Сезонный спрос. Как покупательская активность зависит от времени года
Поговорили с представителями разных видов бизнеса и выяснили, какие товары и услуги зависят от времени года
Photo by freestocks on Unsplash
Туризм
Туризм — сфера, в которой сезонность заметна особенно сильно. Большинство отдыхающих хотят попасть в страну, где прямо сейчас тепло. И основные направления сменяют друг друга в течение года.
Анна Статва — эксперт по туризму, к.г.н., руководитель проекта Feel Travel, говорит, что в марте в топе Таиланд, ОАЭ и Египет. В апреле начнет расти спрос на Турцию, Грецию и Хорватию, и продержится до сентября или даже октября.

Страны, расположенные в умеренном климатическом поясе северного полушария, принимают максимальное число туристов в летние месяцы (Чехия, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Монголия). Еще один летний топ — Абхазия.
Осенью и весной время стран, где летом слишком жарко. Это, например, Индонезия, Филиппины, Индия, Шри-Ланка, Мальдивы.
Ресторанный бизнес
Сезонность и сезонные продукты в ресторанах сейчас в большой моде. Современные подходы к кухне требуют готовить из местных продуктов и в то время, когда они появляются в природе. Поэтому хороший ресторан сегодня просто обязан работать с сезонными меню. По словам бренд-менеджера ресторанов Tunguska и «Булгаков» Юлии Беляевой готовиться к сезону повара начинают за много месяцев. Например, сейчас уже составляется меню на лето.

Самые главные сезоны — это, конечно, лето и осень, но для некоторых продуктов и зима. Это, к примеру, дичь и некоторые виды рыб. У шефов есть сезонный календарь, где прописаны, какие продукты в какой месяц идут.
Ритейл
Спрос на продукцию товаров в гастрономах и супермаркетах так же зависит от погоды за окном. Руководитель по внешним коммуникациям сети гастрономов «Красный Яр» Таисия Голубева говорит, что середина февраля и начало марта — пик спроса на торты и порожные, а ещё на крепкий алкоголь.

С апреля в топы продаж начинают подниматься подготовленное для жарки маринованное мясо, угли, жидкость для розжига. Летом — квас, вода, сладкие газированные напитки и мороженое.
В сентябре растут продажи сезонных овощей — свеклы, моркови, картофеля, а также разнообразные бургеры и другой фастфуд.
Ноябрь ничем особо не примечателен, а вот в декабре начинается рост продаж во всех категориях, но особенно популярны мандарины, икра и игристое.
Недвижимость
PR-специалист компании «Этажи» Ольга Юрьева, говорит, что на стоимость городских квартир сезонность почти не влияет. Здесь играют роль экономические и политические факторы, а также действие ипотечных программ и льгот. А вот загородная недвижимость, то есть дачи и земельные участки, пользуются особым спросом с начала февраля и до конца лета. В это время спрос на них вырастает в разы.

Что касается аренды, то особенно много желающих снять жилье летом. А объектов летом наоборот становится меньше. Конечно, это влияет и на рост цен.
Спорттовары
Владелец магазина «Картель & Бестия» Катя Горчица говорит, что последние пять лет какой-то особой сезонности в ее магазине не наблюдается. Сноуборд или пуховик могут купить и в марте, если клиенту этого захотелось.
Есть всесезонные товары, которые одинаково продаются каждый день: шапки, термобелье (летом покупают тонкое для походов), рюкзаки и сумки, костюмы (брюки + толстовка) из мягкого хлопка.

Единственный нюанс, что зимние товары стоят дороже и для нас в опте, и для покупателей в рознице. Поэтому достаточно сложно переходить в лето (чеки по сумме падают, зарплаты тоже падают, так как они зависят от продаж). А потом очень сложно выкупать зимний товар, приходится брать кредиты.
Торговые центры
Сезонный фактор влияет и на посещаемость торговых центров. Руководитель отдела маркетинга ТРЦ «Планета» Наталья Дмитриева говорит, что самый высокий трафик в ТРЦ — в августе и декабре: в августе люди возвращаются после летних отпусков и готовятся к началу учебного года, а в декабре — к новогодним праздникам, покупают подарки.

В остальное время года трафик распределяется равномерно, хотя в среднем осенью люди чуть чаще посещают ТРЦ, чем весной и в начале лета. Это может быть связано с тем, что весенняя и летняя погода больше располагает к отдыху на свежем воздухе, а осенью — приятнее проводить досуг в помещении.