Моя профессия — хоумстейджер. Наталия Голубицкая о поиске проектов и заработке в новой для Сибири нише
Приживается ли хоумстейджинг как сфера с реальными деньгами и перспективами в городах Сибири?
Photo by Katja Rooke on Unsplash
Хоумстейджер — это специалист, который пересматривает интерьерную концепцию объекта недвижимости для его выгодной и быстрой продажи/аренды. Важно: за небольшой бюджет нужно создать в квартире ту самую атмосферу, которая зайдет определенной целевой аудитории. Наталия Голубицкая, преподаватель курса по хоумстейджингу в Сибирской школе дизайна — о нюансах и подводных камнях трендовой профессии.

С английского «хоумстейджинг» переводится дословно как «дом на сцене», либо — в нашей традиции — «инсценировка дома». Хоумстейджеру необходимо не только создать красивую картинку в квартире, но и сделать так, чтобы жилье быстрее продалось либо сдалось в аренду. Здесь мы используем маркетинговые инструменты — анализируем рынок недвижимости, потенциальных клиентов, работаем с конкурентами... В отличие от дизайнера интерьера, мы не разрабатываем дизайн-проект, а некоторые ремонтные работы отдаем на аутсорс другим специалистам.
— Само движение зародилось в Америке еще 50 лет назад. В 1970 годы США захлестнула волна инфляции, поэтому американцы стали меньше покупать и арендовать жилье. Бывший театральный декоратор Барб Шварц тогда работала риэлтором: она подумала, почему бы не сделать из квартиры своего рода сцену — с хорошим освещением, подходящим интерьером, нужной фокусной точкой? Так она и поступила: сделала небольшой ремонт, отдекорировала локации, после чего заметила — так жилье продается в разы быстрее.
— Я же узнала об этом движении в 2019 году и начала учиться на разных курсах: по профессии я — декоратор, так что ниша мне отзывалась. Задавалась вопросом — чем декорирование отличается от стейджинга? Выяснилось, что во главе угла здесь именно целевая аудитория, претендующая на жилье: когда мы берем в работу тот или иной проект, то начинаем анализировать, какую квартиру хотят будущие жильцы, кто они? Молодая или пожилая пара, семья с детьми, либо человек, который будет жить один? Смотрим на локацию — где находится недвижимость — в спальном или деловом районе? Кто здесь будет жить? Сколько комнат в квартире?
А в регионах с этим сложнее: я, например, постоянно мониторю те же Авито и Циан, и вижу, с какими предложениями выступают собственники и рантье. «Бабушкин» ремонт с цветастыми обоями, мебель с приветом из СССР, обилие личных вещей, снимков, картин, и все это запечатлено на фотографиях плохого качества... При том что у молодых людей, например, самый частный запрос — это чистая, светлая и современная квартира для жизни, они готовы платить за нее деньги. А те, кто хотят купить недвижимость на вторичном рынке, желают переехать как можно скорее, не тратя огромные суммы и кучу времени на ремонт.
— Так, если посчитать стоимость ипотеки на вторичное жилье, а затем — траты на ремонт, в итоге получится довольно кругленькая сумма. Квартиру, куда сразу можно въехать без сумасшедших вложений, точно заметят: с учетом услуг хоумстейджера она обойдется чуть дороже, но платить человек будет в счет ипотеки, и не придется брать потребительский кредит на ремонт с огромными процентами. Это оптимальный вариант для всех: и для продавцов, и для покупателей, и для рантье, и для тех, кто снимает жилье.
Что делает хоумстейджер?
- Производит оценку жилья, фотографирует его для сравнения «до» и «после»;
- Разрабатывает концепцию нового интерьера с учетом нужд конкретной ЦА;
- Подбирает необходимый декор и составляет смету;
- Расхламляет пространство, подключая услуги специалистов по ремонту и клинингу;
- Оформляет пространство согласно задумке;
- Делает на месте итоговые продающие фотографии.
— Когда человек едет в путешествие, он ищет апартаменты — заходит на букинг, листает варианты, подбирает подходящий по принципу «зацепило или не зацепило». Секрет не только в интерьере, но и в фотосъемке — нужно сделать продающие снимки, передающие атмосферу места, чтобы туда захотелось заехать. Что мешает подготовить собственную квартиру к сдаче или продаже с таким же подходом? Чтобы покупатель посмотрел на снимки и понял, что хочет здесь жить. Потому что уютно, светло, атмосферно.
В идеале хоумстейджеры сотрудничают с агентствами недвижимости и риелторами, образуя связку: так квартиры действительно продаются и сдаются быстрее. Но в Красноярске, например, с коммуникацией в нише туго: даже когда приходишь в конкретное агентство и презентуешь себя, с тобой хотят работать, но конкретных предложений не поступает. Нужно понимать, что мы на старте — несколько лет нужно, чтобы сибиряки привыкли к тому, что мы нужные на рынке специалисты, и нам придется это доказать с помощью конкретных кейсов, быть пробивными и настойчивыми. Я верю, что и у нас это направление откликнется столь же мощно, как и в обеих столицах. Замечаю, что о хоумстейджинге говорят все чаще и чаще.
Профессия в цифрах:
- В среднем 2 % от стоимости квартиры уходит на хоумстейджинг — например, с ценником в 5 000 000 за жилье нужно уложиться в ремонт и декорирование за 100 000 рублей;
- От 500 рублей за квадратный метр берут хоумстейджеры за работу с объектами под сдачу в аренду;
- Средняя стоимость консультации хоумстейджера — от 1 500 до 5 000 рублей, в Красноярске часто встречается ценник в 2 000 рублей;
- 3 года нужно нише хоумстейджинга для расцвета в Сибири, считает Наталия Голубицкая.
- 5 трехчасовых занятий-погружений в основу профессии предлагает будущим ученикам Сибирская школа дизайна.
«Сейчас я понимаю, что рынок нужно менять. Квадратный метр уже давно никто не покупает — люди приобретают жилье для жизни, и уже на этапе просмотра фотографий они представляют себе собственные сценарии. Мы же как спецы нужны для того, чтобы с минимальными вложениями превратить безликий объект в привлекательное для людей пространство».
Фото предоставлены Наталией Голубицкой