Статья
Сибирь
18 сентября 2023 г
  • Статья

«Хороший дизайн — это деньги, которые получит бизнес»

Сооснователь Dprofile Виктор Рындин об уровне сибирского дизайна и его возможностях на федеральном рынке

Площадку для продвижения дизайнеров Dprofile сначала иронично называли «российским конкурентом Behance». За год своего существования она привлекла более 15 тысяч профессиональных дизайнеров. И теперь на полном серьезе стремится повторить успех Павла Дурова в своей нише.

Сооснователь площадки, CEO диджитал-агентства Wemakefab (СПБ) Виктор Рындин приехал в Омск на лекторий для продуктовых и графических дизайнеров Dprofile. Мы же узнали у него, какие требования предъявляет рынок к хорошим дизайнерам, зачем региональным спецам свое комьюнити и может ли дизайн как таковой приносить пользу бизнесу.

Зачем Dprofile приезжает в регионы? Есть ли у столиц запрос на обучение ребят в провинции — или выкачку талантов?

— Мы не ставим себе задачей учить дизайнеров. Наша задача — помочь создать и укрепить профессиональные комьюнити в регионах. У российских дизайнеров не так много мероприятий, где они могут познакомиться и пообщаться друг с другом, обменяться опытом. А мы проводим такие мероприятия.

То есть, это не история про выкачку талантов. Наоборот. В идеале мы хотим, чтобы когда мы уезжали, эти комьюнити продолжали жить. Поэтому мы пытаемся поддерживать инициативные группы в регионах, чтобы развивались региональные чаты, сообщества.

А зачем вообще дизайнерам создавать комьюнити в своих городах, например, в Омске?

— Ко мне подходили ребята и говорили: «Я задолбался сидеть один за компом с этой «фигмой» 24 на 7 и никуда не выходить». Много дизайнеров работают самостоятельно. Их проблема в том, что они находятся в вакууме.

Когда ты находишься в вакууме, ты не развиваешься, не понимаешь задач бизнеса, не понимаешь, что сейчас востребовано

 

И ты либо должен постоянно искать новые образовательные продукты и самообучаться, либо ты просто раз в какой-то период встречаешься с коллегами, обмениваешься опытом, встречаешься с работодателем, понимаешь, куда ветер дует. И исходя из этого себя трансформируешь, смотришь, в какую сторону развивать хард-скиллы.

— Нетворкинг — это базовая ценность для дизайнера. Он очень сильно развивает. В конце концов, это просто весело и прикольно. Когда мы приезжаем в Омск, Казань, Ростов, дизайнеры нам говорят: «Клёво, а я и не знал, что в моём городе есть столько активных дизайнеров. Я не одинок, и это здорово».

Есть ли возможность у сибирских дизайнеров реализоваться на местах? Или надо ехать в Москву?

— Сейчас век удалённой работы, ехать куда-то необязательно. Ты можешь прекрасно работать из дома, из любого города. Есть же хорошие компании и в регионах. Агентства, которые помогают становиться сильнее, лучше, продвигать свой скилл.

Но всё равно, когда ты развиваешься как дизайнер, тебе рано или поздно придется уйти в большую продуктовую компанию или в большое агентство, которое работает с топовыми заказчиками. И, конечно же, с вероятностью 98% это будет федеральная компания с офисом в Москве. Получается такой эволюционный путь, естественный исход.

Если говорить про местный дизайн, действительно ли у нас всё так плохо по сравнению с Москвой и Питером?

— Нет такого, что региональный дизайнер — это плохой дизайнер. Я бы вообще не делил. Мы сейчас в такое время живем, что многие локальные компании работают с федеральными заказчиками.

По факту, если агентство крупное, и оно развивается как бизнес, оно обязано выходить на федеральный уровень и работать с федеральными заказчиками. Если у них покупают федеральные компании — значит, у них высокий уровень.

— Этот высокий уровень они будут демонстрировать и для местных заказчиков. Они же не будут делать хуже для провинции?

