Почему в Сибири не готовы к снегу?
Как в Омске, Красноярске, Новосибирске и Томске справляются с избытком осадков
Изображение сгенерировано в Midjourney
Снег — традиционный зимний «атрибут» российских, а особенно сибирских городов. Казалось бы, давно пора к этому привыкнуть, однако, практически каждый год после обильного снегопада оказывается, что мы снова оказались не готовы — проезжие части порой расчищаются с задержкой, а горожане, выходя из дома, сами протаптывают себе узенькие тропки до автобусных остановок и магазинов.
Что не так с уборкой снега в сибирских городах, нам рассказали урбанисты и представители муниципальных дорожных служб.
Изображение сгенерировано в Midjourney
Омск
Нельзя сказать, что в моменте виноваты управленцы или нерасторопные коммунальщики. Проблема несвоевременной и неполной уборки улиц тянется не один десяток лет и, в первую очередь, это проблема дефицита техники и рабочих рук в ответственном органе.
И здесь уже можно пожурить городские власти — из в года в год они не закладывают ни в бюджет, ни в заявки на субсидии покупку новой техники и увеличение штата.
Валерия отмечает, что именно из-за этого дефицита сотни заявок на вывоз снега с второстепенных улиц и проездов игнорируются, а жители города получают отписки вроде: «Снега нет ближе к маю».
В дни обильного снегопада горожанам и автолюбителям остается спасаться юмором. В 2ГИСе, например, дорожный коллапс один из омичей прокомментировал так: «На призыв не выезжать на дороги сегодня отреагировали только коммунальные службы».
При этом, в Омске тщательно следят за уборкой прилегающих «предпринимательских» территорий. В мэрии города отмечают, что по правилам благоустройства, все хозяйствующие субъекты должны проводить уборку своих участков до 8 часов утра, иначе — штраф.
Чтобы контролировать процесс, администрация проводит рейды и отмечает, что не все добросовестно подходят к уборке. Некоторые управляющие компании ненадлежаще исполняют свои обязанности, расчищая площадки лишь частично или сбрасывая собранный снег или его скол на проезжую часть дороги, что запрещено.
Изображение сгенерировано в Midjourney
Красноярск
Еще один город десятибалльных пробок — Красноярск. Здесь снег тоже выбивает из колеи. В сообществе «Недоурбанистика» рассказывают о причинах: «Во-первых, снег скользкий. Это сильно повышает вероятность ДТП. Во-вторых, он занимает много места и сужает дороги. Особенно это заметно на внутриквартальных проездах. Наконец, осадки сильно уменьшают видимость, в частности, в ночное время суток. Рабочие стараются устранить проблему, но утром и вечером город стоит в бесконечных пробках».
Фото: t.me/prima_news/18689
Автовладельцам при этом рекомендуют на пару дней пожертвовать комфортом и воспользоваться общественным транспортом или пройтись пешком
О процессе снегоуборки «от и до» нам рассказали в пресс-службе Департамента городского хозяйства.
Подготовка к расчистке снега в Красноярске начинается задолго до наступления сезона. Официально на зимний режим уборки предприятия переходят с 15 октября, но на самом деле дата зависит от погоды. Тем не менее, примерно к этому времени начинают готовить технику. Большинство машин — универсальные, всесезонные — летом на них навесное оборудование одного типа, зимой — другого. В межсезонье его нужно заменить. Кроме того, агрегаты проходят техническое обслуживание и необходимый ремонт.
Вместе с этим для снегоуборочных работ набирают персонал.
Заключаются договоры с так называемыми сторонними предприятиями на случай обильного снегопада. Это, как правило, строительные компании, у которых летом — сезон, а зимой техника относительно свободна. Например, большие грузовики. Зимой их в случае обильных снегопадов привлекают к уборке.
Для машин предприятия закупают необходимый запас горюче-смазочных и противогололедных материалов. В нашем городе это песок, щебень и техническая соль. Из них в зимний сезон изготавливаются смеси или жидкие рассолы. Их применяют в зависимости от температуры воздуха и других погодных факторов в городе.
— Транспорт должен двигаться. Сначала техника чистит и обрабатывает от гололеда так называемые магистральные улицы — самые крупные в каждом районе, где большой поток общественного транспорта. Затем убирают улицы помельче и двигаются дальше по микрорайонам.
Бригады ручного труда начинают расчистку с подходов к пешеходным переходам и остановкам на магистральных улицах, затем переходят на остальные участки.
По словам Светланы, основная сложность во время зимней уборки — непонимание со стороны водителей, а настоящая проблема — неправильно припаркованные автомобили, которые мешают сбору снега, его погрузке и вывозу.
Особенно остра такая проблема на небольших улицах, в переулках, междворовых проездах и во дворах, хотя бывает и на магистралях
По данным Департамента городского хозяйства, в среднем ежегодно из города вывозят порядка 400 000 кубометров снега. В особо снежные годы — до 500 000 тысяч. Например, в период с ноября 2021 до марта 2022 года из города было вывезено 418 931, 344 м3 снега.
