Сколько зарабатывают музыканты в Сибири
Узнали у сибирских исполнителей, какие деньги можно зарабатывать на творчестве
Фото: vk.com/tvoedaleko
Реально ли в регионах жить припеваючи, зарабатывая собственными талантами? Мы опросили семь популярных исполнителей — от каверщиков до андеграундных музыкантов, добившихся известности в своих сибирских регионах и по всей России. Нырнули в их карманы и рассмотрели экономику сибирского музыкального бизнеса. На что надеяться локальному музыканту? На чем зарабатывать: на альбомах, стримингах или турах? И о каких деньгах в таком случае идет речь? Ответы на эти вопросы — в нашем материале.
Сколько можно заработать на каверах
По мнению экспертов этого материала, самый надежный вариант заработать на музыке в Сибири — это исполнять каверы в клубах, на праздниках и корпоративах:
- в Красноярске на этом можно зарабатывать от 12 000 до 300 000 рублей в месяц (в зависимости от востребованности коллектива);
- в Омске — от 25 000 до 60 000 рублей в месяц на одного участника, а в новогодний сезон — более 100 000 рублей в месяц.
Фото: vk.com/prosto_coverband
Владельцы сибирских площадок отмечают, что спрос на живую музыку сейчас только растет. Многие известные коллективы покинули Россию, а их поклонники хотят услышать любимые песни — пусть даже в кавер-обработке. Медийная повестка тоже усиливает интерес публики. Например, после выхода сериала «Король и Шут» в Омске три группы одновременно исполняют их трибьюты. «И всегда [на выступлениях] битком людей», — рассказывает один из омских организаторов.
— Подготовить промовидео, фотографии коллектива, сценический образ, желательно несколько: классические костюмы-тройки, кэжуал, что-то в рокерском стиле. Отправить коммерческие предложения ивент-агентствам, ведущим, клубам города, в которых играют живые группы. Делать свое дело с душой и полной самоотдачей.
Тогда обратная связь от слушателей, ивент-специалистов и сарафанного радио не заставит себя долго ждать
Обычно кавер-группы не записывают альбомы и редко ездят в туры, говорят эксперты. Для продвижения им необходимо активно вести соцсети. Познакомиться с владельцами баров и клубов, наладить сотрудничество с ивент-менеджерами, добавиться в их чаты. Это важно, потому что организаторы корпоративов могут посоветовать вашу группу под определенный запрос клиента.
Для старта работы кавер-группы (оплаты костюмов и промо-материала) хватит 100 000 рублей. Но не стоит думать, что это легкий заработок — знания трех аккордов будет явно недостаточно.
— У каждого участника нашей группы уже был многолетний опыт работы в данной сфере. Только поэтому нам удалось быстро начать хорошо зарабатывать и занять одну из топовых позиций на этом рынке.
Фото: vk.com/prosto_coverband
Инструкция от сибирских музыкантов: как завоевать аудиторию и монетизировать свое творчество
Готовность работать вдолгую и за бесплатно
Серьезно заниматься своим творчеством — это тяжелый и долгий труд, предупреждают состоявшиеся музыканты. Придется очень много вкладывать без гарантии какого-то финансового результата.
Это же искусство: сколько ты туда себя вложишь, столько и получишь
Фото: vk.com/tamagotchielektro
— Даже если мы говорим об искусстве как о бизнесе. Если я открываю кафе, мне нужно сначала вложиться в закуп продуктов, мебели, оплату персонала. Чтобы потом оно заработало и начало приносить деньги. Здесь та же история
Фото: vk.com/tssrkt
Как отмечают сибирские музыканты, на первых порах вам в любом случае придется совмещать творчество с другим заработком. Здесь важно выработать серьезное отношение к музыке как к своей второй работе.
Фото: vk.com/albums
Запись альбомов
Если вы серьезно относитесь к своему музыкальному творчеству, то должны зафиксировать его в записи. Это можно делать как дома, так и в студии. Записываться нужно при любом звучании и даже если у вас нет крутого оборудования, считает Сергей Пастух.
Важно понимать, что эта запись — не конечная точка вашего развития
— И не загоняться по поводу того, что все звучит не так, как в лондонской студии. Найти свой звук невозможно без проб и фиксации себя на том этапе развития, который есть сейчас.
