Статья
Сибирь
3 октября 2023 г
  • Статья

Сколько зарабатывают писатели?

Поговорили с авторами о гонорарах, роялти и как на всё это выжить

Сколько зарабатывают писатели? Какой тираж у их книг? Сколько они получают с каждого проданного экземпляра? Эти вопросы мы задали как начинающим авторам с единственной изданной книгой, так и авторам популярных книг, и писателям из шорт-листов престижных литературных премий.

Дина Воробьева в этом году издала свою первую книгу «Пережить переезд: инструкция по адаптации». Произведение написано в жанре нон-фикшн и посвящено трудностям адаптации на новом месте. В основе опыт самой Дины, успевшей пожить и в Крыму, и в Сибири, и в Забайкалье, и в европейской части России.

По словам Воробьевой, ее книгой изначально заинтересовалось издательство «Городец», но Дину не устроили предложенные ими условия.

Тогда Дина решила издать книгу сама. К печати было все готово, текст прошел редактуру, его вычитал корректор, были подобраны иллюстрации. Все работы над книгой обошлись примерно в 50 000 рублей.

Думаю, что электронные копии, которые сейчас тоже неплохо покупают, в будущем могут принести прибыль, к тому же это все-таки не художественная, а прикладная литература, так что спрос может быть довольно продолжительным. Тем не менее, конечно, если смотреть по количеству затраченных трудочасов, это совершенно не выгодно.

При этом Дина говорит, что помимо прямой выгоды книга приносит косвенную, повышает статус автора как эксперта и способствует повышению его ценности как специалиста.

Последний тезис поддерживает автор пособия по трейдингу «Деньги без дураков» Александр Силаев. Книга вышла в издательстве «Альпина» и выдержала уже несколько изданий. По словам Александра, точное число изданных книг он назвать затрудняется, но оно явно превысило 10 тысяч. Это много. Сегодня книга с 50 тысячами проданных копий уже считается национальным бестселлером. «Деньги без дураков» не первая и не последняя книга Силаева, поэтому опыт работы с издательствами у него есть.

— С «Деньгами для дураков» получилось иначе, там я сразу договорился с издательством о роялти. Но об огромных деньгах тут речи не идет. Раз в полгода я получаю примерно среднюю зарплату среднего россиянина. Если бы время, потраченное на книгу, я бы потратил на работу копирайтером, заработал бы больше.

При этом Александр также говорит, что ощутил весомую косвенную выгоду от популярности «Денег без дураков». Его ценность как трейдера намного выросла, его стали узнавать, звать на отраслевые интервью, приглашать в качестве эксперта.

Но возможность увеличить свою профессиональную и экспертную ценность есть только у писателей, которые издают книги нон-фикшн о своей профессии. У авторов, пишущих художественную литературу, такой возможности, увы, нет.

Книга Евгения Эдина «Дом, в котором живут лошади» вышла в крупнейшем российском издательстве «Эксмо». Какие-то роялти она принесла, но Евгений говорит, что деньги приходили несколько раз, но это были такие копейки, что он быстро перестал их считать и ожидать богатства.

Еще безнадежней дела с доходами у тех, кто решил связать свою жизнь с поэзией. Поэт Иван Клиновой выпустил за свою карьеру 12 сборников стихов, но не получил за них ни копейки.

Для того чтобы писатели получали хоть иногда хоть какие-то деньги, существуют программы поддержки, работающие через писательские союзы. Член правления Красноярского отделения союза российских писателей Ольга Гуляева рассказывает, что через отделения совета можно получить стипендию Минкультуры РФ на издание книги.

Если же автор издал книгу за свои деньги, то у него в теории есть шанс продать свое произведение в региональные библиотеки.

Стоит ли покупать его книгу, решит библиотечный совет, который собирается раз в год и состоит из библиотекарей. Если качество текста устраивает библиотекарей — они покупают книги, как изданные на деньги Минкультуры, так и на любые другие деньги.

Как говорит Гуляева, деньги за это писателям достаются небольшие, но приятные, «как небольшая зарплата за месяц».

Может быть, путь к высоким заработкам открывают литературные премии? Дмитрий Захаров в 2023-м году вошел в число финалистов национальной премии «Большая книга». На сегодняшний день в читательском голосовании за финалистов его антиутопия «Комитет охраны мостов» занимает второе место, лишь на 20 голосов отставая от последнего романа Евгения Водолазкина.

При этом Дмитрий говорит, что на гонорары и литературные заработки премии практически не влияют.

Захаров рассказывает, что стандартная схема работы издательства с авторами — это заключение с автором договора, который предусматривает аванс и роялти. Аванс автор получает сразу, роялти начинают идти с того момента, как сумма аванса перекрывается поступлениями от книжных продаж.

Аванс — это обычно несколько десятков тысяч рублей, топовые авторы могут рассчитывать на несколько сотен тысяч, однако таких исчезающе мало. Роялти зависят от издательства, известности, предыдущих продаж. Это может быть и 8%, и 20%.

На вопрос, может ли сегодня автор, не имеющий за собой крупных бестселлеров, жить исключительно на гонорары, Захаров отвечает однозначно.

Нет. Представим, что тираж книги — 5 000 экземпляров, это хороший тираж по нынешним временам. Представим, что у автора — 15% роялти. Представим, что отпускная цена книги — 300 рублей (роялти считаются с отпускной цены, а не с цены продажи).

— Таким образом, нехитрая калькуляция показывает, что за книгу наш автор получит порядка 225 000 рублей (до вычета налогов). За книгу, которую он писал год. Или два. Или пять лет. И это я еще посчитал выше средних условия по тиражу и проценту авторских отчислений.

Из этой ситуации, по мнению Дмитрия, имеется три выхода:

  • Написать бестселлер, который будет тебя долго кормить. Но авторов много, а бестселлеров — куда меньше.
  • Продать права на экранизацию своей книги — кинобизнес располагает совсем другими деньгами, права на экранизацию вполне могут стоить, например, 1 000 000 рублей или, скажем, 20 000 000 рублей.
  • Наконец, зарабатывать себе на хлеб чем-то, кроме писательского труда. Этот третий путь — история 95% всего писательского цеха.

Кроме того, по мнению Захарова, в ближайшем будущем ситуация будет только ухудшаться

— Полиграфическое оборудование — сплошь импортное, оно тоже подорожало, как подорожали и расходные материалы к нему. Сократился и сам рынок: еще недавно регионом распространения русскоязычных книг была, например, 40-миллионная Украина.

Дмитрий отмечает, что, несмотря на рост себестоимости, резко поднять цену на книги в два раза невозможно. Их просто перестанут покупать. Поэтому с ростом расходов уменьшается маржа издательств, а следовательно, гонорары авторов.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.