Статья
Сибирь
15 июня 2023 г
  • Статья

Как логистика поднимает продажи

Поговорили со специалистом о главных принципах мерчандайзинга

От чего зависят продажи в супермаркетах? От цен? Сервиса? Качества продуктов? Всё это важно, но не менее важно правильно расположить товары на полках и полки в пространстве. О том, как это правильно сделать, поговорили с директором формата «Супермаркет и магазин у дома» компании «Командор» Анной Тимошенко.

В ход идет не только логистика, но и другие способы создать у покупателя ощущение — «магазин — второй дом»

 

Для создания уютной атмосферы мы используем в интерьере дерево, кирпич, правильное освещение, организовываем зоны, где можно провести время. Украшаем магазин рисунками, которые создавались сотрудниками «Командора».

В логистике же главное — выделить в пространстве магазина ключевые, или, как говорят профессионалы, «якорные» зоны на пути покупателя. По словам Анны, открывая супермаркет, необходимо учитывать не только правила внутренней расстановки, но и специфику помещения и даже специфику района, в котором магазин будет работать. Задача — удовлетворить потребности конкретных покупателей каждого конкретного магазина.

Но есть и общие правила, например, во всех магазинах сети «Командор» свежие фрукты и овощи продаются на входе. Такое расположение помогает создать эмоционально положительное восприятие магазина. Хлеб обычно находится в центре магазина, создавая отдельный участок удовольствия.

Зонирование может быть разным, например, эту задачу можно решить так:

  • «Открываем» первую линию, чтобы дать максимальный обзор всего магазина, чтобы просматривались продукты категории «фреш», пекарня.
  • Размещаем якорные категории по всему пути покупателя.

В этом примере расстановки есть своя небольшая хитрость — «кулинария» располагается рядом со вторым входом. Специально для покупателей, которые заходят за готовыми блюдами и часто торопятся. Здесь же для них установлена и касса.

— Стараемся удовлетворить как функциональные потребности покупателей (в еде и воде), так и эмоциональные (удовольствие). Грамотная и правильная выкладка помогает покупателю определиться с выбором товара, направляет его и вдохновляет.

Законы организации пространства меняются вместе с изменением стиля жизни жителей современных городов. Например, в мегаполисах с их бешеным темпом сформировалась культура «еды на ходу» — горячий кофе/чай-перекус.

Для таких посетителей мы выделяем так называемый «малый круг» клиентского пути, когда покупателю не нужно обходить весь магазин в поисках чего-то съедобного, а все собрано для него в одном месте: кофемашина, которая варит ароматный кофе, витрина с готовой кулинарией, булочками, пирожными и отдельная касса самообслуживания.

Еще один тренд — формирование пространства так, чтобы оно не только «показывало» товар покупателю, но и «подсказывало» ему готовые решения для, например, ужина

—  Это и расположение в одной выкладке товаров из разных групп, но хорошо сочетаемых друг с другом. Это и размещение рецептов в магазинах, которые дают хозяйкам ответ на вечный вопрос: «Что приготовить на ужин?». Одна из хитростей — уметь вдохновлять своего покупателя. Вдохновлять на эксперименты в приготовлении новых блюд, на сочетание новых ингредиентов, на приобретение новых товаров. Вдохновляющий магазин — это всегда продающий магазин.

Когда пространство оформлено, можно приступать к расстановке товара на полках. Тут тоже есть свои правила. Лучшие полки — это те, что находятся на уровне глаз среднестатистического человека. Но самые лучшие места — отдельные стенды с товарами.

На нижних полках товары всегда продаются хуже, чем на центральных. Самые высокие продажи с ДМП — дополнительного места продаж. Это когда по всему магазину товары выставлены на островках, которые зачастую еще и реализуются по сниженной цене.

По полкам товары распределяются так:

Сначала определяется цена товара, по принципам ценообразования, мониторинга, и затем определяется его место в планограмме. Анна признается — с помощью раскладки супермаркет может сделать популярным товар, ранее ускользавший от внимания покупателя. 

Мы, повышая свою категорийную экспертизу, предлагаем покупателю неизвестный доселе товар, наш покупатель его не знает, и мы с помощью выкладки, рекламы, промо популяризируем этот продукт и приучаем покупателя к этому продукту, например, предлагаем греческий йогурт вместо сметаны для салата.

Отдельный вопрос — количество касс. Заставить покупателя стоять в очереди — лучший способ вывести его из себя.

—  Есть сложная формула подсчета, которая помогает сформировать базовое количество касс с учетом специфики магазина. Затем уже в работающем магазине количество касс может корректироваться в зависимости от наличия или отсутствия очередей.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.