работу самого сервиса.
- Музыкальные редакторы пополняют базу контента, отслеживают новинки и ведут переговоры с правообладателями.
- Юристы оказывают правовую поддержку клиентам в любой географической точке страны.
Несмотря на то, что офис компании представлен в Казахстане, главная штаб-квартира компании располагается в Томске. И у Дмитрия Пангаева на этот счет есть собственная принципиальная позиция.
Но я всегда возвращаюсь домой — здесь вся моя жизнь, мои близкие и друзья
— Поэтому я не сторонник удаленки — когда люди сидят на разных концах страны, например, и не знают друг друга — это не команда. Это люди, которые оставят вас при первой же сложности.
Как связаны пиво, притчи и Алиса из Зазеркалья?
У нас есть несколько точек притяжения коллектива. Конечно, в общей зоне мы собираемся, обсуждаем насущные дела, и каждый отдел презентует свои успехи коллегам: разработчики — музыкальным редакторам, например.
— После обсуждения насущных планов, как правило, вечером — мы собираемся на посиделки с пивом. Да, у нас припасено свое пиво, которое люди могут наливать прямо в офисе. Но после работы.
— Во всех офисах компании у нас были собственные кухни. И здесь мы тоже спланировали всё так, чтобы люди никуда не бегали за едой, не заморачивались, а нормально питались и не думали об этом вообще.
— На стенах офиса рассредоточены фразы, которые отражают стиль нашей компании. Люди, которые к нам приходят, всегда получают вопрос о стрессоустойчивости. Мы узнаем, насколько человек психологически готов к тому, что мы здесь не стесняемся в выражениях. Наша задача — быть эффективными, и у нас есть свой командный стиль, он такой.
Мне в голову однажды пришла такая мысль — а где, как не в туалете, можно достучаться до любого сотрудника? Поэтому у нас в уборных периодически играют треки в моем исполнении — сказки и притчи.
— Это очень интересный способ коммуникации с любым сотрудником, где ты фактически находишься с ним наедине, донося свою мысль. Это эффективнее, чем объяснять каждому по отдельности устои компании. То же прослеживается и на стенах — у нас есть таблички с QR-кодами, перейдя по которым можно прослушать или прочитать поучительную историю, которая поможет в решении многих проблем.
Творческой команде — творческий офис. Есть что поразглядывать: мотивационные таблички, забавные инсталляции, паки с мемами и самобытные картины.
Ну, и конечно же, вход в офис через шкаф (да, именно так), — и коридор в стиле «Алисы в стране чудес» сразу дают понять, куда вы попали
Офис, конечно, классный. Но что же за сервис такой «Бубука»?
Поскольку сам Дмитрий Пангаев еще до запуска «Бубуки» открыл в Томске несколько пивных ресторанов, в его заведениях должна была играть хорошая музыка. Тогда предприниматель решил создать сервис-альтернативу неудобной существующей системе по коллективному управлению авторских прав: чтобы каждый артист смог увидеть, сколько раз его песню слушали в кафе, ресторанах, фитнес-клубах, магазинах и других публичных местах, и сколько денег он получит за трансляции его треков.
Чтобы объяснить, чем же занимается компания, нужно провести краткий экскурс в нюансы российской законодательной системы. Без этого никак.
— Почему? Потому что каждое заведение, в котором играет та или иная фоновая музыка, использует ее в коммерческих целях, и за коммерческое использование любого такого трека нужно заплатить правообладателю. И музыка с флешки, диска, радио, клипы по ТВ тоже не подходят для публичного заведения.
Защитой авторских прав занимается Российское авторское общество (РАО), а защитой смежных прав — Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). И чтобы не получить штраф от них, предприниматели должны использовать легальные способы прослушивания музыки в заведениях:
- заключить договор с ОКУПами, имеющими аккредитацию;
- заключить договор напрямую с правообладателем;
- заключить договор с компанией-посредником, поскольку РАО и ВОИС — не единственные на рынке легальной музыки для бизнеса. Наличие договора с РАО и ВОИС, правообладателями контента или такими компаниями, как «БУБУКА», — это ключевой момент в этой истории.
Здесь мы и поведаем историю «БУБУКИ»
— «Бубука» — классный проект. С одной стороны, мы про IT, с другой — про музыкальную индустрию и артистов. Мы зашли на рынок с новыми, другими правилами, и, разумеется, сразу же столкнулись с реакцией, — рассказывает Дмитрий Пангаев. — Сначала не все понимали, чем мы занимаемся, кто мы такие и зачем нужны.
Представители РАО начали штурмовать суды, но ни один процесс против нас за все это время они не выиграли. Когда они начали проигрывать нам, то пришлось нас признать. И сейчас, когда нас пытаются укусить, мы уже относимся к этому философски — из разряда «собаки лают, караван идет».
— В РАО считают, что это только их рынок, и больше никто почему-то не смеет сюда заходить. А любой монополист заставляет рынок деградировать. Эти организации по коллективному управлению правами захватили рынок и, пользуясь тем, что авторы пишут музыку и не хотят разбираться в своих отчислениях, — взяли на себя роль сборщиков податей.
Так, «Бубука» подписывает с автором договор неисключительных прав и из доступного контента формирует готовые решения для бизнеса: для баров — свой плейлист, для супермаркетов — свой. Клиент получает прозрачную систему ценообразования (тариф зависит от площади озвучивания и направления бизнеса) и не ждет штрафов от РАО и ВОИС. Автор композиции видит в реальном времени количество проигранных треков и понимает, сколько денег он получит.
Не так давно мы сделали ТГ-бота, который показывает артистам в режиме онлайн, где играют его треки. Мы предоставляем классную аналитику, поскольку технологически можем отслеживать, какие песни люди поют, например, в караоке-барах: если в условной Казани композиции определенного артиста поют чаще, чем в любом другом городе, то чем это не повод приехать сюда с концертом?
— Мы продаем музыку для совершенно разных предприятий, понимая, насколько это большой рынок. И на наш взгляд, зарабатывать должны и те, кто создает контент, и те, кто его продает, поэтому прибыль с артистами мы делим 50 на 50.
Сейчас «БУБУКА» работает с разными лейблами — как зарубежными, так и российскими
— Например, компания сотрудничает с SoundReef, Zion, DNK Music, CD-Land, продюсерским центром Игоря Матвиенко, MSC, Klever и другими. Более 5 000 заведений подключились к Бубуке в России и странах СНГ.
Грандиозные планы «Первой свободной платформы легальной музыки»
Команда компании не так давно представила бесплатный сервис для музыкантов, позволяющий монетизировать свои авторские права.
— Владельцы прав смогут не только отслеживать каждое использование и получать за него свой гонорар, но анализировать данные и точно определять социальное лицо своего слушателя, сферы использования, а также географическую принадлежность наиболее активной части слушателей. И к нашей платформе уже присоединились Каста, Элджей, MANIZHA, Ваня Дмитриенко, NILETTO, Катя Адушкина, RASA, Хабиб и другие.
Я очень люблю слушать разную музыку, к нам тянется очень много новых исполнителей, которые ни на кого не похожи. И это классно, когда люди выходят за рамки собственного плейлиста, не варятся в одном котле звучания, ищут новые треки.
— Когда узнаешь о новых артистах и погружаешься в их творчество, понимаешь, насколько же много у нас талантливых людей, которых мало кто знает. Чтобы о них узнали как можно больше людей, мы скоро запустим стриминговый сервис для физических лиц. Он будет основан на абсолютно новой музыкальной философии и экономической модели.
Фото: Михаил Новосёлов