Статья
Иркутск
27 апреля 2023 г
  • Статья

«Любой успешный творческий проект должен быть выстроен по законам бизнеса»: история иркутской галереи Виктора Бронштейна

Нашумевшая галерея современного искусства из Иркутска в цифрах и фактах

Одна из самых ярких в Сибири галерей современного искусства — частная, и находится она в Иркутске. Развивается галерея благодаря усилиям семейной пары: инвестирует в нее крупный предприниматель Виктор Бронштейн, а руководит проектом его супруга Ольга.

Кроме нескольких выставочных залов здесь находятся сувенирная лавка, шоурум и ресторан. Галерея привлекает как мам с детьми, так и серьезных бизнесменов, а скоро она закроется на ремонт, чтобы стать еще масштабнее. Как устроена галерея с точки зрения бизнес-модели, реально ли такому пространству продвигаться без денег, и как вообще в Иркутске зародился арт-рынок, — узнал автор сайта «Сибирь работает» Андрей Блинов у директора галереи Ольги Бронштейн.

Нет смысла заниматься галереей по-дилетантски и «для своих»

— В здании, где мы сейчас находимся, раньше был магазин мебели. В начале нулевых здесь просто отгородили одну из частей пространства, чтобы собирать друзей и устраивать микровыставки. Позже я стала директором галереи и была готова профессионально в это вкладываться. Появились какие-то небольшие продажи произведений, первые клиенты. В 2013 году пришло понимание, что нет смысла заниматься галереей по-дилетантски и «для своих», если можно работать более системно и с пользой для города.

Виктор решил масштабировать галерею, и в 2015 году мы открылись в новом формате. А сейчас у нас есть грандиозный план занять этим летом первый этаж, и уже все трехэтажное здание будет нашим пространством. Появится больше выставочных пространств, станет уже два сувенирных магазина, откроется небольшое кафе.

Обычный посетитель галереи сейчас — что это за человек?

— У нас очень разная аудитория, а проходимость в галерее сильно зависит от сезона. Например, если в разгаре новогодние праздники, то к нам приходят семьи с детьми. Есть туристический сезон, например, летний, в это время аудитория резко меняется на приезжих людей. В хороший летний сезон в среднем к нам приходит от 80 до 130 человек в день. В принципе, ближе к осени начинается то, что мы называем «светским периодом»: тогда мы работаем с горожанами в широком смысле этого слова.

Автор фото: Ольга Тучина

Автор фото: Ольга Тучина

Автор фото: Ольга Тучина

— Сам выставочный проект тоже влияет на аудиторию. Если это календарь Пирелли, то приходят более молодые, современные ребята, а если живопись, то более взрослую аудиторию захватываем. А еще есть клиенты шоурума — то есть люди, которые приобретают предметы искусства. Там у нас продаются скульптуры, керамика, бронзовая пластика, и конечно, картины. Администраторов мы всегда готовим к тому, что они должны уметь общаться с разными категориями посетителей.

Автор фото: Кирилл Конин

Автор фото: Кирилл Конин

Автор фото: Кирилл Конин

Автор фото: Кирилл Конин

Автор фото: Кирилл Конин

Автор фото: Кирилл Конин

Можно ли сказать, что арт-рынок слабо развит в Иркутске?

— Я думаю, что мы как галерея очень сильно повлияли на развитие арт-рынка в Иркутске. По крайней мере я вижу, как в городе выросло количество покупателей произведений искусства. Раньше рынок просто не был сформирован: не было ни спроса, ни предложения. Понятно, что спрос рождает предложение, но он не может появиться на пустом месте, когда в городе такого товара в принципе нет.


Автор фото: Кирилл Конин, выставка «Крапивные сказки»

— Если в день в галерею пришло даже 30-50 человек, в Иркутске это хорошая цифра. В мире существует процент активных горожан, которые ходят на фестивали, концерты, в музеи. Они всегда составляют не более 4 % от общей массы — даже в европейских городах. Если пересчитать людей, которые приходят к нам на выставки, то мы покажем нормальную конверсию. Есть люди, которые интересуются искусством, и для меня это основной показатель того, что мы всё делаем правильно.

Галерея приносит прибыль?

Первые годы своего существования галерея точно требовала материальной поддержки, сейчас мы стараемся опираться на свои силы. Но сказать, что это прибыльный бизнес-проект, я пока, к сожалению, не могу. Мы стремимся как минимум к тому, чтобы окупать затраты на команду, выставочные проекты и даже расти — вот на это нам в последние годы стало плюс-минус хватать. Если вы хотите заработать много денег, то нужно заниматься каким-нибудь другим проектом.

А как вообще работает галерея с точки зрения бизнес-модели?

— Именно у нас много направлений деятельности. Два магазина при галерее — это, грубо говоря, два отдельных предприятия. У нас есть сувенирная лавка и шоурум, они работают по своим законам. Эти два направления — коммерческие. При этом есть выставки — и тут, если не привлекать деньги партнеров и спонсоров, то дай бог, чтобы проекты хотя бы окупились.

