Статья
Сибирь
21 марта 2023 г
  • Статья

Тренд: как симфонические оркестры зарабатывают на хитах Queen и музыке из «Гарри Поттера»

Прибыльнее ли играть музыку из условных «Звездных войн», чем симфонии Бетховена?

Photo by Manuel Nägeli on Unsplash

Заглянув в любой из городских пабликов с концертными анонсами или изучив афишу областной Филармонии — в Омске, Красноярске, Иркутске и других сибирских городах, — точно встретишь сразу несколько концертов, где хиты культовых групп исполняют музыканты местного или привозного симфонического оркестра. И это не только истории из репертуара Queen, AC/DC, Deep Purple, Scorpions и Metallica, например, но и зарисовки из «Гарри Поттера», «Звездных войн» и даже аниме.

Насколько хиты культовых групп и музыка из популярных фильмов коммерчески успешнее классики, и не угасает ли спрос на такие концерты — в материале сайта «Сибирь работает».

«Не думаю, что стоит искать здесь золотое дно»

Концертное агентство Sibir Promo Group привозит в Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск и Тюмень звезд российской эстрады и симфонические оркестры с обработками хитов культовых рок-групп — но не только. Руководитель агентства Роман Семёнов рассказал редакции сайта «Сибирь работает», что именно симбиоз высокой культуры и культуры масс-маркета рождает успешные коммерческие проекты.

Photo by Kael Bloom on Unsplash

— В крупных городах концерты таких оркестров ежемесячно исчисляются десятками. Есть оркестры, которые специализируются именно на этом, и делают свою работу действительно хорошо, обрамляя песню из трёх аккордов крутой оркестровой аранжировкой. Академические оркестры также играют хиты Чайковского или Рахманинова, но новое время рождает новые хиты.

Новый «дух времени» отражается на всех сферах жизни, и в первую очередь на культуре. Поэтому здесь мы просто столкнулись с пересечением двух миров — высокой культуры и культуры «масс-маркета», и в итоге получили успешный коммерческий проект. Для массового слушателя классика сложна, но мировые хиты с оркестровой аранжировкой всем «по зубам».

— Зарабатывают ли оркестры на этом больше денег? Смотря какие оркестры. В целом аудитория в сегменте рок-музыки — очень большая, и я думаю, что потенциал заработка в этой сфере хороший. Но рынок уже очень насыщен, эффект новизны прошёл, поэтому я не думаю, что стоит искать здесь золотое дно. Конкретно в нашей практике такие проекты занимают примерно 10 %, но еще лет пять назад было 0 %. То есть имеются все основания говорить о росте этого сегмента рынка.

Photo by Manuel Nägeli on Unsplash

— По нашим данным, изначально в Сибирь приезжали коллективы из Москвы, Питера и Екатеринбурга. Со временем идею симфо-каверов подхватили и местные оркестры в городах. Поэтому сейчас подобные проекты успешно делают много где — и в Омске, и в Новосибирске, например.

— Сейчас расцвет переживает жанр «неоклассики», возможно, программы с такой музыкой уже опередили по популярности симфо-рок. Речь идет о музыке Людовико Эйнауди и Ханса Циммера, например. Она берёт своей простотой. Также очень популярен жанр пост-минимализма: во-первых, такие композиции очень часто используют в кино, поэтому они очень узнаваемы, а во-вторых — это, по сути, поп-музыка, сыгранная на манер звучания классики.

Взять, например, случайную песню группы «Руки Вверх», убрать вокал, исполнить мелодическую линию на фортепиано — под аккомпанемент струнного квартета — и сразу создается иллюзия высокого искусства. Думаю, что такая музыка сейчас в топе. Для того, чтобы её воспринимать, слушателю не нужно дополнительной подготовки. Треки из аниме тоже имеют своего слушателя, как и музыка из популярных фильмов или сериалов. Здесь уже первична не музыка сама по себе, а популярность того или иного фильм.

