Статья
Сибирь
3 ноября 2023 г
  • Статья

Не только «Тесла»

Путеводитель по электромобильному движению в Сибири. Цифры и факты

Фото: предоставлено спикером 

Если несколько лет назад даже гибридные «Приусы» у сибиряков вызывали снисходительную улыбку, то в 2023 машина без выхлопной трубы — явление если не массовое, то не относящееся к неординарным.

Постоянный рост цен на бензин, автокредиты с господдержкой и развивающаяся инфраструктура дают повод обратить внимание на электротранспорт. «Сибирь работает» разбирается — сможет ли электромобиль стать не развлечением для единиц, а средством передвижения для среднестатистического сибиряка.

Очень коротко об истории

Первый электромобиль появился в 1842 году — раньше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания. Но развитие нефтяной индустрии и совершенствование ДВС сделали электрокары неконкурентными. Активный интерес к электромобилям вернулся в 1990-е годы в США, когда набрали обороты цены на бензин и экоповестка.

Фото: vokrugsveta.ru

В Советском Союзе велась работа по проектированию электромобилей, начиная с 1935 года. Позднее ограниченными партиями выпускались автомобили с электрическим двигателем УАЗ, ВАЗ и РАФ.

Фото: stepandstep.ru/avto

На постсоветском пространстве также с конвейера выходили электромобили, но их история закончилась, так и не начавшись. В 2012-2013 годах АвтоВАЗ выпускал машину Ellada с функцией зарядки с помощью обычной розетки. Всего было выпущено 100 таких электромобилей. Также были попытки создания «Ё-мобиля» и Marussia, но в массовый выпуск автомобили так и не были запущены.

Господдержка электромобилистов

 Транспортный налог

Наличие и размер транспортного налога на электромобили зависит от региона.

 

В Сибири (а также в крупных округах европейской части России, в кавказских регионах, в Крыму) владельцы электрокаров не платят транспортный налог

 Льготный автокредит

Государство компенсирует 25% от покупки нового электроавто, но не более 625 тысяч рублей (активно обсуждается увеличение этой суммы до 35%). Это работает так: вы приобретаете у дилера машину в кредит, а государство компенсирует банку затраты, сокращая кредитный платеж на установленную сумму.

  Бесплатные парковки и другие возможности

Некоторыми бонусами владения электромобилем можно пользоваться только в отдельных городах. Например, в Москве и Санкт-Петербурге владельцы электрокаров освобождены от оплаты парковок и проезда по платным дорогам. Также в этих городах есть зарядные станции, где электромобиль можно зарядить бесплатно.

 Автострахование

Страхование электромобиля по процедуре не отличается от страхования авто с ДВС. На практике стоимость ОСАГО при равных характеристиках отличаться не будет. В отличие от КАСКО, которая для владельца электрокара может обойтись в разы дороже.

Рынок электромобилей

— В базах нельзя провести сортировку по типу двигателя (по крайней мере, конкретно электромобилей). По косвенным данным можно определить, что по Сибири сейчас двигаются более трех тысяч электромобилей.

  • По данным Национального агентства промышленной информации, Иркутская (7,6%) и Новосибирская (2,9%) области, а также Красноярский край (2,1%) вошли в Топ-10 по размеру автопарка электромобилей в России на начало 2023 года.
  • По данным агентства «Автостат», за 7 месяцев 2023 года в Сибирском федеральном округе было продано 220 новых электромобилей — в три раза больше, чем годом ранее за тот же период.
  • Наибольшее количество было реализовано в Новосибирской области — 70 авто, в Красноярском крае — 40, в Иркутской области — 32, в Омской — 25 и в Кемеровской области — 17. Еще 36 электрокаров были куплены в Томской области, Алтайском крае, республиках Алтай, Хакасия и Тыва.
     

Основная часть продаж пришлась на немецкую марку Volkswagen — 25 электрокаров. На втором месте рейтинга китайская Geely — 20 электрокаров. Третью строчку занимает российский бренд Evolute — 19 электрокаров. В топ-5 вошли японская Honda — 18 и американская Tesla — 17 электрокаров.

Фото: tesla.com | Tesla

На пятерку лидеров суммарно приходится порядка 45% всего электромобильного парка в Сибири. Что касается модельного рейтинга, то лидируют Volkswagen ID4, Zeekr 001, Evolute I-Pro, Honda M-NV, Tesla Y.

