Статья
Иркутск
22 июня 2023 г
  • Статья

Феномен Olafa: как стеклянные «цацки» с Байкала добрались до Сколково и Антарктиды

История хендмейд-бренда из Иркутска

История бренда Olafa — случай, когда провинциальный хендмейд вырос до масштабов страны. Семь лет назад это был бизнес «на коленке»: Елена Иванова выплавляла стеклянные бусины в подвале своего дома и продавала их на ярмарках. Сегодня эти украшения покупают знаменитости, носят на семи континентах мира (включая Антарктиду) и презентуют в Сколково.

Эта история успеха началась с обычного декрета. Десять лет назад иркутянка Елена Иванова — химик по образованию, сотрудница Института химии СО РАН — родила дочь, села дома и вместо реактивов начала экспериментировать с материалами для рукоделия. Букеты из конфет, мокрое валяние, вязаные игрушки, эпоксидная смола — в общем, перебрала многое, пока однажды не попала на мастер-класс по лэмпворку и не влюбилась в стекло.

Рынок «сбыта» украшений в то время был один — туристические ярмарки

Елена арендовала место на фестивале «Иркутский Арбат», ездила со своими изделиями в музей Тальцы на Байкале, а перед Новым годом выкупала квадратный метр в торговом центре.

Помню, как во время одной из таких новогодних ярмарок я каждые два часа бегала в машину кормить сына (ему было два месяца), а мой муж Роман в это время сторожил украшения на ярмарке.

Кстати, бренд Olafa изначально возник как семейная мастерская: Елена выплавляла бусины из муранского стекла, а Роман отливал для них латунную фурнитуру. Делали серьги, кольца, кулоны в фирменной манере: стекло, похожее на космос, в колоритной оправе из состаренной латуни. Мастерскую они оборудовали в цокольном этаже своего частного дома в Иркутске.

У нас немного «наркотические» украшения: те, кто их покупает, потом не могут остановиться. Вообще Olafa в переводе со старославянского — это «подарок, награда». Мы говорим, что в каждое украшение мы вкладываем частичку свой души и энергетику Байкала. Хоть мы и скептики, долю магии я не исключаю.

Со временем в команде появились новые люди: Дарья, которая отвечала за прием заказов и рассылку украшений, и Ольга — мастер по стеклу.

— Переломным моментом стал 2018 год, когда нужно было решить: либо я сама плавлю стекло, езжу по городам и обучаю других, либо становлюсь предпринимателем и собираю вокруг себя команду мастеров. Я выбрала второе, — рассказывает Елена Иванова.

Во время пандемии, когда многие маленькие бизнесы «схлопнулись» в одночасье, украшения Olafa, напротив, выстрелили. Женщины всего мира, вынужденные работать из дома, быстро смекнули: для зума и скайпа нет смысла покупать новую одежду — зато можно менять украшения. Уже тогда бренд Olafa работал исключительно в онлайне, львиная доля посылок отправлялась в западную часть России, страны Европы и даже Америку.

В какой-то момент мы поняли, что наши украшения носят на шести континентах и возникла шальная мысль: «Вот бы еще захватить Антарктиду»

— Тогда это казалось фантастикой, я даже не нашла там никаких почтовых пунктов. Зато нашла полярника среди знакомых. Сначала он отказался наотрез, мол, женщин в экспедиции нет, серьги нам не нужны... Тогда я предложила изготовить для него авторский ремень с латунной вставкой и изображением Антарктиды. Он согласился.

В ноябре 2021 года полярник улетел в экспедицию, и связь пропала... Через четыре месяца прислал фотку — наш ремень Olafa на южном полюсе!

В 2023 году иркутский бренд Olafa стал резидентом Инновационного центра «Сколково». Вот только для этого потребовалось не просто создать украшения из стекла – потребовалось создать новый материал. Так у знаменитого муранского стекла из Италии появился конкурент в Сибири. 

В одном из музеев Иркутской области я увидела камень карборунд, который очень красиво переливался и на 99% состоял из углерода. Я подумала: «Вот же он! Элемент, который мы сможем внедрить в стекло и получить собственный материал». Благодаря этой инновационной истории мы и попали в «Сколково».

Правда, в 2022 году на региональном стартап-туре эксперты «Сколково» разнесли идею нового каменного стекла в пух и прах. В 2023 году Елена вернулась во всеоружии: она привезла готовые украшения из углеродного стекла (на их разработку ушло девять месяцев) — на этот раз вышло убедительно. Проект углеродного стекла дошел до финала Startup Village в Москве и занял третье место в конкурсе CreativeTECH среди 69 проектов страны.

— Сейчас существует стойкая ассоциация: «Италия — остров Мурано — муранское стекло». А мы создаем новую связку: «Россия — Байкал — каменное стекло». Я верю, что на Байкале можно вырастить бренд, который бы стал узнаваемым во всем мире.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.