20 вопросов коммерческому археологу
Поговорили про раскопки, артефакты и о том, что делать, если, роя котлован, вы нашли стоянку древних людей
Изображение сгенерировано в Midjourney
Зачем археологам платят деньги за раскопки? Задали этот и другие вопросы директору научно-производственного объединения «Археологическое проектирование и изыскание» и специалисту с 15-летним стажем Полине Ишутиной.
Чем коммерческая археология отличается от обычной?
У нас есть и вторая важная задача — обеспечить сохранность этих ценных объектов
Например, строители хотят вырыть котлован, чтобы построить поликлинику или школу. Но в этом месте нашли объекты культурного наследия. Если вырыть там большую яму, то ценного фрагмента уже не будет. Цель — как можно меньше раскопать объект. Мы вычисляем, какие работы могут его повредить, и определяем оптимальные варианты для его сохранения. При этом всегда сохраняется цель минимизировать раскопки.
К сожалению, в результате археологических раскопок объект, по сути, уничтожается. Да, благодаря раскопкам мы сохраняем максимум объективной информации об объекте, но физически часть памятника перестает существовать. Именно поэтому предпочтительна физическая сохранность объекта.
Кто нанимает на работу?
Экспертизу земельных участков заказывают все. Это может быть любой застройщик, юридическое и физическое лицо. Например, это делает городское или краевое управление капитального строительства перед тем, как начать строить школы, садики, больницы, дороги. То же самое касается линий электропередач. Для начала нужно узнать, есть ли в земле памятники, а уже после устанавливать вышки.
Но мы ведем не только работы по заявкам, и не только на участках под строительными объектами, но и в научных целях.
Где работают?
Мы работаем на территории всего Красноярского края, от самого юга до Карского моря. Изыскания проходят в самых разных местах, но чаще всего в городе. Тогда люди утром выезжают на объект, а вечером едут обратно. Бывают командировки в другие города, когда живут в гостиницах. Если это закрытый объект, например, месторождение, то археологов размещают в рабочих городках, в жилых вагончиках.
Случается ли работать в диких местах?
Сколько археологов обследуют один участок и как долго?
Все зависит от площади участка. Например, больницы и школы занимают площадь до гектара, туда отправляют двух-трех специалистов. А бывают, хотя и очень редко, участки на несколько тысяч гектар. Там нужна целая команда из 15-20 человек — руководитель, специалисты, геодезисты, рабочие. Такие работы длятся по одному-два месяца.
Как понять, где копать?
Процесс начинается не в поле. Как только поступает заявка, начинаем работать в офисе: смотрим расположение участка, выносим координаты, сопоставляем с архивными данными, отчетами, полевыми дневниками, где сказано, какие объекты археологического наследия уже находили.
Поднимаем все возможные источники, чтобы найти памятники поблизости. Изучаем данные прошлых таких же экспертиз, вдруг на этом месте уже работали археологи. Изучаем открытые данные по геоморфологии.
Когда археолог выезжает на место, у него уже есть база. Он знает, как много нужно заложить археологических штыков — это небольшие раскрытия метр на метр, 2×2, чтобы понять, что есть на этой территории.
Как работают в поле?
Сначала нужно осмотреть обочины дороги, осыпи деревьев и те места, где есть открытый грунт. Потом все нужно сфотографировать общим и крупным планом, подготовить описание участка. Затем копаем шурфы и послойно их изучаем.
Что делать, если нашли памятник?
Если фиксируем древние предметы, которые говорят о наличии памятника, тогда задачи меняются. Нужно понять, что это за объект, в каких границах находится, на какой глубине, чтобы в будущем сохранить. Все объекты послойно снимаем, фотографируем и фиксируем все наблюдения в полевом дневнике.
Потом человек приезжает в офис и составляет экспертизу земельного участка. В случае выявления памятника — учетную карту объекта культурного наследия. Обязательно ставит в известность соответствующие органы государственной власти. Конечный и самый важный документ — это научный отчет, который проверяется в академии наук.
Как быть застройщику при наличии памятника?
Основная задача археолога — этот памятник сохранить. Застройщик будет обязан прописать в документах, как это сделать. В анализе нужно указать, какой памятник, где находится, как глубоко. Эти данные он сопоставляет с данными о проектируемом строительстве.
Не всегда наличие памятника говорит о том, что на этом месте ничего нельзя построить
Может быть, та территория, которая пересекается с памятником — это только газон. Тогда памятник можно оставить на месте и начать работы. Можно изменить глубину траншеи или котлована, который будет проходить над памятником, и тем самым спасти ценный нам слой земли.
Если невозможно сместить строительные работы с территории ценного объекта или изменить глубину, тогда археологи прибегают к крайней мере — археологическим раскопкам и спасательным работам. Все предметы, которые находят в земле, достают, обрабатывают и передают в музеи.
Что делать с ценными предметами?
Это не наше, мы только изучаем, изымаем, пытаемся сохранить всю информацию по максимуму и передать в государственный фонд, то есть в музей. Например, в Красноярске это Красноярский краеведческий музей, музей Красноярского педагогического университета.
Как подготовить памятник в музей?
Достаем памятник из земли, снимаем в трех координатах, чтобы потом можно было увидеть, где каждый предмет изначально лежал, складываем по зип-пакетам. Если предмет отдадут на анализы, то его нельзя мыть водой.
Если нет, то промываем, либо проводим сухую чистку, убираем лишнюю грязь. Потом составляем опись, где указаны все номера находок, их описание, размеры и другие характеристики.