Студии берут с исполнителей почасовую оплату. При хорошо отрепетированном материале на запись одного трека в студии уйдет несколько часов и от 2 000 до 5 000 рублей. Работы по сведению и мастерингу оплачиваются отдельно. Итого, например в Омске, запись альбома из 10 треков в студии будет стоить 50 000 — 60 000 рублей.
Публикация на стримингах
— Если материал заходит в целевую аудиторию, то рекомендательная система поставит ваши треки людям хотя бы по разу. Если люди будут слушать треки полностью и лайкать, им будет еще больше рекомендаций кидаться в предложку. И так постепенно вы будете набирать подписчиков.
Фото: vk.com/killadel
Второй момент — эта история монетизируется. В России, наконец, вошло в культуру покупать подписки на музыкальные сервисы. И за каждое прослушивание сервисы платят группам небольшие деньги.
Отчисления цифровых площадок могут сильно разниться в зависимости от многих факторов: вида площадки, страны, в которой слушают трек, типа подписки пользователя. Яндекс.Музыка платит автору больше всех — 20 копеек за один стрим пользователя с подпиской, рассказал один из наших экспертов.
Для русскоязычных групп основные площадки — это VK и Яндекс.Музыка. Но многие исполнители стараются публиковаться на всех доступных сервисах одновременно через компании-дистрибьюторы.
При большом количестве прослушиваний стриминги создают авторам пассивный доход. Хотя не всем удается заработать на выпуске музыки. Некоторые наши герои получают от стримингов по 3 000 рублей, другие — меньше 1 000 рублей со всех релизов.
Продвижение
Начинать продвижение стоит со своего близкого круга, считают эксперты. Друзья и подписчики личных аккаунтов в соцсетях — эта первая лояльная аудитория, на которой можно протестировать свое творчество. Второе, что должны сделать исполнители для продвижения, рассказывает Сергей Пастух, — это активно вести соцсети и выкладывать музыку через разнообразные площадки.
Фото: vk.com/killadel
Продвигаться стоит во всех доступных соцсетях, где может быть ваша аудитория: в VK, Телеграме, YouTube, а также соцсети, которую нельзя называть. Даже на «Одноклассниках» можно, если вы, например, исполняете шансон. Эксперты отмечают, что в продвижении очень сильно помогает качественный видеоконтент, в первую очередь клипы. Можно использовать таргетированную рекламу по аудитории похожих исполнителей.
Главное — быть активными и регулярно радовать своих слушателей новым контентом и релизами
— Нужно светиться везде, где угодно: интернет — не интернет, любые мероприятия, любые публикации. Кто бы ни обращался с интервью и прочим, обязательно нужно во всем этом участвовать и уделять этому время. Чем чаще мелькаешь в медиаполе — тем лучше.
Фото: vk.com/killadel
Последний тезис был подтвержден нашими героями на практике — все музыканты максимально активно шли на контакт с редакцией.
Расширять свою аудиторию музыкант также может за счет:
-
концертов;
-
участия в фестивалях;
-
коллаборации с другими исполнителями;
-
сарафанного радио.
Концерты
Живые выступления — один из главных источников дохода музыкантов. Начинать стоит с концертов в родном городе. Даже если ты пока ноунейм, все равно можно найти площадку для первых выступлений. Например, владелец омского QR-бара Руслан Брущенко готов предоставить площадку любому начинающему музыканту, способному качественно выступить.
На стартовых позициях важно наличие своего слушателя. А если собственной аудитории не хватает, можно проводить совместные концерты с другими группами. Но и концерты также требуют продвижения — в том числе с помощью таргетированной рекламы.
Фото: vk.com/tvoedaleko Группа: «Твое далеко»
Эксперты отмечают, что здесь также стоит постоянно заниматься нетворкингом. Наладить отношения с владельцами всех музыкальных площадок, на которых можно выступить.
Крутиться в околомузыкальных тусовках и быть на слуху у организаторов мероприятий как минимум в своем городе
Участие в фестивалях
Это еще одна возможность расширить свою аудиторию и завести полезные контакты. Начинающим музыкантам может помочь участие в региональных мероприятиях. Организатор омских музыкалных фестивлей «Наш Фестиваль» и «Подсолнухи» Руслан Брущенко напрямую говорит, что его задача не только «срубить бабла», но и помочь группам расширить свою фан-базу.
С ростом популярности можно переходить на федеральный уровень, как это сделала группа KDRR.