В каждом регионе у вас есть партнеры, которые помогают организовать лектории. В Омске этим партнером стала ИТ-компания Gems development, в других регионах — другие ИТ- и диджитал-компании. Какой смысл им вкладываться в развитие дизайнерского комьюнити?

— Люди приходят в профессию благодаря большим образовательным платформам, а наша задача их дальше через работу довести до определённого уровня. Кроме того, когда дизайнеры выбирают место работы, они смотрят, насколько компания представлена и активна на рынке. Соответственно, насколько там будут интересные кейсы. Если компания нанимает дизайнеров, ей нужно обязательно идти в работу с комьюнити, помогать делать мероприятия и заявлять о себе на рынке.

Больше всего в качественном дизайне у нас заинтересованы диджитал-агентства и ИТ-компании?

— Да, для них это жизненно необходимо. Это фактически тот товар, который они производят и продают. Вот мой личный кейс. Я руководитель IT-компании. Мы долгое время занимались разработкой интернет-маркетинга, и у нас не было экспертизы в дизайне. Я тоже тогда относился к дизайну как к истории про прикольные картинки.

К нам приходил заказчик, и я ему говорил: зачем вам тратить на сайт дополнительные деньги, давайте мы соберем его из типового шаблона — и этого хватит решить ваши задачи. Действительно, на уровне микробизнеса какую-то глобальную разницу сложно почувствовать.

— Всё изменилось, когда я познакомился с дизайнером Сашей Лагутой — это как раз наш партнер по площадке Dprofile. Я увидел, как он совмещает в себе бизнес-подход и очень высокий уровень дизайна. Мы на примере своего агентства первый раз полностью переупаковались: переделали свой сайт, позиционирование, брендинг. И я почувствовал, как мы стали вообще другой компанией, с другим ДНК. К нам по-другому стали относиться клиенты.

Нас стали воспринимать как «европейский дизайн», «европейскую студию» — есть такое дурацкое выражение

Вслед за диджиталом подтягиваются продуктовые компании. Все крупные корпорации становятся дизайноцентричными, у них у всех появляются внутренние большие дизайн-команды, они видят в этом важность. А средний бизнес, к сожалению, пока ещё доходит.

«Этот логотип меня что-то не цепляет, переделайте».

— Да, да, да. Некоторые заказчики пока ещё мыслят такими категориями: чтобы дизайн кому-то персонально нравился. Часто проблема плохого дизайна просто в том, что у заказчика не хватает насмотренности.

Задача бизнеса как раз-таки в том числе через общение с комьюнити, через дизайнерские мероприятия понять, как отличать хороший дизайн от плохого.

Как бизнесу этот уровень понимания хорошего продукта развивать? Очень часто у него самого нет запроса. Один наш художник создал такой мем: «Ну для Омска как бы пойдёт». Думаю, любой провинциальный город можно сюда подставить. Как такое мышление местного бизнеса поменять?

— Простому «коммерсу» тяжело принимать решение и инвестировать деньги в дизайн. Потому что там нет для него очевидной добавочной стоимости.

Ну да, какие-то красивые картинки, и всё. Хотя хороший дизайн очень много меняет. Он из простого ресторана делает востребованный модный ресторан. Из простого сайта шиномонтажа делает понятный и доступный сервис. И это увеличивает количество денег, которые в конечном счете получит бизнес.

— В целом отношение бизнеса к дизайну меняется. Это видно, если сравнить, как было несколько лет назад — и как дела обстоят сейчас. Для изменения мышления должно пройти время.

Бизнес может заранее просчитать, какая выгода от хорошего дизайна?

— Есть разные механики и исследования, которые можно заказать и посмотреть на планируемый результат с точки зрения спроса, стоимости, привлечения пользователей и так далее. Другое дело, что они, скорее, недоступны малому и микробизнесу. И тут ты как предприниматель должен пойти на риск. Сформулировать для себя эту гипотезу и протестировать её. Это будет быстрее и проще, чем заказывать какое-то исследование.

Где можно найти реальные примеры хорошего дизайна?

