Статья
Сибирь
5 июля 2023 г
  • Статья

Как купцы Сибири XIX — начала XX века рекламировали свои товары

Современные эксперты разбирают PR с ъ и ѣ + обсуждают, почему не стоит в 2023 году писать «широкий ассортимент»

Зомбирующие рекламные стишки придумали не сегодня. Рифмы использовали в газетной рекламе больше 100 лет назад. Может быть, стоит вдохновиться и другими приемами, которые работали в прошлом? Экскурсовод, автор телеграм-канала «Овсянниковский переулок» Елена Овсянникова специально для сайта «Сибирь работает» отобрала рекламные объявления конца XIX — начала XX века и обсудила их эффективность с маркетологом, редактором и дизайнерами.

Громадный выбор = широкий ассортимент?

Новости о лужах и плохих дорогах, аналоги BlaBlaCar, Tinder, «Авито», блоги и посты о новых меню — все это было в красноярских газетах. Исторический экскурс, чтобы понимать контекст эпохи. В Красноярске выпускаются официальные губернские газеты: здесь печатали указы и распоряжения, их обязательно выписывали должностные лица, не очень любили горожане. Независимые издания появляются в конце XIX века. Здесь тоже публиковали правительственные сообщения, но еще телеграммы телеграфных агентств, фельетоны, городскую и судебную хроники, а еще много-много частных объявлений и рекламы. Количество коммерческой информации — показатель популярности газеты.

Примеры и наблюдения из рекламы красноярских газет 1903 — 1907 годов

Рекламщики прошлого обожают превосходные степени прилагательных. Современного закона о рекламе, обязывающего подтверждать фактами каждое употребление слова «самый», еще нет. В рекламе все новейшее, крупнейшее, лучшее, высочайшего качества.

Эффективность употребления прилагательных в превосходной степени и вообще любых определений комментирует Наталья Дубашинская, журналист, тренер по текстам:

— Когда их употребили сотни тысяч раз, смыслы стерлись. Штампованные, стандартные, приходящие в голову первыми, часто употребляемые слова сегодня не работают, наш мозг их просто пропускает. То же с прилагательными в превосходной степени. Думаю, что столетие назад «широкий ассортимент свежайших продуктов» и «отличный сервис прекрасной парикмахерской» цепляли читателей рекламы, этим словам доверяли. Сегодня прилагательному в превосходной степени нужно искать более точный, редкий синоним или «раскручивать» слово в понятное описание.

Большая часть рекламы начала XX века строится на обещании громадного выбора и информации о собственных складах. И тогда это оправданно. При существующих сложностях с логистикой большой выбор здесь и сейчас — преимущество для бизнеса. Сейчас, когда доставка может занимать несколько часов, мы сто раз подумали, писать ли в тексте про «широкий ассортимент» — для XXI уже не такая впечатляющая ценность.

Важно учитывать, что процесс принятия решения происходит на уровне подсознания и эмоций

— Поэтому современные рекламщики апеллируют к страху, любви, сексуальному инстинкту, стадному чувству, любопытству, тщеславию. Продавцы соблазняют покупателей широким ассортиментом. Колбаса московская, окорока тамбовские, свежие огурцы, редис и салат. Приди и купи в одном месте. Удобно, и такие предложения используются до сих пор.

Переезд как повод для рекламы — тоже особенность эпохи. Онлайн-карт нет, о новом адресе важно сообщить.

Стихотворную рекламу придумали не на современном радио, вот пример из газеты 1903 года.

Рекламе прошлого, как и современной, важно подчеркивать благотворительную деятельность бизнеса. Вот пример: магазины Кохановских, красноярских издателей, делают скидку образовательным учреждениям.

Реклама прошлого не стесняется громких заявлений и сильных высказываний, она более крикливая, чем сегодняшняя. «Требуйте!» — любимый призыв объявлений.

Ну и совсем уж привычные приемы — рекламная кампания к событиям, сезонам, календарным праздникам и сезонные скидки.

Фантазию проявляют не только главные красноярские предприниматели

Интересную подачу находим и в частных объявлениях. В газетах начала XX века часто встречается вот такой прием: часть объявления напечатана вверх ногами. Это ошибка или намеренное привлечение внимания?

А тут, как думаете, мистификация или реальность? Купить цветы можно в доме Нарцыссова. Сложно поверить, что расположение магазина было так продумано.

Не спешите сделать, пока не прочитаете

Советы тем, кто хочет внедрить столетний опыт печатной информации и стилизовать рекламу в духе XIX века:

Если добавляете на макет или в текст ъ или ѣ, убедитесь в уместности старой орфографии. Лучше оценить ситуацию: как часто такой прием используют конкуренты, есть ли для этого повод.

— Например, в одном из зданий Исторического квартала открывается магазин. Текст, стилизованный под язык времени, когда строилось это здание, окажется уместным и интересным. Повторюсь, важно делать это талантливо и стилизовать текст целиком. «Эмираты Ибо-Дабо» в привычном, современном тексте недопустимы, если это не шутка и не стиль речи конкретного автора, блогера.

Подумайте, как написание впишется в среду. Художник и бренд-дизайнер медиагруппы «Прима» Кирилл Печенкин показывает пример для вдохновения и предупреждает, как все непросто. 

Фото: vc.ru/u/2047895-eto-rybinsk

Фото: vc.ru/u/2047895-eto-rybinsk

Фото: vc.ru/u/2047895-eto-rybinsk

Примечание: Рыбинск — город в Ярославской области, известный вывесками в дореволюционном стиле. Посмотрите фото в сети, даже известные федеральные бренды изменили фирменный стиль ради этого города.

Убедитесь в правильности написания — ъ или ѣ ставятся по строгим языковым правилам. Есть сервис slavenica.com, который переводит современный текст на славянскую орфографию или русскую дореформенную орфографию и обратно.

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.