«Зрители голосуют своими визитами в концертный зал»

Лев Шапиро — композитор, музыкант и автор-исполнитель из Барнаула, а также автор текстов песен, которые поют Григорий Лепс, Михаил Шуфутинский, Лолита, Эмин, Хор Турецкого и многие другие звезды российской эстрады. Пять лет назад он, великорусский оркестр «Сибирь» и продюсер Максим Гольдберг создали программу, посвященную творчеству Виктора Цоя — так и началась история проекта «Золото русского рока». По мнению Льва Шапиро, коммерческий успех симфо-каверов во многом зависит от качества конечного продукта.

Photo by Andrey Konstantinov on Unsplash

— Халтура — отвратительно играть как Рахманинова, так и хиты «Металлики», и русские народные песни, — всё нужно делать качественно. С точки зрения маркетинга здесь всё просто: если продукт интересен, материал — хороший, то и зритель идет, это уже удача. Если оркестр совершил ошибку — значит, быть неудаче. Зритель сам всё оценит и решит, нужны вы ему или нет.

На своей практике мы проверяли этот тезис много раз: программа «Золото русского рока» в Барнауле, я считаю, является отличным продуктом, он и творческий, и с точки зрения менеджмента меня лично убеждает в собственном праве на жизнь. Люди, которые на концерты приходят, мое мнение только подтверждают, потому что они голосуют своими визитами в концертный зал. Пять лет эта история находится в боеспособном состоянии, и это о многом говорит.

— Коммерчески невыгодные истории можно делать только в одном случае — если у тебя есть дотации. У меня, например, их нет, поэтому я должен сделать так, чтобы мой продукт был интересен зрителю, оркестру и артистам. Для меня очень важно, чтобы любая работа над симфо-каверами была легитимной, с соответствующими отчислениями в российское авторское общество, чтобы это было документально абсолютно прозрачно и юридически выверенно.

Я это подчеркиваю — для меня юридические вопросы очень важны — нельзя никогда этим пренебрегать, я сам состою и в российском авторском обществе, и в российском союзе правообладателей как композитор и автор слов. Это цивилизованные методы, которые должны существовать в любой стране, в том числе и в России. Мы с уважением к авторам делаем свои программы, например, и так и должно быть — и никак иначе.

— Гастрольная же жизнь любых оркестров сразу упирается в логистические и финансовые сложности — когда выезжает команда из 5-7 человек, это одно, но с учетом артистов, музыкантов оркестра, группы технического обеспечения, звукорежиссеров и так далее в нашем случае соберется команда из более 60 человек, и нужно соблюсти их собственные графики, госзадания. Понимаете, насколько это сложно?

Photo by Manuel Nägeli on Unsplash

— Нужна настолько глобальная заинтересованность конкретной площадки в вашем выступлении, чтобы из условного Усть-Каменогорска, Иркутска или Красноярска позвонили и сказали, что хотят именно вашего выступления и на всё готовы. Уже тогда начнется целый комплекс мероприятий, которые бы воплотили эту историю в реальность. В противном случае она экономически очень сложная, и пока что наша программа существует в пределах Барнаула. Можно, конечно, на местах подбирать команду грамотных музыкантов оркестра — это и организационно, и финансово очень сложно, но всё-таки возможно.

На мой взгляд, для музыкантов экономически важно просто работать на регулярной основе, а уж что это за проект — кавер-вариант рок-хитов, что-то из классической музыки, песни советских композиторов — не суть важно. В каждом оркестре есть своя система координат, в том числе и экономическая, которая является закрытым и внутренним делом.

— Тема симфо-каверов стала широко распространяться два-три года назад, но 60-70 % из виденных мною продуктов в этом жанре не выдерживают никакой критики, потому что это быстро соструганные программы, которые сделаны для того, чтобы заработать здесь и сейчас. Если для тебя как для музыканта это единственный источник заработка — это одно, но лично у меня творческих направлений много, я тружусь и как автор песен, и как композитор, и как исполнитель — работаю с Григорием Лепсом, с Лолитой и Михаилом Шуфутинским. Менеджерский проект «Золота русского рока» — это лишь одно из направлений моих интересов. Но ко всему нужно подходить по совести и качественно, фишка в этом — сделаешь хорошо, и люди пойдут слушать хорошие версии песен группы «Кино», например.