Фото: vw.com | Volkswagen ID4

Продажи растут в том числе в сегменте электромобилей с пробегом

 

В первом полугодии 2023 года в СФО было продано 910 таких электромобилей (в 2022 — 733 автомобиля). 

В топ-5 брендов вошли:

  • Nissan — 802 авто;
  • Tesla — 33;
  • Hyundai — 32;
  • Mitsubishi — 11;
  •  BMW — 5 авто.
     

Санкции

С 9 августа 2023 года Япония запретила ввоз в Россию электромобилей. Самой популярной моделью в этом сегменте был японский Nissan Leaf. Единственным вариантом покупки японских автомобилей стала поставка через третьи страны — Китай и Ближний Восток.

Отечественное производство

Сегодня серийное российское производство электрокаров представлено двумя марками — Evolute и «Москвич».

Фото: moskvich-auto.ru/models/moskvich-3e

С 2022 года липецкий автозавод «Моторинвест» производит электромобили под брендом Evolute. В модельную линейку компании вошли кроссоверы i-Joy, i-Sky, i-Jet и i-Pro.

Официальный дилерский центр Evolute за Уралом открылся в Красноярске в июне 2023 года. На сегодняшний день здесь было продано 30 электромобилей.

Скидка по госпрограмме на электромобили Evolute с октября увеличена до 925 000 рублей. С учетом всех действующих акций, цена на седан Evolute i-Pro стартует от 1 625 000 рублей.

Фото: предоставлено спикером

На сайте auto.ru в Сибири нашлось всего 2 предложения о продаже авто этой марки

«Москвич 3E» — российская копия кроссовера JAC Sehol E40X с отдельными техническими изменениями.

Приобрести «Москвич» у официального дилера можно в Красноярске, Новосибирске, Кемерове, Томске и Иркутске.

Цена на официальном сайте за электромобиль стартует от 3 325 000 рублей.

Фото: moskvich-auto.ru/models/moskvich-3e

На сайте auto.ru в Сибири нашлось 6 предложений о продаже

Отечественный автопром заявляет в СМИ о грандиозных планах на создание электрокаров. Так, компания «Кама» продемонстрировала функциональный образец электрокара «Атом», собрала более 36 тысяч заявок на предзаказ и обещает наладить массовое производство в 2025 году. Калининградский завод «Автотор» сообщил, что запустит серийное производство собственного электромобиля «Амбер» в четвертом квартале 2024 года.

Чем электромобиль отличается от машины с двигателем внутреннего сгорания?

Пройдемся по основным техническим блокам электромобиля, которые влияют на эксплуатацию и управление авто.

  • Двигатель. Особенностью электродвигателя является возможность не только производить вращательную энергию, но и создавать ток для заряда батареи, то есть работать в режиме генератора. Благодаря простоте и почти полному отсутствию трущихся частей в электромоторе, в отличие от ДВС, ресурс его намного превышает ресурс классического бензинового или дизельного двигателя.
  • Кузов электромобиля отличается наличием отсека для аккумуляторной батареи, чаще всего располагающейся в днище автомобиля. При этом благодаря трансмиссии, занимающей в электрокаре значительно меньший объем, чем в обычном авто, водителю и пассажирам электрической машины доступно больше пространства в салоне при тех же внешних габаритах.
  • Коробка передач. В электрокаре её нет. Вместо нее устанавливается очень простой понижающий редуктор. Он имеет огромный ресурс по сравнению даже с классическими коробками передач.
  • Аккумуляторная батарея. Батарея электрического автомобиля — самая дорогостоящая деталь, хотя, по сути, это сотни последовательно соединенных аккумуляторных батареек, как в фонариках. Именно от батареи зависит стоимость электрокара и дальность его хода.
  • Тяговая батарея электромобиля отличается от автомобильного аккумулятора рабочим напряжением. Сегодня стандартное напряжение в электрокарах — 350-450В. Если сложить батарею обычного электромобиля из простых автомобильных аккумуляторов, для их перевозки понадобится грузовик.
     

Фото: предоставлено спикером

Сколько может проехать электромобиль на одной зарядке — зависит от марки авто, износа его батареи и времени года. По данным «Автостата» на одной зарядке российский электромобилист проезжает в среднем 218 км.