Туры
Это следующий этап, до которого доходит не каждый локальный музыкант. Гастрольная деятельность подходит артисту, если:
-
он уже нашел слушателей в других городах;
-
отточил навыки живых вступлений.
Фото: vk.com/tvoedaleko
— Но не все могут себе позволить такой широкий шаг. Если у вас нет единомышленников, которые готовы ехать играть концерт ради самого концерта и движухи, то вам придется сложно. Если вы не собираете хотя бы 150 человек, то это будет сложно максимально.
Но можно для начала не делать масштабных туров, а попробовать небольшие выезды. Брать один-два города и готовиться именно к ним.
Фото: vk.com/killadel
— Вам придется найти контакты людей, которые занимаются всем этим на площадках, забронировать с ними дату, заняться логистикой, купить билеты, найти жилье, — все это по предоплате.
И самое главное — провести рекламную кампанию через интернет.
В проведении тура много административной работы, которую стоит доверить отдельному человеку — менеджеру.
-
500 000 - 600 000 рублей составят расходы на организацию тура по 10 городам для средней сибирской группы;
-
200 000 рублей дополнительно — выпуск мерча к этому туру;
-
60 000 - 70 000 рублей получит группа за выступление в провинциальном городе;
-
200 000 - 300 000 рублей получит группа за выступление в Москве или Санкт-Петербурге.
Другой путь, доступный уже более популярным группам, — заручиться поддержкой букингового агенства. В этом случае артист отвечает за выступления, а всю административную работу берет на себя агентство. Например, тур омской группе KDRR в этом году организовало турагентство Play it Loud. Алексей Лавецкий не стал называть цифр, но отметил, что с этого тура группа получила доход, равный среднему доходу от своей работы за тот же период.
Дополнительные заработки
Зарабатывать дополнительные деньги артист может написанием музыки на заказ — к рекламе, кино, спектаклям, играм. Еще одна статья дополнительного дохода — преподавание. Но самым доступным видом дополнительного заработка, который практикует большинство музыкантов, является выпуск мерча: фирменных футболок, бейсболок, значков, браслетов, стикеров.
Наши эксперты советуют создать ассортиментный ряд товаров и предлагать свой мерч поклонникам на каждом концерте.
Другой вариант — это продажи мерча в группе музыканта в VK. Однако стоит помнить, что продажи — это трудоемкий процесс, который занимает много времени и «желательно ставить администрировать все это отдельного человека».
— Человек таким способом донатит исполнителю музыки, которого любит. Если вы едете в тур, то мерч нужно упаковывать в большие сумки и обязательно везти с собой.
Фото: vk.com/killadel
— Серьезные музыканты, которые катаются в большие туры, рассказывали, что заработок на мерче может превышать вал концерта.
Пришло 100 человек, заплатили по 1 000 рублей за вход, а мерча купили на 300 000 рублей — это вообще нормальная ситуация.
Донаты
Группа может завести аккаунт на Boosty — российском аналоге Patreon, собирать донаты во время стримов с живыми выступлениями, открывать целевые сборы в соцсетях. Или просить поклонников скинуть деньги на карту.
В этом способе заработка есть особая скрытая сложность: чтобы получать серьезные донаты, артисту нужно иметь очень лояльную аудиторию, готовую спонсировать его творчество из бескорыстной любви.
Как эта инструкция работает на практике молодой группы
Поделиться своим опытом монетизации творчества согласилась омская андеграундная группа Felice Rivarez. В 2023 году она выпустила два альбома, доросла до 56 000 слушателей на Яндекс.Музыке и уже съездила в тур по одиннадцати городам России.
Фото: vk.com/felice_rivarez
— Стараемся вкладывать в творчество какие-то прогрессивные смыслы, а слушатели разделяют наши убеждения. А когда люди являются единомышленниками, они, во-первых, очень тепло встречают нас в разных городах России, во-вторых, готовы поддержать финансово.
Общую сумму поддержки я сейчас не назову. Но могу сказать, что донаты покрывают все музыкальные расходы, съемки клипов, а главное, благодаря своим слушателям мы собрали свою домашнюю студию.
— Таким образом, сама запись альбома обошлась нам в ноль рублей. Мы все сами свели, обработали и выложили на стриминговые сервисы. Писаться на студию мы ходили, когда делали коллаборации с рэп-исполнителями.
Запись каждого трека стоила порядка 5 000 рублей, это все мы тоже делали за счет поддержки подписчиков.
