Статья
Москва
19 сентября 2023 г
  • Статья

Как креативное пространство может приносить до миллиона рублей в месяц?

Поговорили с  директором по региональному развитию группы компаний «Флакон» и создателем красноярской «Каменки» Михаилом Егошиным

Официальная должность Михаила Егошина — директор по региональному развитию группы компаний «Флакон». Компания занимается девелопментом и тем, что принято называть «креативными индустриями».

С девелопментом все понятно. «Флакон» профессионально работает с недвижимостью самого разного калибра. От относительно небольших помещений в 300 - 400 квадратных метров до целых кварталов площадью 50 000 — 150 000 квадратных метров, а также парками. Например, на прошлой неделе стало известно, что концепция, сделанная «Флаконом» для одного из городов Калининградской области, привлекла 290 000 000 рублей федеральных и региональных бюджетных средств.

С креативными индустриями сложнее. Сам Михаил объясняет эту деятельность как работу на стыке бизнеса и творчества.

Компания постоянно работает с разными творческими комьюнити по всей стране: дизайнерами, художниками, музыкантами, представителями IT- и диджитал-сферы.

Мы работаем по всей стране. От Калининграда, где я сейчас нахожусь в рабочей поездке, до Владивостока и Южно-Сахалинска, где у нас есть прекраснейший проект, где мы перепроектируем старые японские архитектурные памятники. Есть проект в Норильске, где мы создаем общественное пространство «Башня» в сталинском здании на Октябрьской площади. Сейчас там стройка, открытие планируем осенью.

Работает «Флакон» и в совсем небольших городах. Так, сейчас компания создает креативное пространство в городе Гусев с населением в 30 тысяч человек.

Представьте город размером с Мариинск Кемеровской области, где есть пространство, которое зарабатывает столько же, сколько креативное пространство в Москве.

Фото: дизайн резиденция Gumbinnen

На чем же зарабатывают креативные пространства?

По словам Михаила, у каждого пространства свои методы получения дохода.

Например, «Флакон 11-70» на «Роза хутор» в Сочи — это и коворкинг, и событийная площадка, и место для IT-резидентов. В каждом городе зарабатываем на разных вещах: аренда, размещение рабочих мест в коворкингах, на шоурумах, общепите, много на чем.

Михаил говорит, что обычно креативное пространство приносит от 300 000 до 1 000 000 рублей в месяц. Выручка зависит от содержания.

Кроме того, у «Флакона» есть еще один источник заработка — это коллаборации

Например, у нас был проект с компанией «Мегафон», в ходе которого мы сделали в Сочи коворкинг с самым скоростным высокогорным интернетом. Или коллаборация с «Яндексом», когда в том же Сочи при температуре +35 градусов появился высокогорный каток. Это была история, что, находясь в инфраструктуре «Яндекса», вы можете передвигаться на такси, на каршеринге, на самокате и на коньках.

— Еще был проект с производителем уличной одежды Puma. Мы сделали площадку с кольцом для стритбола на дизайн-заводе «Флакон». Puma — уличная марка дизайн-завода — уличное пространство, и наконец, уличные художники, которые оформили эту площадку граффити — это уличное искусство.

Вообще, Михаил советует тем, кто занимается любыми формами креатива, всегда стараться привлекать к своим акциям партнеров.

Мой большой совет — никогда не ешьте в одиночку. Никогда не делайте одни событие или площадку, всегда думайте, кого можно к этому привлечь

До того, как стать сотрудником «Флакона», Егошин три года занимался красноярским проектом «Каменка». Говорит, что предложение им заняться поступило от красноярских ребят, когда он приезжал в родной город из Петербурга с лекцией.

Михаил говорит, что для тех времен идея была весьма смелой. Креативные пространства тогда существовали только в Москве. Был «Флакон», был «Винзавод», только строились питерские «Этажи». И вот красноярская «Каменка».

У меня была замечательная команда: Аня Иванова, Руслан Токмаков, Алина Токмакова. Тогда мы были молодыми и мало чего боялись. Нам было интересно сделать какую-нибудь крутую историю. Наш бюджет на старте был около 15 000 рублей — часть моей зарплаты, которую мы тратили на события.

Вскоре ребята решили, что им необходима команда единомышленников.

Так появились резиденты «Каменки» — 5 креативных проектов, которые с разным успехом работают до сих пор

Это, например, агентство SmartHeart, которые давно работают в Москве и занимаются большими проектами, например, сделали полный ребрендинг сети «Шоколадница».

Егошин рассказывает, что вместе с командой старался привносить в Красноярск все самые актуальные тренды. Например, стоило в Финляндии пройти акции «Рестодей», как через две недели такая же прошла в Красноярске.

Фото: vk.com/restoranday

Фото: vk.com/restoranday

Фото: vk.com/restoranday

Через три года работы на «Каменке» Егошин переехал в Петербург, а оттуда его пригласили во «Флакон». Так началось его сотрудничество с компанией, в которой Михаил работает уже 7 лет.

Сегодня «Каменка» и по духу, и по наполнению стала другой. Какие-то вещи удалось сохранить, но сегодня это больше государственный проект, а тогда это была чистая самодеятельность в хорошем смысле этого слова.

Есть ли сегодня в Сибири что-то, заслуживающее внимание тех, кто занимается креативными индустриями? Михаил считает, что на 100% да. В первую очередь это касается локальных марок.

Нам дико нравится, что сейчас происходит на рынке локальных марок. Это уже не самодеятельность. Это уже индустрия. Мы тут всячески помогаем, например, помогли сделать шоурум сибирских брендов в Москве на дизайн-заводе «Флакон». Потому что, мне кажется, дистрибуция — это самое важное, что может быть, с точки зрения производителей.

Из брендов Егошин отмечает бетонные украшения Кристины Эмейр (BETON und GLAS), «Таёжную мануфактуру» и их блокноты. Особенно серию «Затеси», сделанную в честь Виктора Астафьева.

Фото: taigamanufactory.ru/zatesi-series

Фото: taigamanufactory.ru/zatesi-series

Фото: taigamanufactory.ru/zatesi-series

Кроме того, по мнению Михаила, в Сибири есть мощные архитектурные команды, например, переехавшее из Красноярска в Москву бюро «Партисипация» — одни из ведущих экспертов России по обустройству городской среды.

Михаил считает, что у креативных индустрий большое будущее. Доказательство тому — история «Флакона», который в последние годы из российской компании сумел превратиться в международную.

— Мы сейчас активно строимся на Бали, проектируем объекты в Казахстане: в Актобе, Астане. В Алма-Аты создали прекрасное креативное пространство, которое называется «Депо». Работаем в Минске, есть перспективы работы в Нидерландах и Бельгии. Так что креативные индустрии развиваются весьма успешно.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.