Изображение сгенерировано в Midjourney
После этого все складываем по коробкам и отвозим в лабораторию. Самый известный анализ — радиоуглеродный, по нему определяем возраст находки. Но в Красноярске такой возможности нет, поэтому отправляем, например, в Новосибирск. После того, как все исследования завершат, предмет можно передать в музей. Каждый из них сопровождаем биркой, где указан номер.
Только ли археологи исследуют древние находки?
Работают с материалами и другие специалисты, например, палеонтологи, антропологи. Палеонтолог определяет по костям, какие это были животные, когда их забивали.
Например, у нас проводились раскопки на правом берегу Красноярска, на объекте «Стоянка Графитная». Это средневековый памятник, где жили енисейские кыргызы. Там нашли много колотых костей, а значит, раньше в этом смете разделывали туши животных.
Палеонтолог Алексей Климентьев смог определить по костям, что они принадлежали косуле, лошади. Он также выяснил время, когда их забивали — это была зима.
После выводов других специалистов начинает складываться картинка, целая история памятника. В случае со стоянкой «Графитная» мы определили, кто там жил, когда, поняли, что эти люди приходили туда именно зимой и охотились на косуль, и там же их разделывали.
Про случаи, когда памятники повреждали?
Владельцы участка сами вышли на органы охраны и на археологов. Они огородили все курганы и сделали все, чтобы не повредить памятник, но, к сожалению, восстановить его уже нельзя. Мы все-таки взяли его в работу, на нем работают волонтеры и студенты. В июле 2023 года, например, будут студенты из Красноярского государственного педагогического университета.
В чем основные сложности?
Археолог всегда находится в ситуации некоторой непредсказуемости, объекты могут находиться в самых разных местах, и часто приходится работать в отдаленных местах — тундре, тайге. В том числе приходится сплавляться по воде.
Были очень длительные сплавы, которые тянулись на 300 километров. Например, это работы по Подкаменной Тунгуске
Изображение сгенерировано в Midjourney
А как работать зимой?
Это сложнее и дороже, но приходится. У нас есть нормативные документы, которые регулируют работу, в том числе это «Положение о порядке проведения археологических полевых работ», где работы зимой прописаны как обязательное условие. Ставим тепловые контуры на участках, отогреваем грунт, ведь если работать зимой на открытом грунте, мы его уничтожим.
Зимой проводим не только разведочные работы, но и раскопочные, например, в Енисейске, когда праздновали его 400-летие. Тогда были масштабные работы — строили огромные теплицы, ставили пушки, все это грелось, чтобы получить необходимую температуру.
Где самые интересные находки?
На территории Красноярска значительное количество памятников археологии, начиная от эпохи палеолита, это около 35 тысяч лет, до «русского времени». Пример последнего — «Красноярск. Ансамбль археологических объектов Красноярский острог». Объект находится на площади Мира. Кроме слоев, относящихся к периоду существования Красноярского острога, на памятнике есть слои древнекаменного, бронзового веков. Два года назад проведены раскопки для строительства нового пешеходного моста «Арфа». Найдены подклеты первых винных лавок города Красноярска, собрана богатая нумизматическая коллекция — более 1200 монет разных периодов. Есть интересная коллекция фрагментов стеклянных сосудов.
Древнейший из памятников Красноярска — стоянка Афонтова гора V в мкр. Николаевка. Памятник эпохи палеолита, датируется 35 тысячами лет. Объекты Афонтова гора I — IV имеют мировую известность. Нам удалось поработать на них во время строительства Николаевского моста.
Иногда в ходе экспертиз земельных участков бывают и сюрпризы. Внезапно богатым на археологические находки стал ранее малоизученный Советский район Красноярска. Ежегодно проводимые в районе экспертизы выявляют новые археологические объекты на этом участке. Пример — стоянка Молодежный в микрорайоне Солнечный, Авиаторов и Ясная в микрорайоне Северный. Одна из самых неожиданных находок — это фрагмент грунтового могильника на улице Боготольской в Железнодорожном районе.
Город очень богат объектами археологического наследия
Над чем работают сейчас?
Сейчас мы работаем в Емельяновском районе, в районе деревни Куваршино, проводим раскопки кургана из самого большого сохранившегося курганового могильника красноярской лесостепи. В 2022 году разобрали насыпь одного из курганов, а в этом году выходим на погребальную камеру. Это памятник раннего железного века, ему около 2 тысяч лет. Это Тагарская культура. Нашли миниатюрные копии бронзовых кинжалов, ножей, чеканов, которые давали людям при погребении. Они ненастоящие, не в полный размер, а маленькие, по 5-10 сантиметров.
Почему люди идут в археологию?
Изображение сгенерировано в Midjourney
В любом случае археология — это наука. Нужно каждый раз решать новые задачи, придумывать. Для тех, кто ездит в поля, это, наверное, романтика. Многие археологи — это романтики, и представить свою жизнь без этого им сложно.
Что с ЗП?
Зарплата зависит от опыта специалистов, выполняемых работ — примерно 50 — 60 000 рублей.
Где учат на археологов?
В Красноярске на археологов учат в СФУ и КГПУ. Если быть точнее, то в вузах учат на историков, а уже после выпуска студенты имеют право работать как археологи. Одного образования не хватит, нужен опыт работы в экспедициях, в полевых работах и написании отчетов.
Есть документ, который дает право на археологические работы. Сначала работаешь в разведке без раскрытий, потом с раскрытиями (шурфами), а потом достигаешь высшего уровня — проводишь археологические раскопки.