— Что касается продвижения музыки. С помощью дистрибьютора мы бесплатно размещаемся на всех возможных площадках. Нас порепостило несколько крупных пабликов, порекомендовали несколько блогеров.
После такого импульса начался рост по экспоненте, и мы попали в алгоритмы Яндекса, который стал продвигать нашу музыку.
Продвижение дало нам узнаваемость среди нашей потенциальной аудитории по всей России
— Люди стали писать в пабликах и спрашивать, когда вы приедете в Екатеринбург, Москву, Питер и так далее. И мы поехали в тур по одиннадцати городам России.
Не было цели заработать в коммерческом плане, но была цель привезти эту музыку людям, поиграть. В организацию тура вложили свои деньги, что-то взяли в долг.
Фото: vk.com/felice_rivarez
— При поддержке товарища из группы «Шуми» мы самостоятельно организовывали концерты. Договаривались на максимально выгодные условия с владельцами площадок, сами продавали билеты на входе и мерч. Чаще всего условия были такие: 80-90% от входа доставалось нам, а заведение зарабатывало на еде и напитках.
Или мы платили владельцам площадки какую-то фиксированную сумму. В силу того, что мы малоизвестная команда, то организовывали концерты вместе с местными коллективами. Так мы смешивали аудитории и повышали окупаемость концертов.
— Свои переезды мы планировали очень бюджетно, жили на вписках. Пять человек должны были прокатиться по России и обратно прилететь самолётом в Омск. Мы планировали так, чтобы все это могло отбиться. И это удалось.
— За счет подписчиков мы окупили рекламу альбома и концертов — потратили 30 000 рублей. По сравнению с известными музыкантами, это небольшая сумма, но в андеграунде люди не тратят столько на рекламу релизов.
Тур позволил выйти на более высокий профессиональный уровень и познакомиться со многими людьми.
— В ближайшее время планируем выпустить пару клипов, которые сняли тоже за счет поддержки подписчиков.
Что вы хотите получить от своей музыки?
Не зарабатывать на музыке — тоже сознательная позиция. Многие омские исполнители ограничиваются тем, что после работы играют «в удовольствие» по барам. Представители красноярского сообщества TESSERAKT признаются, что делают музыку, «чтобы показать себя и завести новые знакомства с другими достойными артистами».
Фото: vk.com/tssrkt
Если вам нужен стабильный доход, то лучше выбрать исполнение чужих популярных песен
Фото: vk.com/prosto_coverband
Некоторые музыканты выбирают третий путь и совмещают игру в кавер-группах с авторскими проектами. Например, Алексей Лавецкий играет не только в своей группе KDRR, но и в популярной омской кавер-группе «НАЗАРЕ». Совмещает несколько проектов и красноярец Александр Клевцов.
Самый сложный и непредсказуемый с точки зрения заработка путь — это монетизировать свое авторское творчество. Здесь стоит подумать, как вы сможете выделиться в море высококачественного контента. Руслан Брущенко разобрал истории успеха омских музыкантов и пришел к выводу, что выстрелить помогают самые разные факторы: попадание в какую-то узкую аудиторию, поддержка федеральных звезд, долгий труд или случайный взлет в ТикТоке.
— Есть пример Кати Drummatix. Ее на федеральный уровень подтолкнуло сотрудничество с группами ГРОТ и 25/17. Сейчас она ушла в сольное творчество и хорошо гастролирует по России. Проект Nytt Land, это Анатолий и Наталья Пахаленко из Калачинска.
Они популярны не столько в России, сколько за рубежом, гастролируют по Европе, участвуют в различных фестивалях. Они делают крутую аутентичную музыку со времен викингов и Средневековья.
— Нашли свое звучание, свою волну и по ней движутся. Еще один пример — это KDRR, которые буквально год назад получили федеральное признание. Они вылезали шаг за шагом, кровью и потом, постоянной творческой работой без каких-то медийных взрывов.
Возможно, ваш проект выстрелит и дойдет до широкого слушателя.
Однако судя по опыту наших экспертов, переход с локального уровня на федеральный не гарантирует высоких заработков
— Если подытожить, группе нужно зарабатывать на своей музыке, на своих выступлениях, на своем фирменном стиле, и, безусловно, стараться радовать своих слушателей. Те, кто ставит своих слушателей в приоритет под номером один, и не прогадают с точки зрения денег. Это как-то так работает.