— Это примитивная экономика: привезти в Россию оркестр, который сыграет хиты Aerosmith или The Rolling Stones, точно обойдется дешевле, чем привезти сами культовые группы. Так было всегда. Всё это можно просчитать: 65-70 % фанатов этих групп, на мой взгляд, пойдут на такие концерты даже с высокой стоимостью билета. Сейчас в любом городе в местных афишах по 6-7 таких проектов.

Сейчас по моим наблюдениям у людей появилась жажда к творческому продукту, появилось очень много музыки. Люди до такой степени хотят петь, что уже не знают, что с этим делать. Ну и пусть люди поют, оркестры играют музыку — и свою и чужую, а мы будем делать свое дело.

«Коллеги зарабатывают деньги»

Мы обратились к нескольким представителям крупных концертных агентств, представленных в сибирских городах, и получили следующую обратную связь (публикуем без имен и названий агентств по просьбе самих представителей): некоторые из них считают работу с оркестрами, которые играют кавер-версии узнаваемых хитов, неуместной. «Не все мерится прибылью. Понимаю, подобная тенденция — это хоть какая-то возможность послушать музыку Queen, например. Но мне как организатору это неинтересно. Я знаю, как собираются эти оркестры, и их себестоимость. Поэтому такие программы и возят — коллеги зарабатывают деньги». От дальнейших объяснений внутренней механики таких оркестров представитель неназванного концертного агентства отказался.

«Зрителю нельзя выдавать продукт с прицелом только на заработок, он это почувствует»

Симфо-каверы играют не только в Филармониях: так, на площадке омского арт-проекта «Неформат» оркестры играют саундтреки из фильмов и культовые рок-хиты. Арт-директор проекта Андрей Духовской рассказал, что собрать полный зал на концерте с музыкой Ханса Циммера намного легче, чем с произведениями Вивальди.

Фото: vk.com/album

— Почему это направление стало именно сейчас таким популярным? Я считаю, что здесь есть несколько причин. Первая — это, конечно же, доступность такой музыки для зрителя. Также зритель стал шире смотреть на музыку в целом: сегодня он может слушать рок, а завтра классику. Вторая причина — это тяга к прослушиванию инструментальных звуков. Ну а куда без них? Живая музыка всегда вызывала у зрителей интерес, а в классике это — главная основа.

Третья — это желание вызвать у слушателя интерес к классической музыке через такие программы. А как иначе? Да, можно с уверенностью сказать, что на концерт «Лучшие саундтреки к фильмам» с музыкой Ханса Циммера собрать зал намного легче, чем на «Времена года» Вивальди. И это вполне логично: эти фильмы видела многомилионная аудитория, которая снова готова погрузиться в атмосферу кино. В этом нет ничего плохого, это вызывает интерес к классической музыке в целом. Да, можно говорить, что это «попсовый формат» или легкий способ собрать полный зал, но через популярную музыку можно привить любовь и к традиционным классическим произведениям, например, миксуя их с новыми форматами. Почему нет?

Фото: vk.com/album

— Концертная отрасль в целом, на мой взгляд, сейчас восстанавливается, и это тоже является одной из причин большого интереса к симфоническим каверам. Зрители соскучились по концертам из-за всяческих ограничений, которые были в последние годы. Сейчас есть хорошая возможность показать людям что-то новое и интересное.

— Арт-проект «НЕформат» — площадка для выступления различных коллективов. Да, оркестры пользуются особой популярностью, видеть на цене 15 человек, играющих на различных инструментах, — это уже немного шоу. Не стоит забывать и о малых составах, квартетах, трио и других. Многие из них также играют классику на нашей площадке, и помимо классических программ можно услышать те же саундтреки к фильмам. И это прекрасно.

Фото: vk.com/album

— Легче ли зарабатывать на таких симфо-каверах? Наверное, да. Легче заполнить зал, что ведет к увеличению выручки. Да, это действительно так. Другое дело, что такие выступления остаются на совести каждого организатора — спрос рождает предложение, и это тоже логично. Я считаю, что тут главное не заиграться, ведь можно сделать одну программу и катать ее по всей стране — на сотню городов. Для меня лично такая ситуация неприемлема, нужно разнообразие, творческая работа должна сохраняться — не просто написать партитуру и отрепетировать материал. Что-то поменять? Возможно. Что-то добавить? Почему нет. Зрителю нельзя выдавать продукт с прицелом только на заработок, он это почувствует — нужно думать о зрителе, заботиться о нем, и всегда думать, как его удивить. Нужно уважать зрителя.