— Посмотрите «Рейтинг рунета»«Тэглайн»«Золотой сайт». Там видно, что сейчас востребовано не с точки зрения красивой картинки и летающих букв, а с точки зрения реальной продуктовой разработки.

Например, что ВТБ сделал со своим корпоративным сайтом, как они перезапустили приложения и так далее.

Должны ли дизайнеры объяснять свою пользу для бизнеса?

— Для меня дизайнер должен в первую очередь уметь продавать свою работу. Это важнее, чем умение просто рисовать прикольные картинки. Потому что по факту работа дизайнера лежит в плоскости коммуникации. 

Задача дизайнеров — делиться экспертным мнением о том, как их работа влияет на добавочную стоимость конечного выпускаемого продукта

— Чем больше дизайнеры будут продавать себя в этой плоскости, тем быстрее бизнес начнет в это вовлекаться, инвестировать деньги и замечать, как он получает от этого пользу.

— Просто понимать, что такое композиция, делать визуально хорошие работы — это база для входа в профессию. Но ты становишься востребован в тот момент, когда сможешь решать кейсы. Как трудоустраиваются дизайнеры в крупную продуктовую компанию?

Там не смотрят на красоту, там смотрят на логику решения задачи. Какая была задача, как ты её осмыслял и какое решение в итоге предложил. Им ценно, чтобы дизайнер мог логически мыслить на уровне бизнеса.

— Поэтому любой дизайнер должен уметь презентовать свою работу. Рассказать текстом, почему он так решил эту задачу. Как бы банально это порой ни звучало: «Ко мне обратился магазин керамической плитки. Им необходимо было разработать сайт для повышения продаж в интернете. И я продумал каталог сложностью в два клика с главной, потому что сеошник мне сказал, что у него ссылка должна быть с главной страницы». Это всё смыслы, которые помогают показать заказчику непосредственную пользу дизайна.

Что думаете о сибирских городах: как у нас обстоят дела с точки зрения дизайна?

— Я был только в Омске и Красноярске. Но в Красноярске мы были зимой и передвигались перебежками, поэтому что-то рассмотреть не удалось.

А в Омске мы немного погуляли по центру. Очень понравился ваш драматический театр, как на нём сделана подсветка. Я из Петербурга, и он напоминает нашу архитектуру. Не буду ничего плохого говорить, всё было прекрасно.

— В этом году мы много поездили по стране, провели лектории Dprofile в разных городах. И я могу сказать на 100 процентов, что всё развивается.

Десять лет назад говорили, что нет жизни за пределами Москвы и Петербурга. Сейчас это вообще абсолютно не так

— Ты приезжаешь в города, а там есть какие-то места для молодежи, есть хорошие кафе. Skuratov ваш прекрасный, модный, молодёжный. И он бы не стал таким успешным, если бы не был дизайноцентричной компанией. Такой подход нужно проповедовать для всех.

Есть ли серьёзные дизайнерские школы в Сибири?

— Про школы не скажу, но у вас есть классные компании. Например, студия «Чипса». Они работают на международный рынок, их всё профсообщество знает и уважает. Компания Pitcher из Красноярска тоже на хорошем уровне делает сайты и сервисы. «Сибирикс» — ИТ-компания, которая занимается разработкой продуктов. У них прекрасный руководитель Владимир Завертайлов.

Удачные кейсы из Сибири:

  • Проект от студии «Чипса» — мобильное приложение для SynapsesAi — облачной компании-разработчика программного обеспечения, разрабатывающей продукты для бессерверного управления облаком.
  • Проект от студии «Тайга» — кофейня Specialty Coffee. Перед дизайнерами была поставлена задача создать нечто схожее со стилем японских кофеен и ресторанов, при этом вписаться в уже существующий интерьер и дополнить его тонкой идеей.

— Они же в свою очередь отражают друг друга и символизируют встречную передачу данных. Последняя деталь пазла — это удачный «воздушный» нейминг, который обосновывает выбранную цветовую палитру и символизирует пространство, внутри которого и осуществляется связь.

Фото: Андрей Кудрявцев, предоставлены компанией Gems development

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.