Кто такие шоплифтеры и как с ними бороться
Узнали, что чаще всего воруют в сибирских магазинах, и как компании охраняют свои товары
Шоплифтеры — явление для России относительно новое. Магазинные кражи существовали всегда, но шоплифтер — не просто вор. Он вор идейный. Движение, зародившееся в США 40-х, призывает выносить товары из супермаркетов и магазинов не ради наживы, а ради справедливости.
Так якобы осуществляется антикапиталистический протест.
Шоплифтеры 40-х считали, что многие товары по справедливости должны доставаться людям бесплатно, а владельцы магазинов мало того, что берут за них деньги, так еще и делают свою наценку
Правда, современные шоплифтеры чаще всего далеки от коммунистических и анархистских постулатов. Для них кражи — скорее способ получения адреналина, а иногда и просто удовлетворение желания прямо сейчас иметь, например, дорогие кроссовки, денег на которые заработать получится еще не скоро.
Как бы то ни было, в интернете можно без труда найти инструкции, обучающие начинающих шоплифтеров, и описание необходимого для краж оборудования. К последним чаще всего относится так называемый «броник» — сумка, защищенная медной фольгой, от датчиков и «съемник» — штука для снимания с вещей магнитных бирок.
Но вкус магазинных воров, как бы они не назывались, остается неизменным. Бери, что полегче и подороже. Руководитель службы внешних коммуникаций гастрономов «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон» Таисия Голубева говорит, что в топе у шоплифтеров: сыры, кофе, алкоголь, шоколад и изделия из него. Также среди самых похищаемых товаров — икра и рыба в вакууме. Из непродовольственных товаров — одноразовые станки для бритья, сменные лезвия для бритв и сигареты.
Особой любовью воров пользуются кассы самообслуживания. Тем не менее отказываться от них «Красный яр» не собирается.

Сама по себе концепция магазина самообслуживания опирается на допущение того, что большая часть покупателей люди честные и добропорядочные. Поэтому сервисы самообслуживания продолжают внедряться и в гастрономах, и в дискаунтерах. Речь идет, прежде всего, о кассах самообслуживания. В своей работе мы исходим из того, что вор украдет во что бы то ни стало, а типичный покупатель бывает забывчив и невнимателен.
Бороться с ворами сети помогают не только сотрудники службы контроля, но и техника. Системы видеонаблюдения, инструменты по контролю кассовых операций. В части торговых точек уже тестируются технологии, использующие искусственный интеллект.
В компании «Командор» говорят, что вкусы и цели магазинных воров меняются в зависимости от формата торговой точки. Директор службы контроля Надежда Байдель поясняет, что воровство в дискаунтерах, супермаркетах и гипермаркетах имеет свои особенности.

В дискаунтерах за последний год выросло количество людей, которые совершают массовые хищения. Они пытаются вынести большое количество товаров с целью дальнейшего сбыта на продовольственных базах, рынках, в павильонах. К числу самых распространённых категорий товаров, которые чаще всего воруют люди в дискаунтерах, относятся мясная, сырная, колбасная продукция, сливочное масло, алкоголь и сезонные товары — например, электроинструменты.
По словам Надежды, больше стали воровать во всех точках ритейла. В супермаркетах и гипермаркетах основная причина та же — кассы самообслуживания.
Интересно, что люди не воспринимают хищения через кассы самообслуживания психологически как воровство, считая это своеобразной игрой и не осознают, что такие действия влекут за собой разные виды ответственности, вплоть до уголовной. Доля покупателей, пытающихся совершить «стандартные хищения» без использования касс самообслуживания, осталась прежней.
Воруют в «Командоре примерно то же, что и в «Красном яре» — алкоголь, колбасы, сыр, шоколад, сигареты, предметы гигиены и декоративную косметику.
Для борьбы с шоплифтерами компания использует несколько методов:
- Во-первых, это современные технологии. Сейчас в точках сети внедряется система видеоаналитики, которая предоставляет массу автоматизированных возможностей по контролю процесса покупки и выявлению наиболее частых способов нарушения закона.
- Во-вторых, в магазинах работают сотрудники службы контроля и частных охранных предприятий, которые с помощью систем видеонаблюдения следят за тем, что происходит в магазине.
- В-третьих, в зонах касс самообслуживания стоят специальные операторы.
- И в-четвертых, служба контроля сотрудничает с полицией и при необходимости передает туда сведения о гражданах, совершивших противоправные действия. Сотрудники службы защищают интересы «Командора» не только в правоохранительных органах, но и в судах.
К сожалению, люди, идущие на хищение, часто не отдают себе отчет в том, что последствиями таких краж может стать реальная судимость
Просим наших покупателей соблюдать закон, не совершать противоправных действий и быть более внимательными при оплате товаров на кассе самообслуживания.