Интернет-обзоры дают следующие цифры:

  • Nissan Leaf — до 385 км;
  • Evolute i-pro — около 433 км;
  • Tesla Model S — 505 км;
  • Mercedes EQS — 600 км.

Зимой дальность хода электрокара сократится на 20-30%. Кроме того, на специализированных сайтах владельцам электромобилей зимой настоятельно советуют парковать автомобиль на теплой стоянке.

Как и во всех гаджетах, аккумуляторная батарея со временем начинает работать хуже, что сокращает запас хода авто

Цена аккумулятора может достигать половины стоимости машины: так, для Nissan Leaf цена стартует от 500 000 рублей за новую батарею, а на смену аккумулятора в Tesla может понадобиться до 2 миллионов рублей.

Когда же придется раскошелиться? В зависимости от конструкции батареи, срок ее эксплуатации составляет 8-10 лет. Естественный процесс деградации батареи начинается сразу же с начала ее использования. Новая батарея теряет емкость до 2,3% в год.

Фото: предоставлено спикером

Но если вы готовы расстаться с гарантией и сэкономить — сегодня уже научились не менять, а переупаковывать аккумуляторы, заменяя ячейки батареи электромобиля на более свежие и с большей емкостью.

Инфраструктура

Развитие рынка электротранспорта напрямую зависит от развития обслуживающей инфраструктуры — наличия удобных зарядных станций и сервисов по ремонту.

Установкой зарядных станций занимаются энергетические компании, которые проводят эту работу при господдержке. Так, в 2023 году на установку станций в Красноярском крае выделено 42 000 000 рублей из федерального бюджета. При этом Красноярск уже идет на опережение по количеству зарядных станций.

Фото: предоставлено спикером

По данным сайта 2Гис, в Красноярске на конец октября установлено 104 станции, в Новосибирске — 41, Иркутске — 35, Томске — 8 (следует учесть, что на одной станции может быть несколько зарядок).

В августе 2023 года возле Сибирского федерального университета появились уникальные зарядные станции для электромобилей — их дизайн разработала выпускница Института архитектуры и дизайна.

Фото: предоставлено спикером 

Впрочем, городская сеть — не единственный вариант для владельцев электрокаров. Машину можно заряжать дома буквально от розетки с помощью специального переходника. Принцип зарядки будет такой же, как при зарядке смартфона, а оплата будет зависеть от установленного тарифа.

Все зарядные станции можно разделить на два типа — быстрые и медленные, если на первых полная зарядка займет 30-40 минут, то на вторых для полной зарядки машину придется оставить в розетке на 8-10 часов.

Фото: предоставлено спикером 

Сколько стоит подзарядка электромобиля?

Примерный расход электромобиля — 14 квт*ч/100 км.

На зарядных станциях компании «Россети» действует тариф на медленных зарядках в будние дни — 17 рублей/кВт*ч.

Зарядить автомобиль от домашней электросети в среднем обойдется примерно 3.80 руб/квт*ч или 53 копейки/км.

Кроме зарядных станций, важным объектом инфраструктуры для электромобилей являются сервисные центры, которые могут проводить комплекс работ, начиная от простой смены прошивки и заканчивая полной заменой или переупаковкой. Такие сервисы активно появляются.

Фото: предоставлено спикером 

Итоги

Безусловно, рынок электромобилей в России в самом начале пути — по сравнению с общим объемом российского автопрома, количество электромобилей выглядит игрушечным. Вместе с тем, этот рынок движется большими шагами, и Сибирь — в десятке активных участников начала этой истории, как по продажам электрокаров, так и по развитию инфраструктуры для них.

Вероятнее всего, в ближайшем будущем мы будем видеть все больше китайских и российских электромобилей на дорогах Сибири

Фото: предоставлено спикером 

Их цены и обслуживание сейчас — в среднем выше машин с ДВС, но разница в цене между электрической зарядкой и бензином увеличивается почти с каждым днем в пользу первой.

Для сибиряков особенно актуален вопрос зимнего использования и дальности перемещения без подзарядки. Если модели первых поколений однозначно не переживут активного движения по городу в легкий мороз, то современные электромобили уже справляются с задачами типичного автомобилиста в городе.

Фото: предоставлено спикером 

Уже сегодня есть те, для кого электромобиль — удачный вариант для покупки следующего авто на каждый день. Войдете ли вы в их число — считать и решать вам.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.