Шоурум при галерее

Шоурум при галерее

Шоурум при галерее

— Плюс у нас еще есть много дополнительных плюс-минус коммерческих направлений, среди них — экскурсионные услуги, организация корпоративных мероприятий. В принципе вся бизнес-модель галереи сводится к тому, что коммерческие направления поддерживают некоммерческие.

Я смотрю на галерею как на проект в целом, все направления связаны между собой. Например, само существование сувенирного магазина в отрыве от работы галереи дало бы совсем другую статистику

Немного цифр:

  • Свыше 600 работ представлено в шоуруме;
  • Более 100 000 $ стоила самая дорогая проданная картина;
  • 2 500 квадратных метров займет галерея после ремонта. Из них 1 400 — выставочные площади, а 1 100 — шоурум, сувенирные магазины, кафе и ресторан;
  • 6 600 рублей — цена самой недорогой работы в шоуруме;
  • 20 человек работают в галерее. Но скоро число сотрудников увеличится до 25-30;
  • От 6 до 14 часов составлял рабочий день директора галереи на прошлой неделе.

А мерч гелери: насколько активно посетители его покупают?

— Сейчас мы работаем с этим направлением, готовим большой проект по производству и продаже мерча. Та брендированная продукция, которую мы делали раньше в небольших объемах, безусловно, пользовалась спросом и была успешна. Однако все думают, что создать мерч — это придумать классную картинку и «налепить» ее на что-нибудь. На самом же деле ларчик не так просто открывается.

PR-сопровождение частной галереи: как вы работаете с этим направлением?

— Мы вкладываем силы в ведение соцсетей, генерируем партнерские истории с разными изданиями, работаем с радио, телевидением, журналами — стараемся охватить все доступные нам инструменты. Есть одно правило — мы работаем без бюджета на рекламу.

Почему?

— Это наша принципиальная позиция. Мы считаем, что у нас получился интересный городской проект, мы создаем интересный контент для любого СМИ. У нашей пресс-службы очень сложная задача — продвигаться без бюджета, кроме того, что заложен на таргетинг во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Значит, все-таки какая-то реклама существует?

— Да, но это настолько смешные траты по сравнению с другими организациями... Эти деньги — наш максимум, который мы можем себе позволить тратить на продвижение. Первое время нам приходилось объяснять, что мы некоммерческий проект в сфере искусства и культуры.

А кому приходилось объяснять? Приходили к СМИ и говорили: «Дайте денег»?

— Нет, бывало, что мы отправляли релиз в какое-нибудь СМИ, и его не публиковали. Тогда мы спрашивали, что не так, и нам объясняли, что надо, конечно же, заплатить. Мы отвечали: «Ну как же так?». В общем, такие диалоги на ранних этапах случались, но сейчас их уже не происходит, медиа привыкли и бесплатно ставят новости о галерее.

А как готовятся выставки?

Все наши выставки мы стараемся планировать как минимум за год до проведения. У галереи есть куратор, который отвечает за формирование выставочного плана — он готовит целую подборку проектов на будущий сезон, представляет ее команде на обсуждение. Затем проходит мозговой штурм, во время которого мы решаем, что было бы интереснее и актуальнее показать в тот или иной период. После этого беседуем с авторами, выходим с ними на конкретные договоренности: начинается работа над созданием самой выставки.

— Непосвященному человеку может показаться, что это какой-то очень простой процесс, но на самом деле нет. Тут мы говорим прежде всего о концепции, объеме работ, формировании дизайн-плана, смысловых вещах. Может быть, при возможности мы также дополним выставку видео-артом или саунд-артом. Мы делаем всё возможное, чтобы люди не просто пробежались по галерее, поверхностно разглядывая произведения, а стараемся как-то наталкивать посетителей на размышления, некую рефлексию.

Фото: vk.com/vbgallery

Фото: vk.com/vbgallery

Фото: vk.com/vbgallery

Фото: vk.com/vbgallery

Фото: vk.com/vbgallery

Фото: vk.com/vbgallery

— И здесь тоже требуется большая эмоциональная работа с обеих сторон, чтобы человек воспринял то новое и незнакомое, что он увидел в нашей галерее. Работы могут пугать людей, и это может их останавливать от посещения выставок, потому что пойти и вдумчиво изучить работы художников — это действительно труд. И мы стараемся делать всё возможное, чтобы у людей не было этих психологических барьеров.

Что может пойти не так во время организации выставки?

Всё! Расскажу о паре наших кейсов. Например, мы целый год готовили план выставочных проектов, как началась пандемия, и все события враз отменились. Или: мы планировали привезти картины из Якутска по реке Лена, по которой обычно в мае пускают пароходство, но в тот прекрасный год было очень холодно, и его пустили только в июне — проект, как вы понимаете, задержался.