Количество снега, убранное с начала зимнего сезона 2023 года:
- Красноярск — 98 285 м3;
- Новосибирск — 45 709 м3;
- Томск — 22 638,6 тонн.
Изображение сгенерировано в Midjourney
Новосибирск
Урбанисты Новосибирска сходятся во мнении — у системы уборки города от снега много недостатков — нехватка сотрудников и техники, плохое качество работ и так далее. Однако это частности, на которых сосредоточены обсуждения управленцев, в то время, когда следовало бы рассмотреть проблему более глобально — начать с общей организации процесса снегоуборки.
По словам Дмитрия Кречетова, сегодня в Новосибирске нет понимания, что можно и нужно сделать, а что физически невозможно. А ключевых системных проблемы две — городская среда никак не адаптирована к сильным снегопадам, и нет работающих методик организации процесса уборки и функционирования города в случае аномального снегопада.
— В арыки можно сгребать снег в период осадков и постепенно вывозить в «межснегопадное» время. Весной и летом сюда будут стекать талые и дождевые воды. К тому же, в отличие от подземной ливневой канализации, которая фактически скорее не работает, очистка и обслуживание арыков не требует спецтехники и обходится дешево.
Вторая проблема — процесс организации функционирования города во время аномальных снегопадов
Фото: ngs.ru/text/transport
— Недостатков у нынешнего процесса уборки много, но ключевая проблема в другом: неумении признать, что это физически невозможно.
Ни при каких ресурсах. Даже если в арсенале будет неограниченное количество уборочной техники, она просто заткнет все улицы и встанет, что регулярно и происходит.
Единственный способ минимизировать коллапс в снежные дни, по мнению Дмитрия, поможет минимизация личного транспорта на дорогах. Всем автовладельцам в такое время следует рекомендовать оставаться дома или пользоваться общественным транспортом, а работодателям по возможности переводить сотрудников на удаленку.
Также Дмитрий предлагает «усиливать» общественный транспорт, и прежде всего его внеуличные виды: метро, электричку, трамвай. А при очистке дорог приоритет отдавать полосам для автобусов, выпускать усиленные наряды ДПС для контроля за движением и оперативного разрешения заторных ситуаций.
При этом уборку снега следует проводить в основном ночью, когда автотрафик минимален — так процесс пойдет максимально быстро.
Интересная практика есть в Канаде, где к уборке улиц дополнительно привлекают частников на джипах и пикапах, устанавливая на них отвалы. Возможно, стоит изучить этот опыт.
Качество уборки снега в Новосибирске активно обсуждают в сети. Так, телеграм-канал Алексея Мазура о жизни города недавно отметил интересное явление. Во время проведения госзакупок по уборке снега в сибирском городе акцентируют внимание на том, что потенциальный подрядчик должен вывезти определенное число кубометров снега и определенное число раз проехаться по улице уборочной техникой.
«Тут осенило — а ведь в новосибирских тендерах вообще не предполагается, что улица будет очищена по ГОСТу. Вообще не предполагается, что она будет очищена от снега. Нет такой обязанности у подрядчика. А мы же понимаем, что если в тендере нет обязанности очистить улицу, то она и не будет очищена?», — пишет Мазур.
Также Алексей отмечает, что руководство города вместо попытки решить реальную проблему пытается переложить ответственность — найти виноватых среди управляющих компаний.
Изображение сгенерировано в Midjourney
Томск
Спокойнее дела со снегоуборкой обстоят в Томске. Как говорит Алексей Козявкин: «по-разному». По словам урбаниста, где-то снег убирают регулярно и едва ли не до голого асфальта, где-то — намного реже.
— Еще не забываем, что за дворы формально муниципалитет вообще не отвечает. Это зона ТСЖ и прочих ЖЭКов. Добавим сюда частный бизнес с собственными дворниками и получим лоскутное снежное одеяло из кусков разной степени очищенности.
Наверное, тут можно пожелать координации получше. Чтобы уборка улиц увязывалась с уборкой во дворах, и частники знали, что машину можно заказать на среду, потому что в четверг приедут «тёщины руки» от мэрии и заберут кучу, которую нагребли накануне.
Отдельная тема, по словам Алексея, обильные снегопады. С ними никакой флот уборщиков не справится. И здесь вместо того, чтобы возить самосвалы за пару десятков километров, чтобы за пять минут снова их наполнить, следовало бы распределить по территории города локальные снегоплавильные машины. Однако у этого подхода есть две стороны медали: он позволит значительно сократить перепробеги, но повлечет большие затраты, а свободных денег в бюджете всегда мало.
— В общем, можно сказать, что более-менее со снегоуборкой в Томске справляются, хотя и поводов для критики найдется масса.