Кейс
Томск
5 мая 2023 г
  • Статья

Десять вопросов создателю «Постер.Гида»

Как признаться Томску в любви с помощью медиа, а также создать идеальный гид по городу

На днях томскому проекту «Постер» исполнилось четыре года. В эту честь они устроили. Нет, не вечеринку — нетворкинг-перекличку. Хотя в истории журнала были и вечеринки, и открытые планерки с закусками для гостей, и конкурсы с попытками шантажа и подкупа. Но в первую очередь «Постер» остается онлайн-площадкой: общения, анонсов и бесконечной любви к своему городу. На вопросы сайта «Сибирь работает» отвечает руководитель проекта Максим Ваганов.

Расскажите историю «Постера» в одном абзаце

Медиапроектов про любовь к городу было крайне мало, и большинство из них крутились вокруг устоявшихся «символов» типа деревянного зодчества, науки, Сибири. Изначально наш проект мы задумывали как журнал в запрещенной ныне соцсети, в котором найдутся темы для молодежи: интервью с молодыми предпринимателями, рассказы о новых инициативах и креативных проектах. Но стержнем издания стала афиша, чтобы доказать (и себе в том числе) — в Томске есть чем заняться.

Я разослал сообщения в духе: «А вам не хочется сделать небольшое издание про нас и для нас, молодых?» по учебным и проектным чатам. И вот собралась команда, вся из студентов факультета журналистики. Начинали как журнал, в 2021 году запустили сервис «Постер.Гид», в 2022 году стали вести телеграм-канал.

Фото: postertomsk.ru/team 

Философия проекта — в любви к Томску. И какой же у команды язык любви к собственному городу?

— Томск — действительно уникальный город. Мне иногда кажется, что здесь больше приезжих, чем коренных жителей. Но мы не делим читателей на своих и чужих. Мы пишем для всех: кто родился и вырос в Томске, приехал учиться в университет, заехал на выходные. Или совершил авантюру и переехал жить в Сибирь, чтобы работать.

Мы верим: если говорить о хорошем, показывая местные проекты и инициативы, то больше людей станут немного смелее, запустят что-то новое и крутое

— Мы принимаем Томск со всеми его минусами, но не акцентируем на них внимание, а показываем, как с ними можно жить — или улучшить ситуацию. Если бы нужно было выразить наш «язык любви» в двух словах, наверное, этими словами были бы «визуал и доступность».

Пройдемся по вашим форматам: журнал «Постер», сайт «Постер.Гид», телеграм-канал «Постер|Томск». Они дублируют друг друга?

Нет, это немного разные медиа.

  • Журнал в запрещенной соцсети — это то, с чего все началось, там мы размещаем больше интервью, историй и разборов.
  • Сайт для томичей запустили в 2021 году, чтобы читателям было удобнее ориентироваться в наших материалах, а нам — постоянно их обновлять. «Постер.Гид» — это дополнение к журналу с поиском, рубрикатором и ссылками. На сайте — самые важные подборки, которые помогают комфорту горожан (но не все материалы туда дублируются). Обновляем его раз в полгода, так мы поддерживаем актуальные сведения о томских местах и проектах.
  • В декабре 2022 года на базе сайта мы запустили туристический гид «Что делать в Томске». Тогда же начали вести телеграм-канал, где кроме актуальных подборок у нас выходят культурные и фуд-новости Томска.

Это забавно, потому что изначально мы отрицали новости как формат для нашего издания, не хотели заходить на этот рынок. Но с запуском телеграм-канала поняли, что они необходимы: аудитория просит, да и мы получаем много инсайдов про новые места, проекты и мероприятия. Поэтому в Телеграме сосредоточились на этом формате. Вот такими непостоянными мы оказались.

В чем секрет идеального гида по Томску для туристов?

— Мы написали много гидов по Томску для разных изданий, но до своего руки не доходили долгое время. В 2022 году решили исправить ситуацию и собрали гид «Что делать в Томске» для туристов.

Топ-5 самых лучших авторских маршрутов по городу по версии команды «Постера»?

Не отвечу за всю редакцию (она у нас большая). Мои фавориты:

«Постер» — это хипстерская история, или старшее поколение может найти на сайте или в ТГ что-то интересное для себя?

— Когда создавали «Постер», мы в первую очередь ориентировались на очень юных людей. Но мы повзрослели вместе с нашими героями и аудиторией, так что сейчас сильно на возрасте внимание не акцентируем. Как мы видим по внутренней статистике, у нас есть читатели и 40–60 лет. Честно, не могу точно сказать, чем мы их цепляем. Возможно, мы для них такой же островок уюта и позитива, как и для более молодых людей.