Автор фото: Кирилл Конин, выставка «Селедка под шубой»

Автор фото: Кирилл Конин, выставка «Селедка под шубой»

Автор фото: Кирилл Конин, выставка «Селедка под шубой»

Автор фото: Кирилл Конин, выставка «Селедка под шубой»

Автор фото: Кирилл Конин, выставка «Селедка под шубой»

Автор фото: Кирилл Конин, выставка «Селедка под шубой»

— Чаще всего самая главная причина сбоев в организации выставки — это сложная логистика. Есть компании, которые занимаются перевозкой предметов искусства, но в Иркутске это еще сложная и неизведанная история. Также на задержки и отмены событий сильно влияют события мирового масштаба — да и любые внешние факторы.

Случается, что подготовка идет абсолютно без проблем?

— Всё-таки любой творческий продукт имеет много неопределенных вводных, которые влияют на результат. Я таких проектов, где все прошло как по маслу, вспомнить не могу. Хотя есть один проект, где все шло даже совсем без плана, но результат был просто великолепный. Речь про выставку авторских кукол семьи Даши Намдакова.

Просто Даши пригласил нас в свою семейную мастерскую, ничего заранее не объяснив. В итоге мы провели почти целый день вместе с ним и его семьей, увидели и узнали, как создаются куклы. Не было никаких сомнений, что эти работы мы должны показать в галерее. Так появилась выставка «Ульгер», которая стала настоящей сказкой для детей и взрослых.

— Между первой встречей с семьей Даши и премьерой выставки прошло около трех месяцев — для проекта такого уровня это просто смешные сроки. И это был один из самых успешных наших проектов. После нашей выставки куклы побывали в разных музеях России и в других странах. Например, некоторые из них отправились в тур по городам Китая.

Скульптуры Даши Намдакова в галерее Бронштейна

Скульптуры Даши Намдакова в галерее Бронштейна

Скульптуры Даши Намдакова в галерее Бронштейна

Каким должен быть сам художник, чтобы его работы оказались в галерее?

— Нет такого критерия для попадания к нам: чтобы автор, например, обязательно был членом Союза художников — мы вне этих рамок работаем. Но нужно, чтобы он являлся профессионалом, даже если у него нет специального образования. Основной критерий в выборе работ — цельность. Часто вижу художников, у которых много произведений, но у них нет концепции, они не объединены общей идеей.

Фото: Кирилл Конин, выставка Зорикто Доржиева «Лесостепь»

— Когда-то я думала, что именно авторы будут к нам приходить с желанием вместе поработать, а мы будем сидеть и думать, с кем бы хотели посотрудничать. Но практика показывает, что так, как в наших ожиданиях, происходит крайне редко, и чаще галерея становится инициатором совместных проектов. Иногда авторы сами предлагают создать проект, но это буквально 1 из 20 случаев.

Фото: Кирилл Конин, выставка Зорикто Доржиева «Лесостепь»

— Художников нигде не учат работать над выставочными проектами, с кураторскими практиками. Конечно, в Москве и Питере этому можно научиться, но из российских городов — всё-таки только в обеих столицах, а не в Иркутске, например. Очень многие талантливые авторы не думают об этом. Люди любят свою профессию, иногда они делают невероятные вещи — и им даже в голову не приходит их выставлять. Но это нормально абсолютно.

В Иркутске много крутых цифровых художников, не хотите ли создать с ними проект в метавселенной?

— Это классная идея, может, мы так и сделаем! Работать с цифровыми художниками над выставками мы начали достаточно давно. Я думаю, что к подобному формату мы придем рано или поздно, но хотелось бы делать только очень качественные вещи, а все, что касается диджитал-технологий — достаточно дорого.

Мы сперва посчитаем экономику, подумаем, как будем жить с этой диджитал-темой на протяжении ближайших хотя бы трех лет. Если у нас будет готов план развития на три года, то имеет смысл говорить о таком формате.

Чем вы больше всего гордитесь? И какой станет галерея Виктора Бронштейна после ремонта?

— В нынешнем масштабном формате мы работаем уже восемь лет — мне кажется, это солидный срок. Но и раньше галерея тоже была, можно было прийти и посмотреть на картины, про это не стоит забывать.

Фото: vk.com/vbgallery

— Из-за ремонта мы закроемся на полтора месяца — с 10 мая до конца июня. В результате галерея целиком расположится сразу на трех этажах и откроется цельным проектом. Но не буду раскрывать всех деталей — скажу только, что каждый из них будет символизировать какую-то часть мира, и выставки станут продолжением общей истории.

— А кафе мы хотели сделать очень давно. Да, есть ресторан и он останется, но пойти и непринужденно выпить кофе — другая история.

Фото: vk.com/vbgallery

Я думаю, мы можем гордиться нашим опытом

— Мы многое делали и делаем впервые или первыми. И это не только про азарт и смелость, это про уверенность в своих знаниях, компетенциях, опять же в опыте. Это не значит, что мы не ошибаемся — ещё как ошибаемся! Но мы действительно умеем учиться на собственных ошибках, приходить к нужным выводам, и впоследствии делать лучше, профессиональнее, качественнее — я думаю, этим стоит гордиться.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.