Местный лосось, отечественные ГСМ и китайская краска для елочных игрушек — как бизнес борется с проблемами закупочной логистики
О том, как влияют на внутреннюю экономику новые подходы к закупкам и логистике — узнали у представителей сибирских компаний и производств
Изображение сгенерировано в Midjourney
Перемены в отношениях с рядом зарубежных стран и последовавшие за ними экономические изменения во многом повлияли на производственные и бизнес-процессы внутри России. Об этом говорят сами предприниматели и представители крупных сибирских фабрик и заводов. Доступные ранее материалы, техника, сырье, пищевые продукты сейчас стали недоступны или поставляются при помощи реимпорта.
Немного статистики
Состояние российской экономики и деятельность компаний регулярно мониторит Российский союз промышленников и предпринимателей. Результаты опроса в третьем квартале 2023 года показали, что бизнес по-прежнему испытывает сложности в выстраивании рабочих процессов.
Компании назвали главные ограничения деятельности*
- Ухудшение условий поставки сырья и комплектующих — 37%
- Валютная нестабильность — 33%
- Проблемы с логистикой — 25%
- Недостаток оборотных средств — 25%
- Невозможность оснастить организацию новым оборудованием из-за ограничения импорта — 19%
- Резкий рост цен на отечественную продукцию — 18%
- Снижение спроса на продукцию — 16%
- Влияние санкций — 14%
- Резкий рост цен на импортную продукцию, пересмотр контрактов — 14%
- Неплатежи со стороны контрагентов — 10%
- Компания не столкнулась с проблемами — 9%
* Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%.
«Правильнее было бы приглядеться к местным»: Рынок автозапчастей
Сфера обслуживания и ремонта автотранспорта под влиянием экономических изменений испытала шок неясности перспектив, что самое страшное для бизнеса — по словам руководителя одного из красноярских автосервисов.
— Горюче-смазочные материалы пошли к нам сначала неофициальным, а затем официальным параллельным импортом. В это же время произошел запуск локализованных в России иностранных заводов под эгидой уже отечественных брендов, созданных на скорую руку.
Вместе с этим «проявились» некоторые отечественные производители, которые раньше оставались без внимания.
Что касается логистики — запчасти, ГСМ и шины, по словам Ивана Беричева, находятся на складах в России, поэтому для независимых станций технического обслуживания «логистическое плечо» практически не ощущается.
Сегодня, на мой взгляд, правильнее было бы приглядеться к местным ГСМ и запчастям. У нашего предприятия уже есть положительный опыт
работы с отечественными производителями.
«Текущее положение, по моим прогнозам, не изменится еще года три»: а что с общепитом?
Сфере общепита также пришлось подстраиваться под текущие экономические изменения. О том, как обстоит дело в этой отрасли, нам рассказал Николай Ким, основатель компании EnJoy Group, куда в числе прочих входит сеть ресторанов и доставка Kannam Chiken.
Открытие новых заведений сильно затягивается, поскольку только два-три месяца нужно ждать доставку техники
— Значительно выросла и стоимость — приблизительно на 30% дороже сейчас обходится ремонт оборудования или запуск ресторанов.
Компания заказывала технику у местных поставщиков, например, у компании «Деловая Русь», но проблема оказалась в том, что не все оборудование производят в России — что-то приходится везти из Китая или Европы.
Сейчас часть техники мы везем из Кореи. Качество достойное, но из-за валютного курса само оборудование и его транспортировка стали дороже — чтобы рассчитаться с партнерами, нам приходится менять рубли на доллары или воны.
— В перспективе ситуация не улучшится. Текущее положение, по моим прогнозам, не изменится еще года три, а к тому же, думаю, после февраля, как обычно, курс доллара вновь повысится процентов на 10-15.
Николай Ким также предполагает, что в будущем наша страна сможет прийти к импортозамещению. Однако, чтобы научиться выпускать оборудование такого же качества как, например, в Корее, нам потребуется не менее трех лет. Ценовые же изменения коснулись не только техники, но и конечного продукта — блюд в Kannam Chiken.
Частично с проблемами поставок пищевых продуктов столкнулась и компания «Оригами». Ее соучредитель Дмитрий Коробов рассказал, как доставке суши и роллов удалось справиться — выход нашли быстро.
— Недавно я обнаружил в METRO турецкого лосося, попробовать пока не удалось, но цена на него очень приемлемая, так что, если качество окажется достойным, будем его использовать.
Дмитрий Коробов отмечает, что серьезных сложностей с закупками не было, так как необходимыми ингредиентами для изготовления блюд насыщен местный рынок, рынки Китая и Белоруссии. С этими странами логистика не сильно поменялась.