Фото: vk.com/album

— Информация о заработке нашей площадки с выступлений оркестров с симфо-каверами — закрытая, но у нас и зал небольшой — 130-140 посадочных зрительских мест. В планах выйти на большую площадку, но чуть позже.

Однако одно скажу точно — рекламировать такие программы немного легче, чем чисто классику, соответственно, и расходы на рекламу уменьшаются. Сами музыканты получают, возможно, чуть большие гонорары, чем за традиционный классический концерт: многие классические программы музыканты уже знают, а в формате переосмыслений нужно, как минимум, написать партитуру для всех инструментов и отрепетировать материал. Это очень большая работа.

— Я прекрасно понимаю тех деятелей культуры, которые не хотят работать с таким материалом или играть такую музыку, возможно, для них это «попсовый формат», если можно так выразиться. Но время идет, музыка меняется, и нужно иногда подстраиваться. Например, у немецкого композитора Макса Рихтера есть очень интересная программа переосмысления Вивальди, и она действительно хороша. Это все тот же Вивальди, но музыка переделана под новый формат. Некоторые скажут, что это кощунство, но надо понимать, какая работа проделана над материалом, как он интересно теперь звучит.

«В некоторых филармониях и «Мурку» оркестром играют»

Узнать, насколько выше в действительности заработок конкретного музыканта, играющего симфо-каверы в составе оркестра, мы смогли только на условиях анонимности. Так, Сергей (имя изменено), представитель одного из сибирских оркестров также согласился с тем, что узнаваемые хиты продаются всё же лучше, чем классика.

Photo by Vienna Reyes on Unsplash

— Если вопрос стоит в том, что лучше продаётся, то перевес будет, конечно же, в сторону условных рок-хитов, каверов и саундтреков к фильмам. Люди, идущие на концерт Людовико Эйнауди или Ханса Циммера, знают, куда они идут, и за что платят деньги. Эта музыка на слуху, они к ней готовы. Далеко не всех интересуют произведения Бетховена — люди, может быть, и слышали ее раньше, но в крайне ограниченном объёме и даже не подозревая, кто эту музыку написал.

В моей работе ни плюсов, ни минусов нет никаких. Здесь решает собственное отношение к формату и работе над ним. Он продаётся, аудитория точно есть. Но не забываем, что с таким материалом много возни с авторскими правами, которые не бесплатны. Я же не вижу ничего плохого в том, чтобы играть такую музыку, и это мое мнение. В некоторых филармониях и «Мурку» оркестром играют. До блатняка, конечно, опускаться не стоит, но в остальном — это же наша профессия, мы в первую очередь даем концерты для слушателей и зрителей, это наш хлеб.

— На самом деле оркестров, которые занимаются исключительно современной «околоакадемической» или эстрадной музыкой, не так много в России. Как правило, у них есть какой-то наработанный репертуар, который они возят по стране и миру несколько раз в год. Можно посмотреть на работу того же агентства «Неоклассика»: у них в постоянный репертуар входит исполнение одних и тех же плейлистов из игр или творчества современных композиторов. Одну и ту же программу они играют стабильно пару троек раз в год по разным городам. Зал, как правило, забит.

Photo by Larisa Birta on Unsplash

Все зависит от актуальности программы и ее воплощения. Есть халтурные концерты, есть постоянные. Если мы говорим про филармонии или какие-то некоммерческие учреждения и проекты, то очень маловероятно, что они это возьмут на постоянную основу или повезут в туры. А вот пару раз в сезон дать концерт с попурри на темы Битлз, или собрать рок-хиты, почему бы и нет? И зритель привлекается, и заработок какой никакой дополнительный.

— Музыканту всегда важно играть всё с отношением. Даже если он эту музыку никогда бы не пошёл слушать сам, даже если она ему совершенно не нравится. Проще полюбить материал и получить удовольствие. Взглянем правде в глаза: далеко не каждый концерт и каждую репетицию мы играем то, что хотим. А если тебя самого музыка не цепляет, то слушателя и подавно не тронет. В музыке равнодушия быть не может.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.