Совместные покупки: от «мамских» форумов до байеров, торгующих ушедшими брендами
Как развивались совместные покупки в Сибири и в чем они сегодня могут «уделать» маркетплейсы
Группы совместных покупок у многих ассоциируются с «мамскими» сообществами в интернете. Кажется, что в эпоху маркетплейсов такая форма потребительской кооперации должна уйти в небытие. Но кроме экономии совместные покупки могут предложить что-то большее — доступ к оригиналам известных брендов, которые покинули Россию. Мы решили проследить историю развития совместных покупок в Сибири, разобраться, можно ли на этом заработать, и зачем вообще в них участвовать.
Photo by Roberto Cortese on Unsplash
Как работают совместные покупки
Совместные покупки — одна из форм потребительской кооперации. Несколько покупателей-физлиц объединяются и закупают партию товара оптом без розничной наценки.
Механизм совместных покупок отличается от похода в ТЦ или заказа в интернет-магазине. У каждой совместной покупки есть участники (покупатели) и организатор (координатор). Обычно это жители одного города или региона.
Организатор создает группу в соцсетях или чат в мессенджерах, куда приглашает потенциальных участников. Он же проводит всю закупку. Для этого находит оптового поставщика, готового продать партию товара, выставляет этот товар в группе и принимает заявки с участников. Когда нужное количество заявок собрано, объявляется «стоп». На следующем этапе организатор собирает с участников деньги, выкупает оптовую партию товара у поставщика и обеспечивает ее доставку в свой город. Далее развозит товары по пунктам выдачи, наподобие тех, что есть у популярных маркетплейсов.
Участники в удобное для себя время приезжают в эти пункты и забирают товар. За свою работу организатор закупки берет оргсбор — обычно это комиссия в 15-20%. Транспортные расходы и стоимость хранения делятся между всеми участниками. Несмотря на эти наценки, финальная стоимость товара выходит значительно ниже, чем при покупке в розницу.
Типичный участник групп совместных покупок — женщина, отвечающая за потребление своего домохозяйства. Через совместные закупки она берет одежду и обувь, детские товары и товары для дома, бытовую химию, косметику и еду.
Чем совместные покупки отличаются от интернет-магазинов:
- товар не подлежит возврату. Если вам не подошел размер или не нравится качество, вы все равно должны выкупить заказанный товар. Дальнейшая судьба этой вещи в ваших руках — можете ее перепродать («пристроить»), подарить или выкинуть;
- совместные покупки — дело небыстрое. Сначала вам придется подать заявку и ждать, пока наберется минимальное количество участников. Иногда организаторы «собирают ряд», т.е. покупают одну вещь целым размерным рядом. И пока кто-то не закажет туфли 35 размера, вы со своим 38-ым будете сидеть и ждать. Сама доставка может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Организатор покупки развозит полученный товар по пунктам выдачи тоже не сразу, а в удобное для себя время;
- пунктов выдачи не так уж много: за товаром придется ехать, иногда на другой конец города.
От «мамских» форумов до своих маркетплейсов
Сообщества совместных покупок возникли до гегемонии привычных нам Wildberries и OZON. Широкое распространение они получили с середины 2000-ых на региональных форумах и сайтах для родителей, таких, как KrasMama.ru, 38mama.ru или «ОмскМама». С развитием соцсетей и мессенджеров покупатели начали собираться в группах и чатах. Некоторые форумы сами превратились в маркетплейсы, объединяющие разных организаторов. Например, красноярский сайт 24-ok.ru вырос до таких показателей:
- 200 организаторов;
- 7 000 покупателей в день;
- 9 000 000 наименований товаров.
На сайте покупатель может положить себе в корзину и заказать любой понравившийся товар. Оплата происходит после того, как поставщик выставляет счет организатору закупки, а он, соответственно, включает в оплату заказ покупателя. Сроки для каждой закупки индивидуальны, с ними покупатель может ознакомиться предварительно. Заказ можно получить в центрах раздач сайта, в Красноярске их 47 — в разных районах города и пригороде. По словам Елены Сиротининой, в одной закупке могут участвовать от трех человек, если это «рабочие кресла или тандыры» до нескольких сотен покупателей, приобретающих витамины, косметику или семена.
Свой небольшой бизнес
Для кого-то организация закупок — это просто выгодный способ приобретения товаров для своей семьи. Для других — удобная подработка в декрете.
Крупные организаторы могут зарабатывать больше 50 000 рублей в месяц, рассказала одна из наших героинь. Обычно они регистрируют ИП или ООО, чтобы закупать товары у производителей по наиболее выгодным ценам. Но в целом этот бизнес при больших трудозатратах не приносит значительных доходов.
Почему совместные покупки до сих пор популярны
Кажется, что в эпоху маркетплейсов такой сложный и долгий способ потребления должен уйти в прошлое. На маркетплейсы «приходит много крупных оптовиков», происходят распродажи, поэтому совместные покупки начинают уступать свое главное конкурентное преимущество — низкую цену товаров. Однако санкции дали совместным покупкам второе дыхание.
Группы совместных покупок начинают работать как байеры — привозить вещи из Казахстана или прямо от китайских производителей. При этом в бизнесе совместных покупок многое держится на доверии, и организаторы стремятся честно говорить, реплику они продают или оригинал.