Сильнее нас затронула инфляция
Традиционно у общепита, в том числе и у доставки, доходность небольшая, и чтобы находиться на плаву, приходится транслировать увеличение себестоимости сразу в цену.
— За два года себестоимость закупочного товара поднялась примерно на 40%. Соответственно и мы вынуждены были увеличить ценник на итоговый продукт.
«Многие стройки были остановлены или вовсе «заморожены»»: сколько стоит дом построить
Также мы побеседовали с руководителем компании-дистрибьютора ООО «Синай», которая занимается поставками готовой продукции для объектов капитального строительства. Утеплителем, шумо- и звукоизоляционными материалами фирма обеспечивала, например, красноярский ЖК «Преображенский», жилые кварталы на Южном берегу и в Академгородке.
— Наши поставщики частично закупают отдельные компоненты для производства за рубежом. Он поднял цену на сырье, соответственно, и наши партнеры, чтобы не терять дохода, подняли стоимость готового материала.
Повышение составило примерно 10-15%, и это не считая транспортировки, которая также стала дороже из-за скачка цен на топливо.
Один плюс в этой ситуации все же есть — скорость поставки не изменилась
Олег Лозовский отмечает, что цены на готовый продукт пришлось поднять и им самим — в среднем на 7-8%. Однако удорожание всё же не позволило закрепить доход компании на прежнем уровне.
Процесс строительства масштабных объектов чаще всего заключается в партнерстве со многими компаниями-поставщиками самых разных материалов, и после введения санкций многие стройки были остановлены или вовсе «заморожены». Это закономерно сказалось и на закупочных объемах, поэтому повышение цены на материалы не сыграло в плюс.
— В целом можно сказать, что удорожание до 10% — показатель незначительный, и он обоснован. Конкуренцию на внутреннем рынке в нынешних условиях никто не отменял, поэтому излишнее завышение цены могло бы привести к убыткам в дальнейшем.
«На внутреннем рынке есть аналоги лаков и красок, но они настолько низкого качества, что использовать их в производстве нельзя»: изменилась ли цена праздника
Сложнее стало и производителям елочных игрушек. Как оказалось, сырье на фабрику «Бирюсинка» приезжало исключительно из-за рубежа.
— Сырье в основном европейское, и после введения санкций частично пришлось перейти на китайские аналоги. То, что Китай не производит, мы по-прежнему закупаем в Европе.
Привезти материалы трудно и дорого, и изменений в ближайшее время ждать не стоит. Конечно, на внутреннем рынке есть аналоги лаков и красок, но они настолько низкого качества, что использовать их в производстве нельзя.
При этом Артем Денисович отмечает, что пострадал от повышения цен на материалы в первую очередь потребитель — стеклянные елочные игрушки существенно подорожали.
Взаимодействие с партнерами не остановилось: что с бытовой техникой?
Дефицита не было и не ожидается, как рассказали представители завода холодильников «Бирюса». Напомним, что компания занимается реализацией различной техники бытового и торгового назначения.
— В силу нашего географического положения «Бирюса» последние десять лет активно занималась расширением сотрудничества с Китаем и Южной Кореей. В настоящее время основная доля материалов и комплектующих идет с Востока, часть материалов закупается в России.
С покупкой европейского оборудования есть сложности, но взаимодействие с партнерами не остановилось. Точки соприкосновения мы находим, ведь никто не хочет терять наработанные годами взаимоотношения.
— Какие-то запасные части покупаем по параллельному импорту, а что-то изначально производилось в Китае.
Если говорить про отечественных производителей материалов и комплектующих, которые в состоянии конкурировать с Китаем — они есть, но их немного
— Безусловно, это металлургия, полимерное производство, бумажное. Мы работаем с большим количеством поставщиков для обеспечения бесперебойных поставок и поддержания высокого уровня качества закупаемых материалов и комплектующих.
Проблемы с логистикой начались еще во время пандемии, — рассказывает Павел Ларионов. Тогда сильно повысились ставки на морские перевозки и существенно увеличились сроки доставки. За последний календарный год ситуация на рынке морских перевозок стабилизировалась: ставки вернулись к допандемийным, более оперативной и прогнозируемой стала доставка грузов по железной дороге.
Сегодня на заводе создано отдельное подразделение по экспедированию грузов из Китая, заключены прямые контракты с морскими линиями и крупными российскими логистическими операторами.
— Все это вместе со существенным объемом перевозимых контейнеров позволяет нам получать выгодные ставки на фрахт и более оперативно влиять на процесс доставки на каждом этапе.