Немного цифр:

  • Порядка 4000 посетителей в месяц у сайта «Постер.Гид» в месяц. «Важный дисклеймер: сайт — это сервис, который поддерживает журнал, мы специально его не развиваем и не продвигаем», — отмечает Максим Ваганов.

  • 13 000 читателей (так ребята называют подписчиков) суммарно сейчас существует у проекта;

  • 15 человек трудятся в команде некоммерческого проекта — каждый работает над «Постером» в свободное время;

  • 4 уникальных события организовано командой проекта: «первую вечеринку в баре сделали спустя месяц запуска. Потом была открытая планерка, где члены команды стояли за баром, готовили закуски и общались с читателями, «разгоняя» темы».

Сотрудничаете ли с местным бизнесом? Какими коллаборациями гордитесь?

— Мы редко делаем рекламу, а если и делаем, то стараемся выпускать полезные или интересные материалы. Из такого могу отметить душевные интервью про местный бизнес. Например, шортрид «Мы узнали, что у перцев есть вкус», где владельцы бара латиноамериканской кухни рассказывают о своем пути.

Или еще один пример — статья «Проминаем так, чтобы было кайфово» про создателей массажного салона с этичными идеями.

— Я не стал бы называть это рекламой, мы бы и так пришли к этим людям (или уже приходили), чтобы узнать, как все устроено. Просто они решили поддержать нас деньгами, за что им огромное спасибо.

Нашим главным успехом и самой лучшей коллаборацией стал проект «Место женщины в науке». Вместе с томским Science Slam мы выиграли грант, выпустили серию интервью с девушками-учеными и организовали научный баттл. Вот один из этих материалов.

Перед Новым годом мы традиционно выпускаем серию тематических материалов. Уже несколько лет делаем материал со стартер-паками подарков для разных типов друзей.

— В этом году местный бизнес согласился дать нашим читателям промокоды — никакой конкуренции, всё в любви и гармонии. Мы вообще любим, когда нашим читателям предлагают какие-то специальные условия. Мы помогаем бизнесу привлечь новых людей, наши читатели получают выгоду, а мы накапливаем добавочную ценность нашему медиапроекту.

Донат-модель Постер.Гида: сработало ли это решение монетизации?

— Мы сильно верили в донат-модель, но она не принесла результатов. Это разовые пожертвования, в среднем по 150-500 рублей раз в несколько месяцев. Однажды мы в благодарность за донат добавляли людей в «Круг близких» в инстаграме (Организация запрещенная на территории РФ), раз в неделю для донатеров выходили секретные сторис, которые видят только они. Там были письма от нашего друга-психолога о том, как поддерживать себя, общаться с другими, в целом разбирались важные темы о любви к себе и другим. Но тоже не выстрелило.

Вы участвуете в конкурсах и проводите свои. Какие бонусы приносит такая активность?

— Как ни странно, нас стали чаще копировать. Настоящий бум случился, когда мы начали выигрывать первые российские и международные премии (на конкурсе медиадизайна The Best of Digital Design мы взяли бронзу, обойдя The Washington Post и The Pudding, серебро и золото в том году не дали никому). Тогда клоны стали появляться буквально по всей стране.

Когда я говорю «клон», то имею в виду, что ребята не просто взяли наш формат (этим сейчас никого не удивишь), но скопировали даже темы, шрифты, макеты, цвета, а приветственный текст забрали полностью! Сначала мы злились, а потом расслабились, осознали, как это круто.

— В конце года, кстати, мы объявляем онлайн-премию «Серебряный скотч» — это попытка понять, как жили, что любили и куда ходили томичи в уходящем году. Наши читатели предлагают номинантов, а затем голосуют. В 2022 году премия прошла уже в четвертый раз. Во время премии мы переживаем спам-атаки, гневные комментарии, накрутки голосов и даже предложение «купить» победу. Когда задумывали «Серебряный скотч», мы даже не думали, что к премии будут подходить так серьезно. Название-то какое — «Серебряный скотч».

А тебя хоть раз узнавали на улице?

— Однажды в местной кофейне мне на стаканчике написали «Главред Poster Tomsk». Только я не главный редактор. И в Тиндере однажды прислали забавное: «Читаешь «Постер»? Там как раз подборка вышла». Я растерялся и ответил в духе «Да, видел».

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.